У НИХ НЕ БЫЛО СЛОВ «НЕ МОГУ», БЫЛО ОДНО – «НАДО!»

«Вспоминать страшно, как мы жили», — начала рассказ о себе 84-летняя Нина Ивановна Кошелева. Ветеран труда, ветеран войны. Имеет медаль «За трудовую доблесть», много знаков «Победитель соцсоревнования», юбилейных медалей. А еще имеет 8 внуков, 9 правнуков. Оптимистка по жизни. Дома не сидит — на ее плечах сегодня дача внучки, куда она ходит как на рабочую смену.

У этого поколения не было в обиходе слов «не хочу», «не пойду», «не могу». Было одно — «надо». Дети войны. У них, по сути, и детства-то не было. В 42-м отца Нины Ивана Герасимовича Дементьева забрали на фронт. Было в Оренбургской области такое село — Троицкое. К этому времени в колхозе мужчин уже не осталось. За тракторы сели дети. Пришла пора и для Нины познакомиться с этой техникой. Хотя в колхозе она начала работать с восьми лет: помогала матери снопы вязать, зимой ездила с ней в лес хворост собирать. С учебой было покончено уже во втором классе.
Отец пропал без вести, сколько потом Нина Ивановна ни искала его следы, не нашла. Даже из архива Советской Армии прислали документ с теми же словами: пропал без вести. Мама, Олимпиада Кузьминична, ненамного пережила мужа. Вскоре, после того как отца забрали на фронт, умерла от туберкулеза. Осталось в семье трое детей, мал мала меньше. Нина была старшей. Приехали из райцентра серьезные тетеньки забирать детей в приют. Да тут весомое слово сказала бабушка по линии матери, Акулина Григорьевна: пойду куски собирать, но детей не отдам.

Голодно жили. Паспортов у деревенских не было, никуда из колхоза не уйдешь. Денег не платили, работали на износ, но получали только палочки в ведомости. А расплачивались с ними… ледышками. Так дети называли замороженное зерно. Не хныкали. Знали, что они кормят Красную Армию, которая спасет их от фашистов. Однажды бригадир позвал Нину к себе:

— Ну, девонька, пора тебе на трактор. Весна скоро, сеять начнем.

Пришла весна. Посадили девоньку на прицеп, показали, когда рычаг надо поднимать, когда опускать. А трактористом была такая же девчонка, на три года только старше, пятнадцатилетняя Полина. Первое время прицепщица падала, не могла удержаться. Как только не попала тогда ни под плуг, ни под гусеницы трактора, до сих пор не поймет Нина Ивановна. Летом все время в поле, куда пошлют, туда и шла. Зимой по лесу приходилось ездить. Вернется девчонка, отогреться не может, ведь ни обуви, ни одежды теплой не было. «В общем, хорошего мало видела», — вздыхает моя собеседница.
После войны вернулись в село только двое мужчин, остальные остались, как говорится, на полях сражений или поумирали в госпиталях. Надежды не было, что жизнь в деревне улучшится, да и перспектив — никаких. Как-то приехала двоюродная сестра матери, посмотрела, какая жизнь в деревне, и забрала Нину в Чапаевск. В те годы это было сделать нелегко — забрать из колхоза работника. Но тетке как-то удалось. Семнадцатилетней девчонке в городе все было внове. Оборонным заводам тоже требовалась рабочая сила. Взяли девушку в цех № 13 на завод № 15 лакировщицей. Цех был литейным, работали в основном мужчины, она же должна была обрезать бока у готового литья. Нередко приходилось и поднимать готовые изделия в 150 килограммов. «Как конец месяца — в цехе аврал, — вспоминает Нина Ивановна. — Бригадир просит: «Нина, выручай!» Я не могу отказать. И оставалась на третью смену… А дома меня в то время уже трое детей ждали».

Всего у Нины Ивановны четверо детей, но поднимать их пришлось одной. Муж попал под поезд. Позже она перешла на работу в цех № 18 этого же завода. Ее награждали, писали о ней в многотиражной газете «Рабочая трибуна», номера которой она бережно хранит. Подрастали три дочери и сын. Но беда не обходила ее стороной. Радовалась за сына — должны были начальником мастерской его поставить, но случилось непредвиденное: отравился газом в цехе. Одна радость — выросли хорошими людьми двое его сыновей, получили образование, да и все восемь внуков ее радуют. Недавно еще одна радость пришла в ее дом. «Приехали из администрации города ко мне, — рассказывает ветеран войны Кошелева, — и вручили знак «Куйбышев — запасная столица». Не забывают о нас, это хорошо».
От Нины Ивановны узнала, что она, оказывается, много лет помогала распространять нашу газету совершенно бескорыстно: почтальон приносил стопку газет на три дома, а наш доброволец разносила ее по квартирам.

Что еще отличает поколение «детей войны», какая характерная особенность присуща ему? Мне приходилось много встречаться с его представителями, писать об их жизни. И наиболее ярко вырисовывается в их характерах такая особенность, как бескорыстие. Это, как мы видим, прослеживается и на протяжении всей жизни моей сегодняшней героини. Дай ей Бог здоровья!

Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото автора и из семейного архива Н. И. Кошелевой.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *