КУЛИСЫ НАШЕГО ПРОШЛОГО

С 2019-м годом связаны некоторые памятные даты из театральной жизни нашего города. Например, с 1 января 1919 года (то есть 100 лет назад) на содержание театра в Иващенково был принят оркестр в составе 11 человек. А весной 1919 года театральная секция пригласила на летний сезон труппу московских артистов под руководством режиссера Степанова, покинувшую столицу из-за продовольственного кризиса. Или такой исторический факт: в 1969 году театру Дворца культуры имени А. М. Горького присвоено звание народного. Но давайте по порядку в соответствии с хронологией заглянем за кулисы прошлого, связанного с театральной жизнью заштатного поселка.

Деревянный театр на Театральной улице

Знаете ли вы о том, что в нашем городе давным- давно, а точнее чуть больше ста лет назад была улица Театральная — так называлась нынешняя Красноармейская. И получила она такое название потому, что на ней был возведен временный деревянный театр на 700 мест.

Почему временный, спросите вы. По фактам, приведенным в исторической книге Михаила Чигринева «От Иващенково до Троцка», в начале 1916 года администрация Сергиевского завода приняла решение о строительстве каменного Народного дома с залом на 1200 мест и 300 мест на балконе. Строительство было рассчитано на несколько лет, но чтобы дать возможность жителям поселка проводить свой досуг культурно в самое ближайшее время, и был возведен этот деревянный театр.

В саду театра имелся павильон для летнего отдыха, сцена для музыкантов, отгороженная барьером от танцевальной площадки со скамейками. Для театральных постановок были закуплены декорации гостиной, кабинета, мраморного зала, садового домика, деревенской избы. Штатное расписание состояло из демонстратора кинофильмов, суфлера, тапера, режиссера и машиниста декораций. После свержения монархии руководство театром первоначально осуществляла театральная секция Обывательского комитета (органа местного гражданского самоуправления). Однако у комитета не было средств, поэтому впоследствии театр перешел в ведение Совета рабочих и солдатских депутатов, который мог использовать на культурно-просветительские нужды деньги из заводской кассы и профсоюзные фонды.

При театре существовала постоянная труппа артистов численностью до 25 человек. Артисты, приглашаемые из Самары, Москвы, Уфы, обеспечивались местным Советом хорошими квартирами с электрическим освещением и жалованьем. Наиболее полюбившимся артистам состоятельная публика, чтобы удержать их в поселке, собирала деньги по подписке, вроде добавки к жалованью. Репертуар театра включал как классические пьесы А. Островского, Н. Гоголя, хорошо известные современному зрителю, так и ныне забытые водевили «Бедовая бабушка», «Баронесса Фекла», «Оболтусы и ветрогоны». В состав труппы входили артисты, подобранные для амплуа комика, фата, простака, старухи, комической старухи, любовника, мерзавца, героини и гранд-дамы. В антрактах между отделениями играл духовой оркестр.

До гражданской войны культурная жизнь Иващенково отличалась большим разнообразием. Существовали различные культурно-просветительские, национальные и другие общества, для которых постановка любительских спектаклей была важным источником средств поддержания своего существования. Вскоре созданием и пропагандой новых культурных ценностей занялись любительские театральные кружки при комсомольских ячейках. А президиум райкома РКП(б) потребовал от политпросвета «призвать руководителей театра к порядку и предупредить, что в дальнейшем постановка пьес без разрешения повлечет за собой самые суровые меры, вплоть до придания суду Революционного трибунала». Проще говоря, вводилась цензура на всю театральную деятельность.

Деревянный театр сгорел в 1934 году. Но театральная жизнь продолжалась.

От драмкружка до народного театра

В архивах городского краеведческого музея есть интересные факты о том, что с конца 1923 года на заводе № 102 начал свою деятельность собственный клуб, который делился на «летний» и «зимний». «Летний», деревянное одноэтажное здание, располагался на улице Чапаева, на месте сегодняшнего спорткомплекса «Химик». И естественно, работал только в летний период. А «зимний» клуб находился в районе дома № 3 на пересечении улиц Орджоникидзе и Менделеева, где среди других кружков был и драматический, который начал свою деятельность с 1929 года.

Примечательно то, что в драмкружке занимались целыми семьями: Снежинские, Зворыкины, Казаковы, Засухины. Может, кто-то из старожилов города помнит этих людей. И наверняка знает, что творческий путь народного артиста РСФСР Николая Николаевича Засухина, игравшего многие годы в Куйбышевском драматическом театре имени Горького, а потом и на сцене Московского художественного академического театра, начинался именно в этом драмкружке. А в «летнем» клубе выступали артисты Большого театра СССР, пели звезды оперного искусства Лемешев, Козловский.

Руководство завода № 102 приняло решение о возведении собственного Дворца культуры еще в 30-х годах. Строительство велось вплоть до начала Великой Отечественной войны, после чего работы на долгое время были приостановлены. Лишь в 50-х годах продолжилось строительство, и строили его всем миром. В октябре 1956 года объект был сдан, а 7 ноября он гостеприимно распахнул свои двери для жителей второго жилрайона и стал центром культурной жизни Берсола. Драматический кружок, которым руководил В. С. Снежинский, стал именоваться театральным. Не успели самодеятельные актеры обжиться на новом месте, как начали подготовку сразу к двум спектаклям «Сто миллионов» Собко и «Поддубенские частушки» Антонова. Благодарные зрители давно полюбили самодеятельную труппу, и на всех ее спектаклях был полный аншлаг.

Почти 20 лет просуществовал этот народный театр Дворца культуры имени Горького. А в 1969 году ему официально было присвоено звание народного. Тогда уже работал с труппой приглашенный из Куйбышева профессиональный режиссер Г. Е. Середа. Эта практика — приглашать профессиональных режиссеров — была продолжена и дальше. Зрителям запомнился спектакль по замечательной пьесе «Твой дядя Миша», который поставила в 1971 году режиссер Г. А. Шерман. В постановке тогда приняли участие ветераны драмкружка М. И. Куликов, М. А. Киселев, учительница Т. М. Бурыкина, А. А. Васильев и талантливая молодежь В. Гаврилов, М. Ломакина, Г. Мишина, Т. Дремова, В. Фисюн, Н. Иглин, С. Маршанский. Последним режиссером народного театра был Н. В. Борисов, который поставил несколько спектаклей, также имевших успех у зрителей.

Заслуга народного театра в том, что он воспитал несколько поколений поклонников театрального искусства. В старой книге отзывов Дворца культуры имени Горького можно найти немало восхищенных отзывов известных российских артистов, побывавших на гастролях в нашем городе, именно о чапаевском зрителе. Это и Сергей Столяров, и Мария Миронова, и Евгений Матвеев, и Николай Крючков, и Нонна Мордюкова. Екатерина Савинова, например, записала: «Дорогие, милые, милые люди! Самое большое впечатление — от народа! Спасибо за горячий прием!» Елена Легар: «Моя творческая жизнь связана с вашим городом: во время страшной войны 1941-1945 гг. я часто выступала в вашем городе и всегда вспоминаю хорошую рабочую аудиторию».

На сцене Дворца культуры имени Горького выступали со спектаклями Ленинградский драмтеатр В. Комиссаржевской, Ленинградский театр драмы, Московский театр имени Ленинского комсомола и другие прославленные театры страны. А уж спектакли Куйбышевского драматического театра имени Горького всегда с восторгом встречала чапаевская публика.

Последователи: «Друзья Коломбины»

Молодежный театр-студия «Друзья Коломбины» появился во Дворце культуры имени Горького в 1986 году с приходом сюда на работу талантливого режиссера Елены Болотиной.

Елена Владимировна сумела собрать вокруг себя талантливую молодежь и увлечь их театральным искусством. Это подтверждает и тот факт, что десять участников театра-студии, окончив среднюю школу, поступили в образовательные учреждения театрального направления.

Режиссер-постановщик нескольких спектаклей, миниатюр, в том числе и моноспектакля, посвященного жизни и творчеству Ахматовой, в котором Елена Владимировна и сама была актером, она охотно бралась за разработку сценариев больших городских праздников, где также была ведущей. Горожанам запомнилась композиция Елены Болотиной, посвященная 60-летию Великой Победы «Я хочу говорить», которая стала лауреатом областного фестиваля «Салют Победы».

Творческий потенциал Елены Болотиной был обширен. Например, она разработала в 2005-2007 годах проект «Развитие городского молодежного театра-студии», выиграла областной конкурс и на полученные средства с помощью коллег реализовала этот проект.

Нынешний директор Дворца культуры имени Горького Е. В. Шарабанова все эти годы вплоть до 2013 года работала с Е. В. Болотиной и дополнила информацию:

— Елена Владимировна была победителем городского конкурса «Работник культуры года», областного конкурса профессионального мастерства работников культуры имени О. Носцовой. В настоящее время она преподает в Самарской академии культуры и искусств. Всем было ясно, что она незаурядная личность и оставила заметный след в культуре нашего города.

Подготовила
Людмила ДЕШЕВЫХ.

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *