С ВЕРНЫМ ДРУГОМ БАЯНОМ — ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ

Первый раз он потянулся к отцовской гармошке в четыре года. В школе № 7, где мальчик учился, без него и его баяна не обходилось ни одно выступление школьной самодеятельности. И так как ребенку не всегда было под силу держать инструмент, его уважительно сажали на стул перед построенным хором. И в армию Геннадий Масенькин ушел вместе с баяном как с неразлучным другом. Этот инструмент и по сей день с ним. Он помогал ему и в трудные минуты жизни, отводил беду, находил друзей, любовь…

Поющая семья

Яков Григорьевич Масенькин, отец Геннадия, прошел всю войну, был участником Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Семья у отца была большая — семеро детей, пятеро братьев и две сестры, кроме Якова еще двое сыновей из этой семьи прошли дорогами Великой Отечественной войны. Родом семья из Ульяновской области. Судьба забросила Якова в Чапаевск. Его жена была на десять лет моложе мужа, наследник в семье был один — Геннадий Масенькин. До сих пор Геннадий Яковлевич хранит в памяти сцены, когда собиралась в их доме во Владимирском поселке вся большая семья (приезжали и из Ульяновска, и из Самары), отец брал в руки гармонь, и все дружно подхватывали мелодии на разные голоса. И мама его, Татьяна Васильевна, тоже очень любила петь. Представьте: зимний вечер, за окном вьюга, отец берет в руки гармонь, а мама приятным мецо-сопрано выводит народную песню или русский романс. На душе становилось так хорошо, так покойно.

Мальчик быстро схватывал и запоминал мелодию, подбирал ее на слух. Но родителям, особенно маме, хотелось, чтобы их ребенок научился и музыкальной грамоте, поэтому Татьяна Васильевна повела Гену в музыкальную школу. Это был 1954 год. Деревянная музыкальная школа находилась тогда на улице Пролетарской, где сейчас располагается прокуратура. Так как ребенок еще не был обучен грамоте, Татьяне Васильевне приходилось сидеть с сыном на уроках сольфеджио, музлитературы. Учителем по специальности — баяну — был Николай Иванович Хлопков, который не только поддержал, но и развил в мальчике любовь к инструменту. А родители приобрели для сына еще и фортепиано, маме очень уж хотелось, чтобы сын научился играть и на пианино. Но вскоре у музыки в жизни Геннадия появился соперник — спорт.

Музыка или спорт?

Спортивная школа на Берсоле, старожилы помнят, была деревянной, но очень популярной, особенно среди школьников Владимирского поселка. Вот туда на тренировки с двумя друзьями и начал ходить Геннадий. Занимался лыжами, бегом, стрельбой… Но музыка из своего плена его все-таки не отпустила. В школе № 7 все знали, что он хорошо играет на баяне, может легко подобрать мелодию. Как же школа будет готовиться к городскому смотру художественной самодеятельности без Геннадия Масенькина? Не бывать этому! Геннадий, кстати, и не сопротивлялся, везде успевал. Служил в Германии. Попал в полк, который охранял посольство СССР в ГДР. И все благодаря тому, что он был спортсменом и музыкантом.

В те годы в воинских частях особое внимание уделялось развитию художественной самодеятельности. Геннадий пришелся ко двору — аккомпанировал солистам и хору, играл в оркестре. Здесь научился играть на всех инструментах, которые были в оркестре, благо ему все давалось легко. А может, так казалось только со стороны?

Учительская вахта

Окончил службу в 1969 году, демобилизовался. Был май. По городу звенели последние звонки. И Геннадий, конечно, пошел в родную школу. Как все здесь знакомо! Подходит Роза Львовна Ицкович:

— Гена! Ты еще не нашел себе работу?
— Нет!
— Приходи завтра в гороно, мы тебе кое-что предложим.

Пришел, прогуливается по коридору, подходит интеллигентного вида мужчина:

— Вы Геннадий Масенькин?
— Да!

Это был директор средней школы № 12 Петр Павлович Пестриков. Он предложил молодому человеку (видно, Роза Львовна ему рассказала о Масенькине) вести уроки пения, а потом — еще и физкультуры. Так начались для Геннадия Яковлевича почти ежедневные путешествия из Владимирского поселка в Садово-Дачный. Зимой на лыжах, в остальное время года пешком. Спортивные секции, которые он тоже вел, обычно заканчивались, когда на улице уже было совсем темно. Да еще были вечером репетиции к городскому смотру художественной самодеятельности. А тогда в смотре участвовали не только ученические, но и педагогические коллективы. Школа заняла первое место в городском конкурсе художественной самодеятельности. Натура увлекающаяся, Геннадий успевал и в походы с учениками ходить, и вечера организовывать. Но проработал в садовской школе только год. «Переманили» Геннадия его бывшие учителя Сергей Иванович Шубенин и Степан Степанович Козупица, участники Великой Отечественной войны, в интернат № 2 на Озерной, который тогда располагался в здании сегодняшнего Чапаевского губернского колледжа. Геннадий окунулся с таким же энтузиазмом в новую атмосферу.

Пока был молодым и неженатым, им в работе в большей степени двигал интерес. А что за зарплата была в те годы — 80 рублей в месяц. Но в течение четырех лет он нес эту нелегкую службу, потом перешел вести уроки пения к Федору Васильевичу Белову в школу № 22. Сейчас нет уроков пения, нет конкурсов художественной самодеятельности, когда каждая школа в обязательном порядке должна представить хор. А жаль. Геннадий Яковлевич считает, что хоровое пение играет большую роль не только в эстетическом воспитании детей, но и в нравственном.

Новые встречи

Женился Геннадий Яковлевич, когда стал работать аккомпаниатором во Дворце культуры имени Горького, где и встретил свою любовь. Поженились они с Татьяной в 1976 году. В сфере культуры он встретился с не менее интересными людьми, чем в образовании. Один директор Дворца культуры Зворыкин чего стоил! Или руководитель танцевального коллектива Иван Андреевич Фадеев, специалист высокого класса и трудяга. Его группам, а у него их было достаточно много, и на репетициях, и во время выступления аккомпанировали Геннадий Масенькин с другом. С Фадеевым Геннадий так сдружился, что они стали с ним вместе ездить на рыбалку.

Следует сказать, что рыбалка у Геннадия Яковлевича — не менее страстная любовь, чем спорт и музыка. «Но это отдушина, — всегда подчеркивает он и продолжает. — Какое это удовольствие посидеть с удочкой на рассвете, когда тишина изумительная, душа отдыхает». Нравится ему и зимняя рыбалка, зимой природа не менее красива. Со школьных лет он увлекался фотографией, показал несколько своих альбомов. Творческий человек, он во всех ипостасях творческий. И похвастался своим уловом, тоже на фотографиях.
С танцевальными коллективами Фадеева он проработал десять лет, а потом… Потом стал пожарным.

Жизненные повороты

Никогда не знаешь, как и куда повернет тебя жизнь. В сфере культуры, как в образовании, зарплата маленькая. В семье подрастали две дочки, а в пожарной части по тем временам зарплата была хорошая, 106 рублей, да и льготы еще были. Когда позвали туда на работу, не отказался. Баян всегда и везде был с ним, тем более в пожарных частях тоже процветали художественная самодеятельность и спорт. Его часть постоянно занимала первые места и по самодеятельности, и по спорту. Конечно, пожары тушить Геннадий Яковлевич научился, за спины товарищей не прятался. У пожарных график работы сутки через трое. Отдыхать наш герой не научился, и в качестве подработки стал ходить с баяном на свадьбы. И, надо сказать, пользовался популярностью — записывались к нему за несколько месяцев. Проработал Геннадий пожарным до реорганизации, когда стали закрываться в городе одна часть за другой и прошло большое сокращение сотрудников. И тут судьба в жизни Масенькина делает новый поворот, буквально до увольнения.

— Я выехал на пожар, тушу, — рассказывает Геннадий Яковлевич, — звонит диспетчер и говорит, мол, сразу не уходи, тут тебя двое мужчин дожидаются. Выхожу к ним, весь чумазый, переодеться еще не успел. Навстречу мне поднимаются Павел Иванович Следков, директор музыкальной школы № 1, и преподаватель школы Владимир Дмитриевич Дятлов. Мы, музыканты города, так-то все друг друга знали, но удивился, зачем это я им так срочно понадобился. «Ген, выручай, — была их первая фраза. — У нас настройщик умер, а в городе их больше нет». Ответ мой был естественен: «Какой я вам настройщик!» «Но у тебя же абсолютный музыкальный слух — сможешь».

Такой уж у Масенькина характер — не может он отказать, когда его просят. Пошел. Инструментов для настройки фортепиано в школе вообще не оказалось. Павел Иванович нашел какой-то ржавый ключ. Что ж, Геннадий Яковлевич стал изучать литературу, пошел к другу в слесарную мастерскую, сам сделал инструменты. Таким вот еще и народным умельцем оказался наш герой. Вскоре он стал настраивать инструменты и в музыкальной школе № 2. Но душа баяна требовала, и поэтому он стал играть вместе со Следковым и Дятловым в ансамбле педагогов школы.

В духовном плане они так сблизились, что стали и на рыбалку вместе ездить — у Масенькина всегда был личный транспорт. Что еще характерно для Геннадия Яковлевича — он никогда в жизни не курил, даже не пробовал, в то время как отец его, по его же словам, по пачке в день выкуривал. Выпивать -тоже была не его стихия. Зато друзей всегда было много.

Послесловие

На днях Геннадию Яковлевичу исполнилось 70 лет. Он свой возраст не ощущает, да и со стороны никто не верит в эту его цифру. Он очень деятелен, активно участвует в культурной жизни города. В «Весенних ритмах» зрители увидели дуэт баянистов — Следков и Масенькин. В городских сценариях к губернскому фестивалю «Рожденные в сердце России» для него всегда есть роль, которую он с вдохновением исполняет, в большинстве случаях — с баяном или гармошкой. Всегда быть в гуще событий, с людьми — по-другому он жить не может. Как и без друзей, без семьи. Дочери получили высшее образование, вышли замуж, у него растут трое внуков, с которыми он также находит время позаниматься. Как и для подработки — посменно несет вахту в одной из организаций Самары. Жизнь для него продолжается. И он хочет успеть везде.

Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото из архива Масенькиных.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *