ЧАПАЕВСК И КОСМОС: НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ

История достижений нашей страны в освоении космоса напрямую связана с Чапаевском, можете поверить? В середине 50-х годов, незадолго до первого пилотируемого полета человека в космос, на Чапаевском артиллерийском полигоне начали испытывать образцы ракетно-космической техники. Благодаря разработкам местных специалистов космонавты и сегодня с успехом отправляются в космос и, что еще важнее, могут быть уверены в своей безопасности.

Строительство ракетных треков

Запустить ракету — ответственное и очень нелегкое дело, особенно, когда речь шла о предстоящем полете человека, а также о проведении фотосъемки из космоса в интересах Министерства обороны. Поэтому вся космическая программа деятельности на околоземной орбите — от старта ракеты-носителя до успешной посадки спускаемого аппарата — должна быть исключительно надежной. 

Испытания, отработка ракет стоили очень дорого. Поэтому перед работниками полигона поставили задачу — организовать испытания в наземных условиях, максимально приближенные к натуральным летным. Такие опыты можно было проводить только на ракетных треках. Для решения поставленных задач научно-исследовательскими институтами по испытанию элементов ракетно-космической техники Министерством оборонной промышленности было принято решение о строительстве ракетного трека на Чапаевском опытном заводе измерительных приборов (так предприятие называлось с 1966 года, в настоящее время — Поволжский государственный боеприпасный полигон). 

Строительство трека началось в мае 1960 года силами самого предприятия. Рытье котлованов под фундаменты велось в основном вручную, для этого привлекались мужчины со всех подразделений завода. Большой вклад в строительство и конструирование первой очереди трека внесли главный инженер Яков Дорофеевич Мячин и начальник ЧОЗИПа Федор Васильевич Иванов. Построенный ракетный трек получил название К-7. 

В марте 1961 года первая очередь ракетного трека длиной 500 метров была сдана в эксплуатацию. 24 марта был проведен первый монорельсовый пуск с испытуемой головной частью противотанкового управляемого реактивного снаряда «Лотос». При этом получена скорость порядка 950 метров в секунду. 

Испытания проводились в две смены, одновременно с ними шло строительство второй очереди трека в 500 метров, а потом и третьей. В 1971 году трек достиг длиы 1500 метров, что дало возможность варьировать движение изделий по треку в большом диапазоне с получением различных параметров. 

Испытания носили строго секретный характер, архивные материалы частично недоступны даже по сей день. 

«Испытатель ошибается однажды»

В 1962 году по заказу куйбышевского завода «Прогресс» на полигоне ЧОЗИПа был построен объект К-8, сделан вертикальный стенд, на котором отрабатывались механизмы разделения, сброса и улавливания створок космического объекта. Там же испытывалась система аварийного спасения (САС) космонавтов, расположенная в головной части ракеты под кабиной пилотов. На старте может произойти нестандартная ситуация, при которой ракета упадет на землю, не взлетит. Для этого предусмотрена аварийная система: с пульта управления пуска ракеты можно по команде привести в действие двигатели, находящиеся под головной частью ракеты. Они моментально «отстреливают» ее вверх и в сторону, на несколько сотен метров, после чего аппарат с космонавтами спускается на парашюте. Аварийные ситуации могут развиваться настолько динамично, что на принятие решения и срабатывание САС могут быть отпущены секунды. И потому важно было отработать эту систему на земле, на Чапаевском полигоне. 

Первые сбросы створок производились на солому, которую привозили из колхозов на объект К-8. В 1964 году были сделаны улавливающие сети. На этом же объекте была установлена вышка высотой 36 метров, на которой производилась отработка элементов мягкой посадки различных изделий. 

— Падение створок на солому — «мягкая посадка» — получилось удачно, без деформации, — вспоминает пенсионер предприятия, инженер-кинометрист Людвиг Осипович Ерсак. — Слой соломы был толщиной в 2 метра, надежность оценила комиссия. На это испытание тогда приехало очень много людей — представители завода «Прогресс» из Куйбышева, ЧОЗИПа, военной комиссии. Позже сделали улавливающие сети, они выдерживали и обеспечивали мягкую посадку. Время шло, испытания проводились успешно. 

В эти же годы на объекте К-8 был проведен большой объем работ, часть из них была запечатлена московской кинопроектной организацией, а кадры использованы в фильме «Укрощение огня». Одновременно был создан объект К-9. На нем проводились испытания по высокоскоростному метанию элементарных частиц по различным преградам.

Вся система аварийного спасения весила больше 2 тонн, и потому хлопот у испытателей с ней тоже было не мало. Сейчас работники вспоминают неприятности уже как курьезы, которые неизбежны во время отработки любой сложной техники. Например, однажды САС сбил корову. Потом при монтаже кто-то перепутал «плюс» с «минусом», и двигатели, вместо того чтобы как положено поднять мини-ракету вверх и увести в сторону, сразу после пуска развернули ее, и САС полетела «бреющим полетом» над землей — как раз на испытателей. По счастью, не долетела, упала в осеннюю грязь, которая и послужила своеобразным тормозом. Однако к результатам работники подходили ответственно, всегда помня простую истину: испытатель ошибается лишь один раз.

Чапаевские специалисты в результате наземной отработки создали систему высокой степени надежности: единственный аварийный пилотируемый старт, который имел счастливый финал. Всякий раз за успешно выведенным на орбиту объектом незримо стоят работники ЧОЗИПа, которые помогли отработать точную, долями секунд измеряемую, систему сброса головных обтекателей.

А приезжал ли Гагарин?

В музее завода хранятся старые фотографии, а что еще ценнее — воспоминания работников тех лет. Говорили, что Чапаевский полигон посещали Сергей Павлович Королев и даже Юрий Алексеевич Гагарин. «Приезжал ли в Чапаевск Королев? Приезжал, только мы узнали об этом много лет спустя. А так — приехала группа каких-то специалистов, осмотрели стенды, и все», — из архивных воспоминаний начальника одного из отделов Геннадия Яковлевича Царева. Про первого и до сих пор самого популярного космонавта Г. Я. Царев рассказывал вот что: «После полета Юрия Гагарина его аппарат доставили на наш полигон. Мы установили его на стенд. Сотрудники ЦСКБ «Прогресс» проводили на нем какие-то испытания. При этом присутствовала группа молодых офицеров в летной форме. Я сам на испытаниях не был, но один из испытателей «Прогресса» сказал мне, что в числе офицеров был и Юрий Гагарин. Я сразу к Мячину (руководитель полигона на тот момент — ред.): «Яков Дорофеевич, говорят, у нас первый космонавт был?» Директор завода многозначительно промолчал…»

Хотя позже, как говорят, руководство предприятия подтвердило этот факт, многие сотрудники до сих пор считают, что это была «утка».

Здесь родился рекордсмен

Но связь Чапаевска с космическим пространством создана не только испытаниями. Здесь родился известный космонавт, Герой России Сергей Васильевич Авдеев. До 2005 года ему принадлежал мировой рекорд по пребыванию в космосе — 747 суток.

На полигоне Сергей Васильевич тоже бывал. Посетив завод в 2004 году, в юбилейный для предприятия год, космонавт оставил запись в книге отзывов: «Хочу выразить благодарность всем сотрудникам за сделанную работу. Ваша работа — наша общая безопасность и на земле, и в космосе. Спасибо за ваш труд!»

Подготовила
Алиса НОВАКОВСКАЯ.
Фото из архива
ФКП «ПГБИП» и Л. ЕРСАКА.

НА СНИМКАХ: обслуживающий персонал ЧОЗИП: руководитель испытаний В. М. Малинин, рабочие А. Мартин, Г. Щепетков, А. Иванов, Г. Кистенев; идут испытания сброса головного обтекателя корабля «Восход».

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *