Сегодня можно с уверенностью сказать, что коллектив детской больницы, возглавляемый врачом педиатром высшей категории, кандидатом медицинских наук Н. И. Сараевой, достойно несет вахту по охране здоровья детского населения в городе. Без малого 40 лет Надежда Илларионовна трудится в педиатрии и уверена, что от качества профилактической, лечебно-диагностической, санитарно-просветительской работы в первичном звене медико-санитарной помощи детям зависят многие демографические показатели. Результаты не заставляют долго ждать. Достаточно привести только несколько цифр: 95% детского населения охвачены сегодня профилактическими медицинскими осмотрами. 98 -100% детей — вакцинацией; если младенческая смертность 20 лет назад была 27,6 % промилле (1 на 1000 родившихся живыми), то по итогам работы за 2017 год она составила 5,3% промилле.
Откуда у этой маленькой хрупкой женщины берутся силы, чтобы вести такой большой корабль через рифы, бушующий океан к назначенной цели? Как формировался характер Надежды?
Кто оказал влияние на выбор профессии? Наверное, чтобы ответить на эти вопросы, следует окунуться в ее далекое прошлое.
Мечта отца
Родилась Надя в Ульяновской области в многодетной семье Фионовых. Вернувшись с фронта, отец стал работать лесничим. Илларион Терентьевич был на все руки мастер. Семья большая — шестеро детей родились еще до войны, а двое, младшие, послевоенные, — когда родителям было уже за сорок. Неудивительно, что хозяйство в семье было обширным, и огороды, и живность. Дети с раннего возраста приучались к труду.
Родители мечтали дать им хорошее образование, но живя в лесу, хоть здесь и вольготно, и воздух чистый, сделать это трудно. Поэтому Илларион Терентьевич с женой Степанидой Прокофьевной приняли нелегкое для себя решение — уехать в город. Кто-то им подсказал, что в Чапаевске много заводов, поэтому можно найти работу, да и жилье.
Шел 1953-й год, страна еще не оправилась от послевоенной разрухи, но оборонные заводы в Чапаевске, можно сказать, работали на полную мощность. Когда Фионовы приехали в город, Наде исполнился только год. Отец нашел работу на полигоне, его приняли в транспортный отдел кузнецом. Мало что помнит Надежда Илларионовна из того своего раннего детства, но знала, что старшие, довоенные дети (разница в возрасте у них была довольно приличная) всегда очень заботились о ней, младшенькой. А самым ярким воспоминанием у нее остались слова отца о том, как он мечтает, чтобы его старший сын Алексей стал доктором. Почему, откуда взялась у Иллариона Терентьевича эта мечта — понять было трудно. Но она жила в нем, и он постоянно о ней говорил и жене, и детям. В 57-м отец заболел (онкология), а в 60-м — умер.
А мечта осталась. Но, к сожалению, сын не мог ее осуществить, потому что у него была своя мечта, которую он предать тоже не мог. Алексей с отличием окончил школу и поступил в Московский нефтетехнический институт — его влекла наука, исследования. После успешного завершения учебы в вузе, получил направление в Башкирию, в город Октябрьский, куда он с семьей и уехал. Но продолжал внимательно следить за учебой младшей сестренки и надеялся, что она, может быть, и станет доктором. Надя училась в школе № 11, что в Нагорном поселке, где и продолжала жить с мамой. Училась на «отлично». Иногда думала, что, может быть, учителя ее жалели, ставя ей «пятерки», уж больно она была маленькой, худенькой, слабенькой, они постоянно это и подчеркивали. И не догадывались, какая воля зрела в этой хрупкой девчушке.
Из двух восьмых классов сделали один девятый, оставшихся пятерых учеников, в их числе и Надю, направили учиться в школу № 1. Когда старший брат приехал и увидел, что сестренке надо так далеко ездить в школу, да еще у нее там и четверки появились по литературе и физике, решил забрать ее к себе, где она будет заканчивать школу и готовиться к поступлению в медицинский. К тому времени девочка уже призналась брату, что хочет стать врачом, о чем и мечтал их отец. Алексей защитил кандидатскую, затем докторскую, то есть стал доктором, только технических наук, а впоследствии и профессором, для сестренки сразу нанял репетиторов. У него росли и свои дети, а Надю он любил тоже какой-то отцовской любовью и продолжал ее опекать.
Из студентов — в студенты
Решили, что поступать она будет в Куйбышевский медицинский институт, чтобы быть поближе к маме, тем более там только что открылось педиатрическое отделение, а Надя уже твердо решила, что хочет быть детским врачом. Они с братом и не сомневались, что поступит. Но… вышла осечка. Знания у нее действительно были прочные, но кому-то из преподавателей показалось, что она написала ответ на билет абитуриенту-юноше, и снизили ей оценки до «3». То есть до проходного балла не дотянула. Брат опять успокоил и нашел выход — у них в Октябрьском было медицинское училище, где тоже было педиатрическое отделение. И успели туда до окончания приема. Через 10 месяцев Надя, теперь уже Надежда Илларионовна, с отличием окончила медучилище, но снова пошла в студенты — в Башкирский государственный медицинский институт имени 15-летия ВЛКСМ. Так как диплом у нее был с отличием, сдала один профильный экзамен и — поступила. Теперь уж она обязательно будет врачом педиатром!
В Чапаевск Надежда Илларионовна вернулась только в 1978 году. Государственный экзамен после прохождения интернатуры успешно выдержала во 2-м Московском медицинском институте и была направлена в отдел здравоохранения города Куйбышева. В Чапаевске педиатров не хватало, и вполне естественно, что молодого специалиста направили в город ее детства.
В одной связке
Ей очень хотелось работать в стационаре, но ее направили сразу на передовую — участковым врачом педиатром, где до нее за короткое время сменилось уже три врача. Опытные мамаши, у которых было по двое-трое детей, хотя и относились к юному доктору с уважением, но откровенно и со вздохом заявляли: «И ты, наверное, сбежишь от нас скоро, тяжело тут ведь…» Они не догадывались, что Надежда Илларионовна трудностей никогда не боялась и не боится, в первое время, например, должность участкового педиатра совмещала с работой врача ординатора в детском стационаре. Немного позже она поняла, какой заботливый коллектив здесь, в детской больнице.
Такую благоприятную для молодых специалистов атмосферу создавала заведующая Маргарита Ивановна Соколова. Опытные коллеги Ася Яковлевна Дехтярь и Вера Семеновна Лялина почти, в буквальном смысле слова, водили молодого специалиста «за руку» — ведь столько тонкостей в работе педиатра, о них в медвузе не узнаешь! А они так важны в таком деле, как здоровье ребенка. Да еще нужно родителей убедить в том, что они должны делать для сохранения своего малыша, тогда еще мамы и папы не были такими продвинутыми, как сейчас, прислушивались к советам медицинских работников. А участковая медсестра Галина Николаевна Дедушкина, с которой Надежда начала работать в паре, как будто вместе с ней делала первые шаги на участке.
Многому научила молодого педиатра и заведующая поликлиникой Валентина Михайловна Авдеева. Именно она, приглядевшись к Надежде Илларионовне, видя ее трудолюбие, умение все схватывать на лету, а главное, желание делать свою работу как можно лучше, предложила руководству детской городской больницы назначить молодого специалиста на должность заместителя главного врача по поликлиническому разделу работы. Вот такая профессиональная и психологическая обстановка была в коллективе — все понимали, что они все вместе делают одно большое дело. Такой моральный климат Надежда Илларионовна и постаралась сохранить в коллективе, когда стала заведующей детской поликлиникой. Проработав до этого ее назначения в дошкольно-школьном отделении, она поняла, как важны профилактические меры в детских учреждениях, роль медицинских сестер в детсадах и школах, и как важно им тесно работать с детской поликлиникой.
Мысли вслух
В 2009 году детская больница переехала в новое, специально построенное для нее здание. Это было большим событием для всего города, до этого детское медучреждение ютилось в приспособленных под эти цели помещениях. Коллеги-педиатры, приезжающие за опытом, до сих пор восхищаются теми условиями, которые созданы в городе для оздоровления детей. За восемь лет, прошедшие со дня новоселья, многое изменилось в педиатрической службе. И в плане требований, которые предъявляют к ней государство, общество в связи с особой демографической политикой в стране. И в плане внедрения новых, в том числе и цифровых, технологий.
Коллектив детской поликлиники сегодня обслуживает 14 180 детей от 0 до 18 лет. Надежда Илларионовна вместе со своими помощниками делает все, чтобы идти в ногу со временем. Важное место в их работе занимает иммунопрофилактика детских инфекций, обязательная диспансеризация детей разных возрастных групп, предусмотренная законодательством, профилактические посещения детей на дому, как медсестрами, так и врачами.
В 2013 году получена 21 единица компьютерной техники, компьютеризированы все кабинеты врачей, регистратура, для удобства посетителей создана электронная очередь. Заведующая поликлиникой сама непрерывно повышает свои профессиональные знания, этого добивается и от коллег — раз в пять лет обязательная учеба и сдача квалификационных экзаменов, не считая индивидуальной работы над собой. В медицине по-другому нельзя. Но есть то, что постоянно тревожит Надежду Илларионовну.
Дело в том, что в воспитании, оздоровлении детей участвуют как бы три основные стороны — семья, медицинское и образовательное учреждения. И конечно, основная роль в этом процессе по-прежнему отводится семье. Если родители умеют правильно, на взаимном уважении, выстраивать отношения с медицинским персоналом, который «ведет» их ребенка так сказать с нуля, выполнять даваемые рекомендации, не создавать психологические дисбалансы, ребенок будет расти здоровым и к своему 18-летию подойдет в расцвете как физических, так и психологических возможностей.
— К сожалению, у нас бывают случаи, когда родители, не вдаваясь в подробности сложившейся ситуации, начинают, как говорится, качать свои права, — делится Надежда Илларионовна, — считают, что им все обязаны. Начинают при детях устраивать разборки с врачом или медсестрой, идут с жалобами ко мне. Или еще могут устроить негативное обсуждение врача в Интернете, в соцсетях, доводя его до увольнения. Не буду акцентировать внимание на уровне культурного развития таких людей, но то, что их, мягко говоря, не очень красивые разборки не прибавят здоровья их детям — это точно. А ведь кадровый вопрос в педиатрии и сегодня стоит очень остро. Укомплектованность кадрами медперсонала составляет 76,5%. У нас 17 участков, на каждом около 800 детей от 0 до 18 лет, в наличии всего 13 участковых врачей педиатров, и почти все они пенсионного или предпенсионного возраста. Конечно, можно много рассуждать о том, кто виноват в такой ситуации, но факт есть факт. И вывод я могу сделать только один: давайте бережнее относиться друг к другу. Родовспоможение и детство всегда были приоритетными в медицине, и не случайно президент страны объявил с 2018 года десятилетие детства. Значит, больше внимания будет уделяться и детским поликлиникам, в плане оснащения, ремонта, создании благоприятных условий для формирования здоровья детей.
У меня остался только один вопрос к Надежде Илларионовне Сараевой — выбрал ли кто-то из ее дочерей профессию мамы? Оказалось, что младшая, Дарья, окончила факультет иностранных языков педуниверситета, старшая, Ксения, — медицинский университет, но специализацию прошла, как врач гистолог. Уверена, что они унаследовали многие хорошие качества своей мамы, и так же как она, будут нести добро людям.
Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото автора.
изображения не найдены