ЧТО ЖДЕТ ШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ В БЛИЖАЙШИЕ 6 ЛЕТ

7 мая 2018 года президент Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Касается Указ и системы образования, которую ждут большие перемены. Например, серьезно обновится предмет «технология»: уроки по нему будут проходить в том числе в детских технопарках. Цель поставлена — Россия должна войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. О будущих нововведениях и о том, почему учителя называют себя кураторами, рассказала руководитель управления образования Юго-Западного округа Виктория Владимировна ПАСЫНКОВА.

— Виктория Владимировна, уже не один месяц идут разговоры о том, что систему образования ждут изменения. Можно подробнее, чего ожидать?
— Указом президента были установлены стратегические цели и задачи для всех отраслей социальной сферы, в том числе и для сферы образования. Нам поставлены две глобальные цели. Первая — повышение уровня качества российского образования и вхождения его в десятку лучших мировых систем. Вторая цель — воспитание гармонично развитой социально ответственной личности. Эти две цели раскрыты в ряде задач, с учетом которых Правительство Российской Федерации разрабатывает «Национальный проект развития образования до 2024 года». Проект предусматривает беспрецедентные финансовые вливания в систему образования. Он состоит из 10 частей, касающихся разных сфер деятельности системы образования. Например, в сфере дошкольного образования определена приоритетная задача обеспечения местами всех желающих в ясли. Напомню, что предыдущую шестилетку мы решали задачу с сокращением очереди в детский сад детей от 3 до 7 лет. И признаться, в нашем Юго-Западном округе она была решена. Может быть, не всегда так, как нам хотелось бы. Где-то это произошло за счет закрытия тех же яслей или уплотнения существующих групп. Но, тем не менее, вопрос был решен. Поэтому мы ждем достаточно больших перемен в ближайшие годы.

— В рамках грядущих перемен планируется обучение учителей?
— Безусловно. Мы живем в развивающемся мире, и сложилась новая для образования ситуация, когда младшее поколение в каких-то вопросах технологичнее и грамотнее, чем люди старшего возраста. Конечно, эту разницу надо уменьшать. В рамках проекта «Цифровая школа» будет проведена большая работа по повышению квалификации работников образования в этом направлении, по введению элементов цифровой школы, по избавлению, может быть, от бумажных вещей, таких как дневник и классный журнал. В виде эксперимента у нас в регионе есть пилотные школы, которые отказались от бумажного журнала. Чапаевские учителя ведут параллельно 2 документа: электронную и бумажную версии журналов. Это вызывает недовольство учителей, им приходится делать двойную работу.

— Как известно проект коснется и дополнительного образования. Что планируется сделать?
— Действительно, большое внимание будет уделено системе дополнительного образования. Стоит отметить, что Самарская область среди тех регионов, кому удалось сохранить бесплатные кружки и секции. В рамках поставленных задач будет развиваться техническое направление, поскольку это нужно для экономики страны и от этого зависит будут ли у нас свои технологии, способные конкурировать с мировыми державами. Поэтому с самого раннего возраста планируется этим заниматься. Сюда можно отнести авиамоделирование, судомоделирование, набирающую популярность сегодня робототехнику и другие. Также в проекте написано, что каждый город с населением свыше 60 тысяч человек получит свой детский технопарк. Сегодня в Самарской области действуют два таких «Кванториума». Один в Самаре и второй в Тольятти. Оборудованы они за счет федерального бюджета. Пока туда принимают всех желающих, но планируется, что будет проводится отбор одаренных детей. На сегодня охват техническим творчеством у нас в области составляет 12% от всех, кто занимается в дополнительном образовании. Наша задача поднять этот показатель до 25%.

— Сегодня все чаще в СМИ появляется информация о том, что учителей ждет новая система карьерного роста. Чего ждать педагогам?
— Да, действительно, перемены готовятся. Министр просвещения неоднократно выступала с инициативами, и они заложены в проект. Например, система наставничества, передача опыта от старшего к младшему. Надо сказать, что мы этого не бросали никогда. Это отработанная схема еще с советских времен. Но, тем не менее, предполагается вывести это направление работы на новый уровень. Это система горизонтального педагогического роста. Речь идет о том, что люди амбициозны и хотят двигаться вперед, расти по карьерной лестнице. А для современного учителя профессиональный рост выглядит так — учитель, завуч и директор. Но это абсолютно разные профессии. Хороший учитель может быть посредственным управленцем и наоборот. Система горизонтального роста предполагает путь от молодого учителя до учителя-наставника. И соответственно по мере продвижения учительской карьеры будет уменьшаться, я так предполагаю из того, что сейчас озвучено на федеральном уровне, объем аудиторной нагрузки и будет увеличиваться объем наставнической работы, методической. Таким образом стремиться можно будет не только в директора, но и в супер-учителя.

— Система аттестации останется прежней? Категории останутся?
— Пока точно не известно. Система аттестации педагогических работников всегда болезненная тема. Особенно остро реагирует на это профсоюз, считая ее очень сложной. Поэтому периодически она меняется. За те 23 года, что я работаю в образовании, она поменялась 5 раз. Стоит отметить, что каждый регион имеет свою систему аттестации. Где-то проводятся тестирования, где-то собирается папка достижений. В Москве, например, учителям-предметникам даются тесты ЕГЭ. И если они их не решают, могут даже не принять на работу. Не знаю, насколько подобные действия спорят с законом или нет, но такие прецеденты есть.

— Коснутся ли нововведения содержания школьных программ?
— Абсолютно точно, что программа будет меняться по предмету «технология». Это заявлено в проекте. Так, как она реализуется сейчас, не устраивает никого. Где-то еще остались станки, и ручной труд по-прежнему преподается, где-то «технология» заменена на так называемые «информационные технологии». Понятно, что школы исходят из тех реалий, в которых они находятся. Ситуацию надо менять. Ну и проект «Цифровая школа», конечно, повлияет на содержание программ. Пока те контрольные процедуры, которые реализует государство, остаются без изменений. Это всероссийские проверочные работы, государственная итоговая аттестация.

— Виктория Владимировна, сегодня во многих школах в начальном звене по 30-35 учеников. Как вы считаете, это влияет на качество получаемых знаний?
— Достаточно спорный вопрос. Например, я во втором классе была 47-й в классе. Это была школа рабочего микрорайона в Ленинграде. И ничего удивительного в этом никто не находил. Наполненность наших классов, это не новость для российского и советского образования. Другой вопрос, что о качестве образования в прошлые годы речи не шло. Априори, если в школу ходишь, чему-то научишься. А сейчас мы стали задумываться, потому что можно ходить и ничему не научиться. По санитарным нормам положено 2,5 кв. метра на ученика. Конечно, это плохо, когда они нарушаются. Реальность такова, что площади наших зданий не прирастают совершенно. Более того, у нас в городе есть проблема второй смены. Порядка 280 детей в этом году у нас будут обучаться во вторую половину дня. Места не хватает. Сейчас проведено большое количество стратегических сессий, и мы вносили предложения по строительству новой школы, администрация города нас поддерживает. В Чапаевске это давно назревшая проблема. Самая новая школа в городе 1992 года постройки на Химплощадке. Самый новый детский сад № 16 «Василек», примерно тех же годов постройки.

— Имеет ли право школа ученика, успешно закончившего 9-й класс, не перевести в 10-й?
— Ситуация попадания в 10-й класс однозначно трактуется законодательством. Все обучающиеся 9-го класса переводятся в 10-й. Другое дело, если ребенок не хочет оставаться в школе. Тогда он забирает документы и переходит в другой статус. Либо работающего гражданина, либо обучающегося средне-профессионального образования. Если где-то будут замечены случаи отказа в переводе в 10-й класс, можно обращаться к нам, мы будем разбираться.

— Виктория Владимировна, допустим, ребенок обучается по программе «Школа России» и вынужден после 4-го класса сменить школу, а там работают по программе «Планета знаний». К чему готовиться ученику?
— Любая система учебников начальной школы к концу 4-го класса обеспечивает выполнение стандарта. И соответственно в 5-й класс ребенок приходит с тем же набором знаний, что и обучавшийся по другой программе. Есть разница в годах. Например, по одной программе что-то изучается во 2-м классе, в другой — это проходят в 3-м классе. Поэтому в этом вопросе опасаться родителям нечего. Другое дело, что есть проблема, когда меняют школу посередине уровня. Например, после 2-го класса или после 6-го. Вот там могут возникнуть трудности. Слишком вариативен у нас федеральный перечень учебников. Проблема детей, переезжающих с места на место, переходящих из школы в школу, очевидна. Ребенку надо то догнать программу, то, наоборот, какие-то темы им уже пройдены, а чего-то он еще не проходил. Это ложится на плечи родителей. Сегодня на федеральном уровне идет обсуждение сокращения перечня учебников до разумных пределов и того, чтобы в стандарте были прописаны результаты каждого учебного года. И это будет, на мой взгляд, правильно. Адаптация ребенка в новых условиях станет легче.

— Сегодня часто можно слышать, как учителя называют себя кураторами, которые дают направление, а дальше ребенок должен работать самостоятельно. Вы согласны с этим?
— О том, что роль учителя меняется, мы говорим уже давно. Если раньше учитель был единственным носителем информации и истиной в последней инстанции, то сегодня источников информации много. Более того, запомнить весь тот объем информации, который есть в мире, — это не задача учителя. Поэтому подход к целям образования в мире смещается к тому, что надо не вложить огромный объем знаний, а научить ребенка ориентироваться в этом потоке информации, критически к ней подходить, оценивать, сопоставлять. В этом есть рациональное зерно, и учителя сегодня можно назвать куратором. Другое дело, что нельзя допускать, чтобы педагог снимал с себя полностью ответственность и домашнюю работу задавал не ученику, а семье. Это когда всей семьей готовится проект или презентация. Мое мнение — это неправильно. Ответственность за результаты ученика лежит на школе, на самом ученике, ну и на родителях, если они не выполняют родительских обязанностей, прописанных в Семейном кодексе. Администрация школы вправе пресекать то, что родители учатся вместе с учеником и бесконечно до ночи делают уроки. Объем домашнего задания должен быть разумным. Напомню, что он еще ограничен СанПинами. Но тут надо понимать, что нормы нормами, а все дети разные. У одних ребят скорость реакции высокая и им достаточно 10 минут на выполнение задания, а другим потребуется час, чтобы подготовить ту же самую работу. Поэтому грань для учителей сегодня очень тонкая, и есть те, кому удается ее выдержать, и есть те, к сожалению, кто впадает в крайности и очень буквально понимает роль куратора.

— Виктория Владимировна, чем вы гордитесь как руководитель управления образования?
— У нас в этом году серьезный повод для гордости. В Чапаевске впервые появились 3 выпускника, набравшие 100 балов по результатам ЕГЭ. В округе бывали такие результаты, но так чтобы только в нашем городе — нет. Я горжусь сильным, стабильным кадровым составом учителей. Хотя мы часто говорим, что у нас не молодые педагогические коллективы, но в этом есть своя консервативность и разумная устойчивость. Это позволяет давать хороший результат. У нас в городе выстроена серьезная система физкультурно-спортивных мероприятий, серьезная система дополнительного образования. Это все слагаемые качественного, добротного образования на территории городского округа.

— Ваши пожелания в новом учебном году?
— Пожелание у меня всегда одно — не впадать в крайности, пытаться искать компромиссы и достигать возможного высочайшего результата. Для каждого он свой. Нельзя всех мерить одной меркой. Никогда не будут у нас все набирать 100 баллов или становиться призерами предметных олимпиад школьников. Но между тем, у каждого есть свои мечты и желания, вот пусть они сбываются.

Анастасия КРАСИНА.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *