ТРЕВОЖНЫЕ И ЗАХВАТЫВАЮЩИЕ ГОДЫ

Все, кто знал Виктора Тимофеевича Стрельникова, запомнили его неразлучным со своим фотоаппаратом. Он оставил городу большой фотоархив, начиная с 30-х годов прошлого столетия.

Член Союза журналистов России, почетный гражданин г. Чапаевска, он был неугомонным человеком в профессии и в жизни. В архиве редакции «Чапаевского рабочего» недавно мы обнаружили рукопись Виктора Тимофеевича. В ней он описывает факты своей биографии периода 1935 — 1937 годов, надеемся, они будут небезынтересны нашим читателям, ведь в них — дыхание того времени.

В ноябре 1935 года Куйбышевское краевое отделение фотохроники ТАСС командировало меня в Москву на краткосрочные курсы повышения квалификации фоторепортеров. Там я встретил товарищей, проходивших летом практику в «Чапаевском рабочем». От них узнал, что в Куйбышеве открывается институт журналистики и как туда можно поступить. По окончании курсов мне предложили работу в Куйбышевском краевом отделении фотохроники ТАСС, но я решил поступать в институт, хотя пообещал продолжить сотрудничество с ТАСС. В январе сдал документы в приемную комиссию, в том числе и рекомендации от редакций газет «Чапаевский рабочий» и «Волжская коммуна». Занятия начались 1 февраля 1936 года, меня зачислили в комсомольскую группу. Я приобрел новых замечательных друзей из Сызрани, Пензы, Куйбышева. Учебный корпус располагался на улице Некрасовской, в трехстах метрах от Волги.

Большое внимание в институте уделялось повышению культуры будущего журналиста — регулярно проводились встречи с артистами куйбышевских театров, работал кружок западноевропейских танцев, регулярно проводились танцевальные вечера. Вскоре студенты нашей группы были направлены в редакции на первую практику. По просьбе «Чапаевского рабочего» меня направили в родной город. С практики мы вернулись в начале апреля, полные впечатлений от общения с опытными журналистами. С первого сентября снова взялись за учебу. В середине сентября из Чапаевского ГК ВЛКСМ в институт поступило письмо. В нем сообщалось, что я, будучи на практике в газете «Чапаевский рабочий», восхвалял на страницах этой газеты врагов народа. На состоявшемся собрании меня исключили из комсомола, а следовательно, и из института с формулировкой в приказе «из-за связи с врагами народа».

Такая же участь постигла и некоторых сотрудников «Чапаевского рабочего» и редактора газеты А. П. Белякова. Ввиду нехватки кадров журналистов часть студентов КИЖа направили на работу в редакции областных, городских и районных газет. В «Чапаевский рабочий» командировали Н. Климова и М. Перельманц. Они практически командовали всеми делами в редакции, потому что редактором был бывший электросварщик со 102-го завода. Мне помогли устроиться руководителем кружка в Доме пионеров. Спустя некоторое время мои товарищи по институту привлекли меня к сотрудничеству в газете. А в начале февраля 1938 года обком комсомола восстановил меня в рядах ВЛКСМ, и я продолжил учебу в институте.

То было бурное, тревожное, но захватывающее время. Мы мечтали принять участие в строительстве Комсомольска-на-Амуре, Магнитки. Нас вдохновляли подвиги челюскинцев, летчиков Байдукова, Белякова, Водопьянова, стахановцев. Мы сопереживали событиям в Испании, Италии. Волновались из-за роста фашизма в гитлеровской Германии. В институте была создана группа военных журналистов. В нее были зачислены физически наиболее сильные и выносливые студенты, к имеющимся дисциплинам им добавили военные науки, стрельбу. Они ходили на зависть всем в гимнастерках, постоянно подтянутые, бодрые. Вставали рано утром. Делали пробежки на берегу Волги. Зимой прорубали лед и купались в проруби.

В 1938 году состоялся первый выпуск старшей группы. Для всех нас началась трудовая жизнь в журналистике, полная новых встреч с людьми, фоторепортажей, которые нужно было подготовить срочно в номер.

Виктор СТРЕЛЬНИКОВ.
Фото автора.

На снимке: студенты Куйбышевского института журналистики на квартире ректора Володина. Фото 1936 года.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *