ШКОЛА ДОШКОЛЬНИКА. ДАНЬ МОДЕ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

До начала нового учебного года осталось менее шести месяцев. Целых 6 месяцев или всего 6 месяцев? Много это или мало — смогут ответить только родители будущих первоклассников, которые начинают готовиться к учебному году раньше всех. Им предстоит еще немало дел за эти полгода. Но главным для многих родителей является вопрос — нужно ли специально готовить ребенка к школе или достаточно ходить в детский сад. Часто специалисты списывают раннюю подготовку на родительский перфекционизм, другие же, напротив, считают подготовку к школе необходимостью. О том, обязательна подготовка к школе или все-таки ее можно пропустить, рассказала учитель начальных классов школы № 23, отличник народного просвещения Светлана Владимировна ШАДРОВА.

— Светлана Владимировна, надо ли готовить ребенка к школе?
— Считаю, что надо. Школы дошкольников были всегда. Программы совершенствуются с каждым годом, кругозор ребенка должен расширяться. Школа дошкольника помогает родителям понять, в каких рамках ребенок должен находиться на момент поступления в школу.

— Если ребенок посещает подготовительную группу в детском саду, где работа направлена на подготовку дошколят к первому классу, надо ли посещать школу дошкольника?
— Школа дошкольника это мостик между детским садом и школой. Потому что учителю, как человеку со свежем взглядом, сразу видны сильные и слабые стороны детей, на что необходимо обратить внимание родителей. К тому же в детском саду режимные моменты отличаются от школьных, а ребенок должен готовиться к учебному процессу. Я вот уже приготовила колокольчик — чтобы дать звонок на урок и перемену, подготовила презентацию о том, как ведут себя школьники на уроке. Ведь как бы учитель ни старался распределить урок, меняя деятельность детей, добавляя физминутки, психологические паузы, основная цель урока — учить. Поэтому школа дошкольника — это настрой детей на учебный процесс и логическое продолжение занятий в подготовительной группе.

— Помимо школы дошкольника на базе школ сегодня много других предложений по подготовке детей. На что родителям обратить внимание при выборе тех или иных занятий?
— Актуальный вопрос сегодня. Не стоит идти туда, где обещают за полгода научить читать и писать. Я считаю, что натаскивание навыкам чтения и письма, то, что ребенок освоит в учебном процессе, это пустая трата времени и денег родителей. Ребенка нужно не учить читать, а готовить к чтению, то есть учить слышать, фонематический слух развивать, понимать мягкость, твердость звуков. Зоркость развивать и зрительную, и слуховую. Очень много сегодня проблем у детей с речью. И в плане словарного запаса, и в плане произношения. Перед новогодними каникулами я была на празднике в детском саду в подготовительной группе, дети читали стихи и многие еще не выговаривают звуки. Поэтому родителям надо на это направить свое внимание и работу перед школой. Так же не учить писать, а готовить руку к письму. Развивать пальчики. Усидчивость развивать и навыки работы в коллективе. Это важно. И если родителям предлагают именно подобные курсы, то это будет только на пользу ребенку.

— Светлана Владимировна, если все-таки родители приняли решение не готовить ребенка и дать ему просто отдохнуть перед школой, значит ли это, что ребенок будет самым отстающим в классе?
— Конечно, нет. Бывает, в первый класс приходят дети, которые и в детский сад не ходили, и не готовились, но смекалка и сообразительность, высокие умственные способности — это все в процессе обучения начинает проявляться и развиваться. Подготовленный ребенок учителю виден, но задача родителей, если они взялись ребенка развивать, не прекращать работу и продолжать с ним заниматься. Ведь очень часто бывает, что на первых порах одни дети в классе вроде успешнее остальных, но в процессе обучения другие ребята догоняют и обгоняют.

— Существует мнение у многих родителей, что если ребенок умеет читать и писать, ему будет скучно в классе. Вы согласны с этим?
— Нет, я не согласна. Подготовленный ребенок дополняет работу в классе. Учитель может взять этого ребенка в свои помощники, тогда он может наравне с учителем делиться знаниями и умениями с одноклассниками. В рамках федеральных стандартов форма работы на уроке не только традиционная, сидение за партой, но и работа в группах, парах. Ребенку, который обладает большими навыками и знаниями, чем остальные, это поможет развивать лидерские качества. То есть учитель может соориентировать, как работать организатором в группе. Скучно точно не будет.

— Как выбрать школу? На что ориентироваться родителям? На успешную сдачу ЕГЭ выпускниками школы? Или на свежий ремонт в классах?
— Первое, это школа должна быть удобной для ребенка. Особенно это важно в начальной школе. Второе — это выбор учителя. Причем не всегда первый учитель — это возрастная дама. Очень много сегодня талантливых молодых педагогов. Часто вижу, что родители выбирают, как им кажется, успешные и большие школы, опираясь на личные амбиции, не учитывая особенностей своего ребенка. Наша школа маленькая, но учителя начальной школы — труженики. С каждым ребенком ведется кропотливая работа, и порой наши дети могут опередить по знаниям ребят из больших школ и классов. Так как я учитель малокомплектной школы, я сторонница того, чтобы родители присмотрелись к нам и не боялись отправлять детей в первый класс. Потому что именно в наших маленьких классах, где 23-25 детей, а не 30-35, ребенку будет уделено внимания больше. Выбор школы, конечно, процесс очень индивидуальный. Школа дошкольника это для родителей хорошая возможность присмотреться к школам, учителям, чтобы сделать правильный выбор, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Стоит отметить, если в былые времена необходимым элементом для детсадовцев была ориентация на школу: в группах устанавливались маленькие парты, у детей формировалась усидчивость, и считалось, что это необходимое качество для поступления в школу, то теперь все по-другому. Уже 3 года в рамках федеральных государственных образовательных стандартов один из ведущих принципов — организация развивающей предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать самостоятельность и активность ребенка. 

Анастасия КРАСИНА.
Фото автора.

МНЕНИЯ

Мама будущего первоклассника Тамара ЩЕРБАКОВА:

изображения не найдены

— Детей к школе готовить необходимо. Школьная программа сегодня отличается от той, что была раньше. Знания даются вроде те же, но темп работы другой, гораздо быстрее. В нашей семье Тимофей будет вторым школьником, старший сын Владислав учится в третьем классе. И я вижу, что если бы мы Владика не готовили к школе, ему было бы гораздо сложнее адаптироваться в первом классе. Поэтому выбор посещать или нет дополнительные занятия по подготовке к школе у нас не стоял, однозначно — да.

Педагог-психолог ГБУ ДПО СО «Чапаевский ресурсный центр» Светлана Игоревна ЕВСТРОПОВА:

изображения не найдены

— Школа дошкольника нужна. Статистика показывает, что сегодня 70-80% детей приходят в первый класс, умея читать и писать печатные буквы. И это помогает им легче адаптироваться в школе. Ведь у дошкольников происходит полная смена деятельности — игровой на учебную. Меняется жизнь. К этому нужно готовить. Но каждый родитель должен учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Родители в период дошкольного детства познают своего ребенка. Стоит обратить внимание, с каким настроением ваш сын или дочка идет на дополнительные занятия, с каким возвращается, как ведет себя после. Если в поведении нет отклонений, тогда все отлично. Но если ребенок становится плаксивым, раздражительным, хочет спать, то родителям есть над чем задуматься. Мне бы очень хотелось предостеречь всех родителей от завышенных требований к своим детям. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми! Несмотря на то, что сегодня многие из нас загружены делами и проблемами, я призываю всех родителей: проводите как можно больше свободного времени со своими детьми. Чаще взаимодействуйте с ними, это самое лучшее, что вы можете дать, пока они маленькие. Уже много лет говорят о том, что нужна психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый уровень созревания личностных качеств, чтобы у ребенка была уверенность в своих силах, адекватная самооценка, умение общаться. Ведь сейчас в обществе востребованы люди с высоким уровнем социального интеллекта. Им обладают те, кто умеет разрешать конфликты, заводить нужные связи. Мой совет родителям: не ставить перед ребенком цели «ты должен», а просто разговаривать с ним, развивать его речь.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.