ЧТО ДАДУТ НЕЗАВИСИМЫЕ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ?

На прошлой неделе состоялись думские слушания по теме совершенствования контроля качества предоставления медицинских услуг населению городского округа Чапаевск. Слушания организовала и провела общественная комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению при комитете социальной политики Думы г. о. Чапаевск. Председатель общественной комиссии Э. В. Любавина, открывая слушания, отметила, что согласно опросам лишь треть пациентов области удовлетворены полученной медицинской помощью.

В Самарской области и в нашем городе делается немало для улучшения качества и доступности медицинской помощи, но, несмотря на предпринимаемые усилия, недовольных пациентов остается достаточно много. Это констатировал на итоговой коллегии министерства здравоохранения Самарской области вице-губернатор Д. Е. Овчинников. Медицинская помощь должна быть доступной и достаточной — эти принципы закреплены во всех законодательных актах, касающихся организации здравоохранения. В соответствии с существующими стандартами были разработаны показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями области в амбулаторных условиях и отдельно — в стационарных. Это было сделано для того, чтобы провести независимую оценку качества предоставления медицинской помощи населению в 2016 году. Об итогах данной независимой оценки сообщил на заседании общественной комиссии заместитель главного врача по медицинской части городской больницы А. К. Письменный.

Критерии качества

На что же обращалось внимание в первую очередь в работе медицинских учреждений стационарного типа? На открытость и доступность информации, на комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения. Немаловажную роль при проверке играло время ожидания предоставления медицинских услуг, то есть сколько больному приходится ждать, чтобы попасть на лечение в стационар. Учитывались такие критерии, как доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации, удовлетворенность пациента оказанными услугами. Баллы выставлялись по каждому критерию отдельно, а потом суммировались. Всего в регионе было оценено 63 государственных медицинских организации, включая областные, городские, районные. Максимальное количество баллов, 75, не получил ни один стационар. По 73 балла набрали Челно-Вершинская центральная районная больница и Самарский кожно-венерологический диспансер. Чапаевская центральная городская больница набрала 63 балла и оказалась на 58-м месте. По показателям, характеризующим общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в амбулаторных условиях, из 60 проверенных медицинских учреждений Чапаевская центральная городская больница оказалась на 52-м месте, набрав 61,5 балла из 73 возможных.

— Качество медицинской помощи, исходя из экспертных оценок, — отметил, выступая, А. К. Письменный, — находится на достаточном уровне. Но восприятие его населением оставляет желать лучшего. И на это имеются свои причины. Например, в соседней с нами Ульяновской области ниже уровень оснащения медицинских учреждений новейшим оборудованием, материально-техническая база, обеспеченность кадрами хуже, чем в Самарской области, а удовлетворенность населения медицинским обслуживанием выше. Такой вот парадокс: наверное, чем больше имеем, тем больше хотим. Самарская областная клиническая офтальмологическая больница имени Т. И. Ерошевского, имеющая самые передовые технологии и оборудование, высококвалифицированные кадры, в перечне по оценке качества оказания медицинских услуг в стационарных условиях занимает 25-е место, набрав 70,6 балла, а Челно-Вершинская центральная районная больница — первое, имея максимальное количество баллов. На деле это довольно депрессивная больница, где низкая оснащенность современными аппаратами, в которой вообще нет узких специалистов. А население района довольно своей местной медициной.

Большое количество обращений населения (80 — 90%), по словам заместителя главного врача ЦГБ, связано с этическими нормами, то есть с отсутствием надлежащих отношений между медицинскими работниками и населением. Больше всех нареканий по работе поликлинической службы. После проведения независимой оценки качества предоставления медицинской помощи населению министерством здравоохранения Самарской области были сделаны соответствующие выводы, в том числе и по кадрам организаторов здравоохранения в некоторых муниципалитетах.

В Чапаевской центральной городской больнице разработаны на 2017 год мероприятия по совершенствованию работы и повышению качества оказания медицинских услуг. Большое внимание в плане уделено организации открытости и доступности для населения информации о медицинском учреждении. Это и работа с сайтом ЦГБ, актуализация данных на информационных стендах больницы, совершенствование работы электронной регистратуры и многое другое. Запланировано достаточно много мероприятий по улучшению комфортности условий предоставления медицинских услуг и доступности их получения, в том числе и анонимное анкетирование пациентов с целью изучения их мнения о доступности и удовлетворенности медицинской помощью в больнице, проведение конференций, психологических тренингов для врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Будут строго следить за регулированием времени ожидания на прием к врачу, за сокращением времени ожидания проведения диагностического исследования, получения результатов исследования и так далее. Проведенная независимая оценка качества предоставления медицинской помощи населению дала толчок к дальнейшей работе по совершенствованию медицинского обслуживания, а главную оценку поставит пациент.

После выступления заместителя главного врача по медицинской части А. К. Письменного членами общественной комиссии ему было задано достаточно много вопросов, рассказаны случаи посещения общественниками, будучи пациентами, медицинских учреждений города. Отмеченные недостатки в организации здравоохранения в Чапаевске оказались теми же, что были отмечены и независимыми оценщиками.

Общественный контроль

— В соответствии с Федеральным законом № 212 от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», — начала свое выступление председатель общественного совета по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами г. о. Чапаевск О. В. Устинова, — задача общественного контроля провозглашается президентом страны и Правительством РФ как государственная. Основные формы общественного контроля — это общественный мониторинг, общественные проверки, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные слушания. Первая и большая проверка деятельности здравоохранения была осуществлена в терапевтических отделениях №№ 1, 2, 3, 4 с помощью мобильного представительства территориального фонда ОМС Самарской области с целью исполнения рекомендаций, изложенных в Послании губернатора Самарской области по повышению уровня удовлетворенности населения медицинской помощью.

О. В. Устинова проанализировала характер обращений граждан в часы работы общественных контролеров. Поступило 70 обращений, из них 3 — от медицинских работников по вопросам заработной платы и порядка оформления заявки на льготные лекарства, 67 обращений было от пациентов. Что же это были за обращения, по каким направлениям медицинского обслуживания возникали жалобы? Это очередность на плановые диагностические исследования (10), очередность на плановую госпитализацию (4), к врачам, узким специалистам (4), льготное лекарственное обеспечение (14), вопросы диспансеризации и порядок направления к узким специалистам (9), материально-техническое обеспечение, санитарно-бытовое состояние, ремонт помещений (5), выбор врача медицинской организации (3), вопросы санитарно-курортного лечения, этики и деонтологии (3). Поступило предложение об открытии на базе ЦГБ консультативно-диагностического онкологического отделения-кабинета на базе Самарского областного клинического онкологического диспансера (4). Из общего количества обращений поступило 18 благодарностей в адрес администрации и медицинских работников ЦГБ.

В рамках работы общественного совета по независимой оценке качества оказания услуг медицинскими организациями городского округа Чапаевск недавно была осуществлена проверка терапевтического отделения № 1 (Клиническая, 15), детской поликлиники (Медицинская 3А), дневного стационара поликлиники ЦГБ (Медицинская, 3А). По результатам визуального осмотра и бесед с пациентами был выявлен ряд недостатков, которые были доведены до руководства ЦГБ. Мероприятия по их исправлению включены в план по совершенствованию работы ЦГБ и повышению качества оказания медицинских услуг.

Подводя итоги заинтересованного обсуждения, депутат Думы г. о. Чапаевск Э. В. Любавина заметила, что вопросы здравоохранения, медицинского обслуживания, наверное, самые обсуждаемые в обществе. Неудовлетворенность населения достаточно велика. Есть надежда, что недостатки, отмеченные как общественными контролерами, так и независимыми экспертами, исчезнут из жизни пациентов. Хочется добавить, что среди всех проблем современной медицины есть две, которые не требуют особых материальных затрат, но они вечны. Это доверие пациента к лечащему врачу и ответственное отношение к собственному здоровью.

Возможно, когда-то будет проведена экспертиза и по этим моментам.

Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото Валерия ЛУЖАНСКОГО.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.