«ТЫ ТОЛЬКО ВСЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗАПОМНИ…»

В архивном исследовании бывшего работника завода № 15 И. И. Рябова «История революционного движения и гражданской войны в г. Чапаевске (быв. пос. Иващенково)», написанного им по заданию Красного Истпарта к 16-й годовщине событий, есть глава «От поражений к победе», посвященная героическому восстанию рабочих против белочехов и белогвардейского правительства КОМУЧа 1 октября 1918 года. Автор, рассказывая о жестокой расправе над восставшими в поселке, кратко повествует и о расправе белочехов над рабочими и за его пределами: «Отступая, чехи еще многих арестованных рабочих увезли с собой и после больших издевательств разделались с ними дорогой. Расстреливали у разъезда Жигули, у станции Липяги. В Кротовке расстреляли из поезда около 350 человек, в том числе 18 иващенковских рабочих зарубили на глазах у населения. Только 7 рабочих из этого поезда, проломав дорогой стену вагона и спрыгнув на полном ходу, спаслись» (ПАКО, фонд 3500, оп. 1, ед. хр. 261, лл. 76-77).

К 100-летию события совет ветеранов АО «ПОЛИМЕР», при участии городских организаций РКРП, РОТ ФРОНТ и КПРФ, вышел на связь с краеведом села Кротовка Кинель-Черкасского района Людмилой Николаевной Красновой и директором школьного музея Еленой Григорьевной Садохиной для организации встречи, ознакомления с историческими памятниками на месте, получения более подробной информации о тех далеких событиях, участия в памятной церемонии и т. п.

12 октября 2018 года делегация из Чапаевска посетила обелиск павшим за Родину на Комсомольской площади села, открытый к 50-летию Советской власти в 1967 году, братскую могилу комиссара Богдановского партизанского отряда Якова Андреевича Конычева и двух красногвардейцев, расстрелянных белочехами в июле 1918 года, и братскую могилу мучеников «поезда смерти», погибших от рук белочехов в октябре 1918 года.

Вот что рассказали о последней местные краеведы:

«В «поезда смерти» грузили тысячи арестованных, чтобы отправить их в Сибирь. Видели эти поезда и кротовские железнодорожники. Однажды рано утром группа рабочих увидела на последнем пути отцепленный вагон и вокруг яркие следы застывшей крови. Вагон вскрыли и увидели изрубленные и изуродованные тела. Но еще более жуткую картину увидели кротовчане через несколько дней. На станции ночью был остановлен состав с арестованными иващенковскими рабочими. Часть их была снята и отведена в пакгауз. Рано утром арестованных вывели за последний путь, мучители их не расстреливали, а шашками и прикладами рубили и уродовали. Во время расправы один из молодых арестованных, совсем мальчик, бросился бежать, но был быстро настигнут и изрублен. (Записано со слов Павла Уланова, дежурившего в ту ночь). Днем рабочие железнодорожники, не страшась чехов, решили собрать останки погибших товарищей. Подобрали трупы, порубленные части тела завернули в ткань, и, вырыв общую могилу, захоронили их. Когда белочехи под натиском Красной Армии отступили, рабочие депо сделали 18 гробов, вскрыли могилу, чтобы достойно похоронить героев. На этом месте стоит памятник как напоминание о тех днях».

Рассказанное практически полностью соответствует описанию событий автором книги «Поезд смерти» Федором Гавриловичем Поповым (1902-1979 гг.) — видным куйбышевским историком-краеведом.

«Один из рабочих, случайно спасшийся, поведал, как белогвардейцы расправлялись с рабочими в дороге. В вагоне было двадцать пять человек. На станции Кротовка открылась дверь и послышалась команда:

— Выходи по три человека!

С вышедших из вагонов рабочих сняли одежду. А затем на них налетел отряд кавалеристов и началась рубка.

Из этого вагона зарубили восемнадцать человек.

После бегства белых в районе Кротовки по линии железной дороги обнаружили 306 трупов. Все погибшие были зарублены шашками» («Поезд смерти», Куйбышев, 1966 г., стр. 16).

Делегация возложила цветы на могилу Я. А. Конычева и двух красноармейцев, венок — на братскую могилу мучеников «поезда смерти» в знак памяти и глубокой признательности борцам за народное дело.

Чапаевцы узнали, что в 50-60-е годы в Кротовку приезжали рабочие с наших заводов. Они возлагали венки на братскую могилу и встречались с детьми. Именно поэтому в Кротовке знают и о наших красных партизанах Я. М. Мозоваткине и Ф. С. Никишкине. А помнят ли о них наши дети? И смогут ли они, в данном случае с вояжирующими по России родственниками чешских легионеров, определиться: кто же был в то время интервентом, а кто патриотом? Вопрос не праздный. Ведь из понятий о толерантности белочехов, исходящих от таких краеведов областного масштаба как А. Н. Завальный и П. С. Кабытов, вывод сделать несложно. Берегите детей!

Чапаевцы познакомились со школьным музеем и его отделениями краеведения, а также боевой и трудовой славы, узнали много интересного о патриотическом воспитании молодежи. Наша делегация выразила благодарность кротовским подвижникам за теплый прием, бережное отношение к охране памятников истории и пригласила посетить с ответным визитом наш, оказывается, исторически такой родственный город.

О. СЛУХОВ,
председатель совета ветеранов войны и труда АО «ПОЛИМЕР».

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *