«ПОЛУЧИЛ ПРАВА — ЕЩЕ НЕ СТАЛ ПРОФЕССИОНАЛОМ…»

Сегодня сложно представить нашу жизнь без автомобилей. Передвигаться на машине — это быстро, удобно, практично! Поэтому и желающих обучиться навыкам вождения становится все больше. Что из себя представляют ученики автошкол? Кого обучить сложнее мужчин или женщин? И с какими сложностями чаще всего сталкиваются те, кто впервые садится за руль? Обо всем об этом мы поговорили с мастером производственного обучения вождению Чапаевской автошколы ДОСААФ России Сергеем Николаевичем СОЛОДИЛОВЫМ.

— Сергей Николаевич, расскажите, ваш типичный ученик, кто он?
— Нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Все люди разные, и обучающиеся тоже — один не похож на другого. В автошколу приходят уже взрослые ученики — со своим сложившимся характером, привычками, убеждениями. Кто-то импульсивен и пытается сделать за рулем десять дел одновременно, кто-то, наоборот, медлителен, вальяжен. Есть среди учеников перестраховщики, тысячу раз посмотрят во все стороны, прежде чем совершить маневр. Встречаются и те, кто за время занятия успеет мне рассказать все о своей жизни, о воспитании детей, отношениях с супругом, проблемах на работе. И с каждым нужно найти общий язык. Сейчас стало обучаться много девушек, женщин — их порядка 75% от общего числа учеников. Жизнь меняется, и теперь слабый пол за рулем уже не кажется нам чем-то из ряда вон выходящим. Иногда спрашиваю будущих автоледи, почему они решили обучаться вождению. Ответ примерно такой: муж работает, двое детей, нужно отвозить их в школу, садик, потом самой добираться до работы. Конечно, на автомобиле это сделать куда удобнее и быстрее, чем на общественном транспорте.

— А кого сложнее обучить — женщин или мужчин?
— Пол значения не имеет. Труднообучаемые, как и легкообучаемые, встречаются среди представителей обоих полов. Тут все зависит не от буквы в паспорте, а от набора личностных качеств «курсанта».

— «Курсанта»?
— Так сложилось, что мы, мастера производственного обучения, называем обучающихся между собой «курсантами». Автошкола ДОСААФ занимается подготовкой не только рядовых водителей, но и специалистов для вооруженных сил, военкомат направляет к нам будущих призывников — «курсантов», а мы обучаем их вождению. Вот и прижилось это название — теперь зовем так даже тех, кто проходит обучение на категорию «В».

— А что вызывает у «курсантов» наибольшие сложности при обучении?
— Умение грамотно применить полученные знания. Например, объясняю, как управлять транспортом. На словах все понятно. А вот сесть и сделать — уже не так просто. Это на теоретических занятиях можно посидеть, подумать над вопросом. А во время оживленного движения? Оценивать ситуацию и принимать решение нужно в разы быстрее.

— А совсем необучаемые водители в вашей практике встречались?
— Редко, но встречались. Я работаю инструктором уже 30 лет, за все это время на моей памяти было три таких ученика — одна женщина, и двое парней до 17 лет. Сухим языком статистики — один человек в десять лет. Это особенность личности — кому-то оказалось не по силам освоить правила движения, кто-то просто очень плохо ориентируется в пространстве.

— А способных много?
— Немало. Бывает, приходят ко мне ученики — до занятий вообще за руль ни разу не садились, но после небольшой тренировки сразу поехали, буквально «с нуля».

— Часто ли приходится повышать голос на обучающихся?
— Если бы все было так: покричал на «курсанта» — и он тут же сел и поехал правильно, без ошибок, тогда, наверное, я бы повышал голос на занятиях. Но это не тот случай. Таким чудодейственным свойством крик не обладает, толку от него мало. И вообще, я терпеливый человек. Мне по душе другой способ обучения: не получается? Пробуем еще раз! И еще раз, и еще, и еще, и еще… Пока человек не поймет.

— Можете ли вспомнить какие-нибудь интересные случаи на практических занятиях?
— Работа мастера производственного обучения вождению вообще очень интересна, и каждый день дарит много положительных эмоций. Вот, например, недавно. В моей группе занимается девушка, очень способная, быстро освоила основные моменты, неплохо ездила. И тут приходит на занятие — не пойму, в чем дело: с педалями не работает, ноги ее вообще не слушаются, будто первый раз за рулем. С чего вдруг? И только в конце занятия выяснилась причина. И оказалось, что виной всему сапоги. С наступлением холодов девушка просто поменяла летние туфли на сапожки, видимо, не очень удобные. Так что за рулем мелочей не бывает.

— Какие советы вы даете своим ученикам-выпускникам автошколы?
— Всегда говорю: получил права — еще не стал профессионалом. Опыт и мастерство приходят со временем. Поэтому на дороге надо быть внимательнее и ответственнее.

Наталья ВЕЛИЧКО.
Фото автора.

На снимке: С. Н. Солодилов на занятиях по вождению. За рулем — будущий водитель Дмитрий Роповка.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *