ПУТЬ ИЗ ПОДЗЕМНЫХ ВОДОНОСНЫХ ГОРИЗОНТОВ ДО КРАНА НАШЕГО НЕ ПРОСТ

Мы каждый день открываем краны в наших домах и квартирах, особо не задумываясь, откуда берется вода, текущая из них, как она туда попадает, какой путь проходит и кто те люди, которые вращают сложнейший механизм добычи, переработки, очищения и доставки этой живительной влаги нам. Чтобы получить компетентную информацию об этом, мы и обратились за помощью к генеральному директору ООО «Водоканал» В. В. КАРПОВУ.

— Владимир Владимирович! Давайте напомним нашим читателям, какой путь проходит питьевая вода, прежде чем попасть в кран потребителей.
— Водоснабжение нашего города осуществляется из подземных источников — артезианских скважин, расположенных в городской черте. Скважины сгруппированы на нескольких обособленных объектах — водозаборах. Вода, поднятая насосами с глубины 50-70 метров, собирается в аккумулирующие емкости — резервуары чистой воды, из которых другими насосами, сетевыми, подается в распределительную сеть. Перед подачей в сеть производится обеззараживание воды. Конечные потребители — жилые дома, производственные объекты — подключены непосредственно к распределительной сети, и избыточным давлением вода поднимается в водоразборные краны, колонки, пожарные гидранты.

— Расскажите, пожалуйста, какое необходимо оборудование для этого, модернизируется ли оно? Влияет ли состояние оборудования на качество питьевой воды. Кто следит за качеством питьевой воды? Бывают ли проверки качества питьевой воды другими организациями, какими? Как они ее оценивают?
— На первый взгляд, описанный мною процесс водоснабжения несложный и не требует каких-либо особых достижений технического прогресса. На самом деле это не так. Чтобы производственный процесс был эффективным, мы отслеживаем всевозможные достижения, новшества в сфере водоснабжения и водоотведения. На сегодняшний день все ключевые объекты водоснабжения автоматизированы: работа насосов регулируется частотными преобразователями, на распределительной сети в разных районах города установлены датчики давления, вся информация в режиме реального времени стекается на диспетчерский пульт, что позволяет оперативно реагировать на изменение параметров работы оборудования и упреждать жалобы потребителей.

Не секрет, что качество нашей воды в силу природных факторов по некоторым показателям, жесткость и сухой остаток, не соответствует требованиям санитарных норм, однако, это не влияет на ее безопасность и вкусовые качества, поэтому подача воды потребителям городского округа согласована органами Роспотребнадзора. Неправильная эксплуатация водоисточников, сетей и сооружений водоснабжения, безусловно, может привести к ухудшению показателей качества, поэтому контроль качества воды, подаваемой потребителям, осуществляется очень жестко.

Для этих целей разрабатывается специальная Рабочая программа, выполнение которой контролирует Роспотребнадзор путем проведения самостоятельных аналитических исследований.

— Ваша организация все время призывает экономить воду, для этого просит повсеместно установить счетчики. А можно ли узнать, какой объем воды в наших подземных водоносных горизонтах остался, на сколько лет ее хватит?
— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обладать информацией о гидрогеологических исследованиях водозаборов. К сожалению, на протяжении последних 30 лет этим никто не занимался. В этом году мы изыскали возможность финансирования работ по переоценке запасов подземных вод. Эта процедура длительная и дорогостоящая. Мы рассчитываем провести ее в течение 5 лет. Уже начаты работы по переоценке запасов подземных вод на водозаборе «Северный». После получения результатов обследования можно будет говорить о возможных сроках эксплуатации водозаборов.

— Хозяйство у вашего предприятия большое. И понятно, что оборудование без людей, без квалифицированных кадров работать не будет. Что Вы можете сказать о коллективе, достаточно ли он профессионален? Как подбираете кадры? Есть ли текучесть? Какие требования предъявляете персоналу? Как повышается их профессиональный уровень?
— Главное в нашей работе — ответственность. Ответственность за результаты своего труда, за благополучие и комфорт потребителей. Текучесть, безусловно, есть — мы не можем похвастаться высокой заработной платой, тем не менее, более 52% работников нашего предприятия имеет стаж работы свыше 5 лет, 33% работников — со стажем свыше 10 лет. Я сам работаю на предприятии более 20 лет, имею профильное образование — окончил строительный институт по специальности «Водоснабжение и водоотведение», сейчас получаю второе высшее образование по направлению «Антикризисное управление», поэтому всячески поощряю стремление работников повысить свой образовательный уровень. Понятно, что все это идет в дополнение к обязательным требованиям, предъявляемым к уровню подготовки специалистов.

— Ваше производство непрерывное, оно очень важно для жизнеобеспечения жителей города. Как вам удается поддерживать эту непрерывность. Отключения воды в последнее время бывают все реже и реже. Но в каких случаях бывают?
— Отключения бывают аварийные и плановые. От аварий не застрахован никто, но минимизировать вероятность их возникновения можно. Для этого необходима продуманная, взвешенная техническая политика, в основу которой заложен планово-предупредительный ремонт и обновление оборудования, сетей, механизмов. Для комфорта потребителей мы стараемся сократить и продолжительность планово-предупредительных работ, поэтому к ним готовимся, и на дату планово-предупредительных работ мобилизуем все необходимые силы и средства. Это позволило достичь конкретных результатов. Если в 2006 году на распределительных сетях было ликвидировано 235 аварий, то в 2016 г. — 65. По каждому факту аварии проводится техническое расследование. Статистика показывает, что большинство аварий происходит в силу объективных причин (в основном природного характера и в связи с изношенностью сетей).

— Знаю, что у вас остаются проблемы с потреблением воды в частном секторе. Они как-то решаются? Есть еще дома частного сектора, в которые вода не проведена и где жители пользуются колонками? Кстати, сколько сейчас колонок в городе, как они обслуживаются?
— Многие жители помнят, что в недавнем прошлом в городе существовала острая летняя проблема: жители верхних этажей многоквартирных домов ул. Запорожской, Вокзальной, квартала 7 «Б», района «Проспект» оставались без воды. На вопрос диспетчеру «Водоканала»: «В чем причина?» — получали однозначный ответ: — «Начался полив в частном секторе». Мы в корне изменили ситуацию и эту зависимость ликвидировали. Сейчас мы находимся на следующем этапе решения проблемы: в частном секторе дать каждому потребителю воды не столько «сколько захочется», а столько «сколько положено». Работа эта длительная и сложная, но она ведется и уже дает свои результаты: из проблемных районов остался только поселок Титовка (район Чапаевского лесничества).

Ориентировочно, половина домовладений частного сектора подключена к системе водоснабжения по постоянной схеме, половина — по временной (летней) и пользуется водоразборными колонками. Обслуживание водоразборных колонок наша обязанность, которая сопровождается определенными финансовыми издержками, поэтому в наших интересах сократить их количество. А сделать это можно, только увеличив количество постоянных присоединений частных домов к центральному водоснабжению.

— Ваше предприятие обслуживает и все канализационное хозяйство города — это тоже очень важная сфера для жизнеобеспечения населения. С какими проблемами приходится сталкиваться?
— На протяжении многих лет основной проблемой канализационного хозяйства оставалась кража чугунных люков. По этой причине колодцы постоянно захламлялись мусором, нарушая работу системы водоотведения. Кроме того, они становились просто опасными ловушками для окружающих. Мы решили эту проблему кардинально, разместив на своих площадях небольшое производство по изготовлению полимерпесчаных люков. Открытые колодцы сегодня — большая редкость, мы имеем постоянный достаточный запас люков, чтобы оперативно реагировать на факты воровства и вести планомерную замену металлических люков на неметаллические.

— Сколько лет назад очистные сооружения были переданы в ведение водоканала? Напомните, пожалуйста, какую функцию они выполняют? Что сегодня из себя представляют? Какой персонал работает здесь? Если вдруг очистные сооружения выйдут из строя, что может произойти? Есть ли перспективы совершенствования этих сооружений?
— Мы обслуживаем очистные сооружения с 1 января 2012 года. Их назначение — очистка бытовых и производственных сточных вод до нормативных показателей качества. Это достаточно сложный комплекс, обеспечивающий транспортировку стоков, их механическую и биологическую очистку, а также обеззараживание. Объект введен в эксплуатацию в 1976 году, но существенных изменений в принятые проектные решения за 40 лет не произошло. За 5 лет мы прекратили практику сброса недостаточно очищенных промышленных стоков в реку Чапаевку, модернизировали систему обеззараживания, заменили систему аэрации головных сооружений комплекса, постарались улучшить бытовые условия обслуживающего персонала.

Очень важно поддерживать непрерывность технологического процесса: прекращение подачи воздуха более чем на 6 часов может погубить микроорганизмы, нарушив главную функцию сооружений — биологическую очистку стоков. Восстанавливать нарушенный потенциал придется в течение нескольких месяцев. В связи с этим работе очистных сооружений уделяется пристальное внимание со стороны надзорных органов: нас контролирует несколько государственных и независимых лабораторий.

Учитывая возраст очистных сооружений, добиться необходимых показателей сложно, поэтому здесь особое значение имеет квалификация персонала. Коллектив очистных сооружений — около 40 человек — остался практически неизменным. Большинство из них имеет заводскую закалку и многолетний опыт работы. Высокая ответственность и профессионализм персонала позволяет обеспечить стабильную работу очистных сооружений.

В 2016 году специалисты архитектурно-строительного университета оценили работы по реконструкции очистных сооружений в 357,6 млн. рублей, но источников финансирования этих работ пока нет.

— Спасибо за ответы на вопросы. Теперь жители города, надеюсь, будут иметь более полное представление и о работе Вашего предприятия, и том, какой это сложный и многогранный механизм — подача воды в их квартиры и дома. И, естественно, будут беречь это наше общее достояние и оплачивать вовремя полученные услуги водоснабжения и водоотведения.

Интервью подготовила Людмила ДЕШЕВЫХ.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *