СЕВЕРНАЯ КАНТАТА

Так называется Международный фестиваль-конкурс в рамках проекта «Я могу», в котором 28 марта нынешнего года детский хоровой коллектив «Монплезир» Дома детского творчества стал лауреатом первой степени в Санкт-Петербурге. Фестиваль проводился в дни весенних каникул, и по результатам наш коллектив номинирован на премию в области детского и молодежного творчества.

Вспоминая пять дней, проведенные в северной столице России, глубже понимаешь, какая огромная подготовка предшествовала этим счастливым дням. Выучена и отшлифована программа, включающая произведения русской и зарубежной классики. Оформлен большой пакет документов — с каждым годом их оформление становится сложнее, заказана гостиница, трансфер, дополнительные завтраки и ужины, согласованы все мероприятия с организаторами фестиваля-конкурса. Немного забегая вперед, отмечу отличную, продуманную во всех деталях организацию всей структуры события: все четко согласовано по времени, никакой толчеи, организованы мобильные фотосессии, много художественных атрибутов — постеры, значки, буклеты, дипломы, афиши…

Обзорная экскурсия и плановое посещение Петропавловской крепости встретили нас ледяным снегом с дождем, сразу испытывая на прочность. Но дети молодцы, никто не заболел, установка такая: не за тем приехали. Испытывали нас и на улице Большая Конюшенная, где наш автобус, зажатый машинами, как айсберг льдинами, долго не мог тронуться с места. Следующий день был насыщен чередой духовных впечатлений, мы побывали в католической базилике, где попросились исполнить произведение К. Сен-Санса «Аве Мариа». Своды храма многократно усиливают детские голоса, обнаруживают их серебро и полетность. Таким новым звучанием потрясены не только дети и их родители, но и все присутствующие в базилике. Теперь мы знаем точно, как нужно петь эту великую музыку!

Дальше мы прошли в Казанский собор, где упокоены два великих полководца России — Михаил Кутузов и Барклай де Толли. Поклонились чудотворной иконе Казанской Божьей Матери и вышли на улицу. Нам предстояла дорога в уникальнейший храм Вознесения Христова, или, как его знают многие, храм Спаса на Крови. Издалека он напоминает Собор Василия Блаженного в Москве, но уникальность его дивной красоты в отделке смальтовой мозаикой, секрет которой разгадал М. В. Ломоносов. Храм построен на месте убийства террористами Александра Второго, вошедшего в историю своим решением об отмене крепостного права. Купол храма исполнен историями из библейской жизни и содержит одну уникальнейшую фреску, где Христос изображен пятнадцатилетним отроком. Во всем мире его изображают либо младенцем, либо тридцатитрехлетним. Этот храм своего рода напоминание, что террор — страшная вещь, обесценивающая жизнь любого смертного, в том числе и царя.

Посетили еще и Русский музей, насладились искусством Брюллова и Репина, Кипренского и Левицкого. Не спеша, вместе с потрясающим экскурсоводом мы прошли из зала в зал, восхитившись решением Николая Первого сделать эти сокровища доступными для осмотра. Замечу, что интерес к мировым музейным шедеврам в последнее время значительно вырос, и на входах мы выстаивали огромные очереди. Возвратились в отель слегка уставшими, но вечером репетиция, ведь завтра конкурс.

В конкурсный день автобус перевез нас в культурно-досуговый центр «Московский», где мы практически пробыли весь день. Сначала была акустическая репетиция на прекрасной сцене, затем конкурсное выступление, где мы увидели и несколько самарских коллективов. После обеда в ожидании гала-концерта и церемонии награждения мы уехали на Васильевский остров в Зоологический музей. Увидели уникальное собрание представителей фауны земного шара, включающее пингвинов и белых медведей, поразились труду собирателей и хранителей коллекций, сфотографировались с зебрами и альбатросами. Возвращались через Дворцовую площадь и увидели Александрийский столп. Все это великолепие уже подсвечивалось, подчеркивая гармоническую стройность архитектуры великого Растрелли.

Перед церемонией награждения — дискотека с зажигательным ведущим, он же провел и всю церемонию награждения. Мне понравилась четкая организация всего действа и поддержка детских талантов именными дипломами. Наш коллектив вошел в число лидеров и награжден дипломом лауреата первой степени. Чапаевск в который раз в числе победителей, и в этом заслуга руководителя хора Л. М. Овчинниковой. На фотографии, сделанной сразу после конкурса, у детей такие счастливые лица!

Утром следующего дня, неожиданно солнечным и морозным, мы уехали в Кронштадт. Еще накануне нас предупредили, чтобы одевались теплее. Кронштадт — остров в Балтийском море, наша морская крепость со славной военной историей. Моряки Кронштадта отличались самостоятельной точкой зрения на историю России и в свое время не поддержали Советскую власть. Военная присяга — это святое, а присягали они царю и Отечеству.

А еще — и это очень важно — во время блокады моряки поделились с Петербургом своими запасами продовольствия, и это обстоятельство значительно уменьшило число умерших от голода. Мы поклонились памятникам адмиралов Макарова и Беллинзгаузена, а также великим русским морякам Пахтусову и Лазареву, открывшим для страны северные земли. Нам показали здание лаборатории, в которой русский ученый Попов изобрел радио. На берегу Финского залива вместе с современными орудиями на вечном посту стоят и старинные пушки эпохи Петра Великого. Зашли мы ненадолго в часовню Николая Чудотворца и увидели красивый иконостас, подаренный нашей великой русской певицей Г. П. Вишневской. Здесь, в Кронштадте, прошла ее юность, и в годы войны она, как и все, работала на Победу. Здесь она вышла замуж за красивого моряка, который вскоре погиб на подводной лодке. От него и осталась ее фамилия — Вишневская — на всю жизнь.

30 марта утром, загрузив чемоданы в автобус, мы уезжали в Царское село.

Это о нем писал А. С. Пушкин: «Отечество нам Царское село!» Мы побывали в Екатерининском дворце, увидели Янтарную комнату, которую воссоздали и открыли в 2013 году. Обращаюсь к тем, кто в последнее время ведет гнилые разговоры о том, что если бы сдали Ленинград, то и жертв бы не было. В Царском селе, куда фашисты входили, было уничтожено и разгромлено все. Такой же была бы и судьба города, который выстоял и не сдался врагу. Горжусь и трудной судьбой своей мамы, много потрудившейся на общую Победу.

Счастливыми и усталыми первого апреля мы вернулись домой. Как соскучились мы по родным и близким! А третьего апреля узнали об ужасном событии — взрыве в Петербургском метро. Мы были именно там, на станции Сенная, и поэтому так близко восприняли весь трагизм случившегося. Но Петербург не запугать, он так много страдал, воевал, сопротивлялся и — выстоял. Лишь бы молодое поколение никогда не забыло всю величину подвига города Святого Петра.

От лица наших талантливых детей и руководителей хорового коллектива сердечно благодарю родителей ребят, бывших с нами в поездке и немало помогавших нам в ее организации, а также всем друзьям, кто помогал нам и верил в нашу победу.