ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И КУЛЬТУРА МОГУТ СПАСТИ МИР

В образовательных учреждениях нашего города Год экологии завершается серией разнообразных мероприятий, в том числе и семинаров, на которых коллеги обменивались опытом непрерывного экологического образования детей на уроках и во внеурочное время. Полученные знания в области окружающей среды — это своего рода трамплин к конкретным, пусть и небольшим в масштабах страны, но практическим делам. Эта мысль прослеживалась на окружном семинаре в школе № 23, которая в номинации «Образовательные учреждения» в 2016 году была признана ЭкоЛидером. Практических дел и у педагогов, и у учащихся этого образовательного учреждения много, как и наград за победы в разных конкурсах и фестивалях экологической направленности. Уникальность школы еще и в том, что в ней, единственной в городе, есть школьное лесничество, которое успешно сотрудничает с Чапаевским участковым лесничеством, и где дети не только изучают вопрос, как вырастить лес, сохранить его, но и помогают в работах на производственном участке.

Чтоб сказку сделать былью

До начала пленарного заседания гости, приглашенные со всего Юго-Западного образовательного округа, с интересом знакомились с разнообразными поделками учащихся. Чего только не было на этой выставке! И картины, выполненные в разных стилях, и композиции с цветами и зверюшками, и много других, талантливо исполненных вещей. Из материалов стенда «Школьное лесничество» учителя и воспитатели, приехавшие на семинар, смогли конкретно узнать, чем же занимаются здесь дети. Директор школы Ж. В. Копылова всех гостей пригласила на третий этаж в зимний сад и поделилась планами, как она думает его сделать еще интереснее и привлекательнее, используя те средства, что школа получила, одержав победу в конкурсе «Тропою открытий», который проводила компания «Лукойл». Еще она мечтает здесь же оформить для школьного лесничества отдельный кабинет.

Открыла мероприятие агитбригада школьного лесничества «Зеленые береты». Следует сказать, что зеленый цвет преобладал на сцене. И дети очень убедительно доказывали взрослым, что они «за чистый воздух, за чистую землю» и рассказывали, что они сегодня делают, чтобы вокруг них было так всегда. Умилил всех Доктор Айболит, к которому прибежал маленький жучок и пожаловался, что он задыхается. Айболит понял, что Бармалей открыл завод, из трубы которого идет гарь. И как всегда бывает в сказках, добро победило зло, Бармалея удалось перевоспитать, завод он закрыл, воздух стал чистым, и все задышали свободно. Если бы так легко все было в жизни… Возможно, когда сегодняшнее поколение школьников, получив серьезное экологическое воспитание, впитав в себя экологическую культуру, вырастет, ему удастся сказку сделать былью.

Получив программу окружного семинара «Экологическое воспитание как приоритетное направление общеобразовательной организации в урочной и внеурочной деятельности», выслушав на пленарном заседании приветствия заместителя директора ресурсного центра Е. Н. Вихревой, начальника отдела архитектурно-строительного контроля департамента строительства и архитектуры администрации г. о. Чапаевск О. А. Волгиной, лесничего Чапаевского участкового лесничества В. А. Казакова, участники семинара приступили к серьезной работе. Прозвучавший доклад директора школы Ж. В. Копыловой дал полное представление о той объемной работе, которая ведется в школе.

Успех приносит увлеченность и любовь

Жанна Валентиновна перед началом выступления сообщила, что большую роль в экологическом воспитании школьников играет лесничий, и не случайно Виталий Александрович по итогам работы 2016 года, в том числе и сотрудничества со школой, стал лучшим лесничим Самарской области. Он часто бывает в школе, встречается с ребятами и не приходит без подарков. В этот раз он подарил инструмент для работы в зимнем саду. Многие его подарки дети используют и на пришкольном участке.

В своем докладе директор школы напомнила, что формирование нравственной культуры у детей сегодня невозможно без экологического воспитания. Нужно научить маленького человека ответственному отношению к окружающей среде, которое невозможно без экологического сознания. Программа «ЭКОшкола» призвана решать эти вопросы.

Детсад, который располагается в одном здании со школой, — первое звено системы непрерывного экологического образования. Здесь детей учат, как стать другом природы. Дети выращивают растения в уголке природы, ухаживают за домашними животными, наблюдают за явлениями природы и так далее. Учащиеся младших классов изучают окружающий мир, полученные знания также реализуют в практических делах. Экологическое образование учащихся средних классов реализуется посредством экологизации учебных предметов естественнонаучного цикла, а во внеурочное время — это конкурсы, акции, кружки, работа на пришкольном участке.

«Зеленые береты» на школьной тропе

История школьного лесничества уходит корнями чуть ли не к периоду, когда в поселке Титовка только появилась эта новая школа. Но название «Зеленые береты» появилось недавно. Сегодня в составе школьного лесничества 40 учеников. Соблюдая преемственность, педагоги стараются привлечь школьников к активной деятельности по изучению и охране лесных угодий и к участию в экологическом просвещении населения поселка.

Работа обновленного школьного лесничества принесла и первые результаты. По итогам 2015 года в областном смотре-конкурсе школьных лесничеств «Зеленые береты» заняли 1-е место, в 2016 — 2-е. За участие в международной программе «ЭКОшкола/Зеленый флаг» школа получила уже два зеленых флага. Школьное лесничество образовательного учреждения стало гордостью не только школы, но и города. Ребята из актива школьного лесничества разрабатывают и проводят экологические праздники и акции по озеленению школьного двора и зимнего сада в фойе школы, посадке деревьев выпускниками, трудовые и экологические десанты на территории школы и поселка, участвуют в акциях «Оставим землю чистой», «Берегите первоцветы», организуют конкурсы рисунков, газет, плакатов, сочинений, стихов. Четыре раза в год в школе проводится экологический «БУНТ» — «Быстро Уберем Нашу Территорию», основная цель которого привести в порядок школьный двор и прилегающую к нему территорию от мусора и листвы. В зимний период на территории школьного двора «работает» 10-15 птичьих «столовых».

Ежегодно весной проводится экологическая акция «Украсим планету цветами» — разбиваются цветники, газоны из выращенной детьми рассады, благоустраивается пришкольный участок. Члены школьного лесничества приняли активное участие в акции «Лес Победы», во время которой все желающие смогли посадить дерево в память о погибших во время Великой Отечественной войны. Реализация совместных социально значимых проектов помогает становлению неравнодушной личности, способствует воспитанию гражданской позиции ребят.

Все уроки хороши, выбирай на вкус

Во второй половине семинара на двух площадках было показано гостям семь практических занятий. Три из них — мастер-классы: «ЛЭПбук «Родная природа» в детсаде (воспитатель М. М. Булдыркаева) и «Экологический квест для детей дошкольного возраста «Помоги Лесовичку» (воспитатель Е. В. Гриднева), в начальном классе — «Экологическое воспитание на уроках окружающего мира» (учитель В. А. Андреева). Многие гости решили побывать на интегрированном уроке по географии и литературе в 7 классе «Я в мир удивительный этот пришел», который проводили учитель русского языка и литературы З. Ф. Бусыгина и учитель географии Г. В. Лунина.

А вот как вы думаете, можно говорить об экологии, охране окружающей среды на уроках математики? Учитель математики первой категории О. В. Хаматнурова в 6 классе показала, что, оказывается, можно это делать, решая задачи и уравнения. Как всегда, урок начался с устного счета. Например, была предложена такая задача: если бы все 170 учеников школы пришли без второй обуви, каждый принес 20 граммов пыли. Даже если бы вымыли полы и 2 килограмма пыли убрали, сколько осталось ее в воздухе, которым мы дышим? Дети начали активно считать. Оказалось, что 3 килограмма 400 граммов. Много уравнений решалось о сохранности редких пород птиц, об экономии воды, бумаги, об охране леса и другие. Дети работали увлеченно. Потом посмотрели презентацию о том, как можно спасти птиц, разгадывали ребусы, кроссворды, связанные с охраной окружающей среды. По реакции гостей было видно, что и они увлечены работой — решали вместе с учениками те задачи, которые предлагал учитель.

Не только физика, но и лирика

На семинаре были представлены и занятия по внеурочной деятельности, например, в 4 классе — «Экоклуб Началка» (учитель С. В Шадрова), эколого-психологический тренинг подготовила и провела ответственная за воспитательную работу Е. А. Шанина. А квест-игра «Лаборатория «Энергопоиск», подготовленная учителем информатики первой категории С. В. Иншаковой, вообще проходила без участия учителя.

Всем здесь заведовал седой профессор и два его ассистента, которых успешно играли ученики. Исследования вели две научные группы (соревновались две команды шестиклассников), связаны они были в основном с энергосбережением. Ассистенты строго следили за тем, какая группа быстрее продвигается в своих научных разработках. Было интересно, весело. Игра захватила и самих участников, и гостей. Были и любопытные ребусы, и увлекательное лото, и кроссворды. Театрализация игры придала всему процессу особую интригу. В общей сложности, все поняли, почему нужно беречь не только энергоресурсы, но и другие природные богатства.

Кроме математики и физики присутствовала на семинаре и лирика. Несколько лет в школе работает литературная гостиная, которая собирает на своих вечерах не только учащихся, но и учителей, родителей. Приезжают музыканты из города, члены литературного клуба «Пегас», которые читают свои стихи. В роли организатора и ведущего всех вечеров выступает учитель истории Н. А. Борец, которой очень хотелось показать гостям такую форму работы. В этот раз было слово о красоте земной.

…Играла прелестная музыка в исполнении скрипки (Надежда Галимова) и фортепиано (Людмила Сухарева). Соответствовал ей и дизайн сцены — свеча, цветы, томики стихов. Да, прежде чем учиться охранять природу, надо ее полюбить. И что, как не стихи о прекрасной русской природе, помогут это сделать. Строки русских поэтов начали звучать в гостиной. Дети один за другим выходили на сцену и под музыку читали их. Потом читали стихи и наши местные поэты Татьяна Кижайкина и Елена Бутырцева. Они хорошо чувствуют и понимают русскую природу и своими стихами отдают ей дань уважения и любви.

Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото автора.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *