«ЗВАЛИСЬ ГОРДО — ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА!»

Ровно 73 года назад советские солдаты, находящиеся под Берлином в этот день, 8 мая, первыми узнали: победа в Великой Отечественной войне — за нами! Один из тех, тогда еще совсем молодых, парней — Александр Васильевич Травов. Накануне Дня Победы ветеран рассказал о своей военной службе и гражданской жизни.

«Строили догадки: вроде бы, везут не на фронт…»

Александр Травов родился в Саратовской области, селе Сестры Ивантеевского района. Все его детство прошло в деревне, благодаря этому парень умел выполнять все колхозные работы. Отца семейства Травовых призвали на фронт в 1941 году, и четырнадцатилетний Саша остался за старшего: нужно было помогать матери по хозяйству и с младшими сестрами.

— Я работал в колхозе, выполнял любые работы, — вспоминает Александр Васильевич. — Шел, куда отправят. Был заправщиком, работал на тракторе, ездил за горючим. В этом, конечно, деревенские ребята отличаются от городских.

Так было до призыва парня на службу. В 1943 году Александр отправился в армию, попал в тактические лагеря под Саратовом, в стрелковую роту. Перезимовали с новобранцами, а весной, в конце мая приехал «покупатель».

— Я еще не понимал, кто это, не разбирался в погонах, — рассказывает А. В. Травов. — У него были золотые погоны, красивые птички на них… Молодой парень. Куда ехали, мы не знали, лишь строили догадки: вроде бы, не на фронт. Оттуда с такими чистыми погонами не приезжают, только с истертыми…

Так новоиспеченные стрелки попали в Самарскую область, паровоз высадил их на станции Толкай неподалеку от села Кинель-Черкассы. Тут командиры объяснили — приехали учиться на воздушных стрелков. На легендарном штурмовике — Ил-2. Самолет Александр Васильевич вспоминает с большим теплом, говоря про него как про человека и ласково называя «Илюшкой». Кстати, паровоз деревенский парнишка тоже увидел впервые, только когда отправился на службу.

Обучение продолжилось в Смышляевке, где стрелки встретились с летчиками из Оренбургского училища и были распределены по экипажам.

«Спешили под Варшаву — попали под Берлин»

Отучились 45 дней — и на фронт. Отправка была сразу под Берлин, правда добрались не так скоро. «Илюха» держался в воздухе по полтора часа — именно столько длились короткие перелеты солдат. Приземлялись в Пензе, Орле, Воронеже, Бресте… Самых разных городах. Уже наступила зима, и погода для самолета Ил-2 была нелетной.

— Под Орлом у нас упал один самолет — отказал мотор, — уже сейчас Александр Васильевич вспоминает об этом спокойно. — Аварийно сел на снежную равнину, но протаранил железную дорогу. К счастью, экипаж остался жив, и самолет починили. Пока мы долетели, эти ребята уже побывали в госпитале и сделали боевые вылеты.

По прибытию в новое расположение стрелка Травова определили в 74-й полк, под командование Героя Советского Союза Г. И. Игнашкина, на тот момент бывшего еще майором Советской Армии. Военнослужащие начали привыкать, делали пробные вылеты. Как раз шла Берлинская операция.

— Спешили под Варшаву — попали под Берлин, — усмехается Александр Васильевич. — Мы только пролетели над Варшавой: торчали одни трубы, весь город разбомбили. Под Берлином я приболел, мне не пришлось много летать. Стрелков хватало, и меня больного не пускали. Наша авиация превосходила немецкую.

Там же Александр Васильевич встретил окончание Великой Отечественной войны. Он имеет медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», орден «Отечественной войны».

— Утром восьмого мая встали, кругом стрельба: «Победа! Победа!», — эмоционально рассказывает ветеран. — Девятого мая объявили, что фашисткие войска разгромлены, но мы знали уже восьмого. Был выходной день, мы торжествовали всем полком. Но вылеты еще продолжались, уничтожали оставшиеся вражеские формирования.

Продолжилась обычная военная служба. Александра Васильевича перевели в укладчики парашютов — сложная и ответственная работа. Он понимал, что уложенный им парашют может спасти жизнь человеку при боевых действиях. Подробно ветеран рассказывает и про сами парашюты: сам парашют из шелка, площадью 44 квадратных метра, 24 стропы. Раз в неделю парашют обязательно нужно было перекладывать: проверить состояние.

— На фронте с нами служили девчата оружейницами, — повествует дальше Александр Васильевич. — Они вооружали самолеты. Подвешивали к самолету четыре бомбы по пятьдесят килограммов: две пушки и два пулемета. Самолет прилетел с задания — моторист отмывал, всего «Илюху» закоптило, а девчонки заряжали. Стрелок вооружал себя сам.

«Из шестнадцати односельчан вернулись трое»

После службы Александр Васильевич сначала вернулся в родное село. Работали одни женщины — выращивали овощи, убирали зерно, управляли тракторами. Из села Сестры вместе призвались в армию 16 парней. Из них вернулись трое.

— Работать было некому и негде, — продолжает рассказ А. В. Травов. — Я долго не решался оставить родное село, но в итоге принял решение и переехал в Среднюю Азию, в Республику Таджикистан, где и прожил сорок лет. Там обосновался, обзавелся женой и детьми, работал на хлопковом заводе. После развала Советского Союза мы переехали в Чапаевск, здесь у меня жили родственники.

Соседи в шутку говорили про трех сыновей Александра Васильевича: «три танкиста, три веселых друга». Разница в возрасте у братьев небольшая. Сегодня они уже все на пенсии, старший сын трудился инженером-строителем и живет в Ленинградской области, средний и младший выбрали военную службу и ушли на отдых в звании подполковника, проживают в Республике Беларусь.

— Сейчас парни часто боятся идти служить… — вздыхает ветеран. — А мы шли по зову Родины. И звались гордо — защитники Отечества!

Алиса НОВАКОВСКАЯ.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *