В пятницу в конце рабочего дня из пресс-клуба редакции слышалась музыка.
Приятный баритон под аккомпанемент фортепиано выводил начальные строки известного романса «Только раз бывает в жизни встреча…» Кирилл Филушкин готовился к встрече со зрителями, которые через несколько минут заполнят зал. Концертмейстер
и давний автор нашей газеты Людмила Евгеньевна Сухарева предложила послушать талантливого начинающего певца, у которого, по ее словам, большое будущее, она же и аккомпанировала юноше.
Представление
Кирилл Филушкин окончил в этом году школу № ?3 с золотой медалью. И по итогам ЕГЭ для него были открыты двери лучших вузов страны. А он подал документы в Самарское музыкальное училище имени Д. Г. Шаталова и начал готовить вступительную программу. Скажете, так не бывает! Оказывается, бывает. Поступил на вокальное отделение, и его взяла в свой класс заведующая отделением, заслуженный работник культуры России Н. А. Афанасьева. Наталия Александровна, когда еще проводила мастер-класс в школе искусств № 2 «Гармония», обратила внимание на талантливого юношу с прекрасным баритоном, и вот теперь он стал ее учеником.
— Я много лет аккомпанирую хору, вокалистам, — высказалась Людмила Евгеньевна, представляя зрителям Кирилла, — и в моей практике было трое таких самородков, звездочек, как я их называю. Это Володя Вдовухин, у него был неповторимый баритон. Иван Юров, у которого необыкновенной красоты тенор, он сейчас студент Саратовской консерватории, и вот Кирилл Филушкин, у которого есть все, чтобы стать настоящей оперной звездой, о чем он мечтает. У него есть талант, необыкновенное трудолюбие, собранность, к тому же он невероятно начитан и интересен как собеседник. Меня радует, что он, несмотря на молодость, любит русские народные песни, и судьба свела меня с ним. Следует отдать должное преподавателю вокала школы искусств № 2 Ольге Васильевне Баканиной. Она отлично работает с мальчиками, берет их совсем маленькими и ставит голос, формирует из них исполнителей, для которых очень важно умение держаться на сцене. Следует сказать, что Ольга Васильевна внесла немалый вклад в развитие вокала в нашем городе.
Начальные же навыки, полученные от нее, уже дальше шлифуются в музучилище, в консерватории.
Впечатления
Знаете, с чего начал свою программу Кирилл? С арии Демона из оперы Рубинштейна «Демон». Потрясающе, неожиданно. Хрупкий юноша и такой сильный баритон. Чувствовалось еще и то, что не только музыка, но и слова как-то перекликаются с его внутренним миром. Иначе ария в исполнении Кирилла не воспринималась бы так эмоционально. Дальше полились русские народные песни, которые мы слышали в исполнении прославленных баритонов — «Вот мчится тройка почтовая» в обработке Губарькова и «Эх., Настасья…» Почему-то подумалось, что юноша не раз прослушивал и Федора Шаляпина, и Бориса Штоколова, то есть с самого начала занятий вокалом с преподавателем он упорно стремился к самообразованию, главный компонент которого слушать, слушать и слушать великих исполнителей.
Публика уже созрела и для восприятия голоса исполнителя, и его манеры. Снова зазвучала ария, но уже легкомысленного Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», которая продемонстрировала новые оттенки баритона Кирилла. Причем произведение прозвучало на итальянском языке.
Кто из оперных певцов не включает в свои концертные исполнения романсы? Кирилл не исключение. Прозвучал любимый многими романс — «Только раз бывает в жизни встреча, только раз судьбою рвется нить, только раз в холодный зимний вечер мне так хочется любить…» (муз. Фомина, сл. Германа). Неповторимая образность каждой строчки стихов удивительно сочетается с мелодией, а у каждого исполнителя и слушателя в связи с этим возникают свои ассоциации. Наверное, поэтому этот романс неувядаем, и его берут в свой репертуар все новые и новые поколения исполнителей. Прозвучал и Рахманинов — романс «О нет, молю, не уходи». Шуберт «К музыке» был исполнен на немецком языке. В переводе это означает любовь к музыке и благодарность ей за то, что открывает человеку такой прекрасный мир звуков.
После концерта мы все, зрители и исполнители, за круглым столом поговорили о том, что дает человеку музыка, почему у одного ребенка есть музыкальные способности, у другого нет, можно ли их развить, не имея к этому первоначальных задатков. Полный ответ на вопрос, как Кирилл Филушкин пришел в мир музыки, я получила после встречи и разговора с ним на следующий день.
Понимание
За сравнительно короткую еще жизнь на разных ее этапах у Кирилла уже были встречи, которые и определили его отношение к музыке и сформировали понимание того, что музыка должна стать его профессией. Начинается все с детства, как сказал классик, все мы родом из детства. Впереди у молодого человека еще очень большая жизнь, и наверняка в ней будет много разных встреч, которые так или иначе будут влиять на его судьбу.
По рассказам Кирилла, музыку он слушал с раннего детства. Его родители часто включали Александра Розенбаума, как потом он понял. Елена Геннадиевна и Николай Викторович были большими поклонниками творчества этого певца, поэта и композитора. Любовь родителей к этому интеллектуально тонкому исполнителю перешла к сыну. Ему нравится его сильный голос, тексты, музыка, которые льются как будто из глубины души, как у Высоцкого.
Но в музыкальную школу Елена Геннадиевна отдала сына, когда он учился в общеобразовательной школе уже в пятом классе. Решила, что с 1 класса мальчику тянуть две школы будет сложно. Хотя она окончила музыкальную школу и мечтала, что Кирилл тоже окончит фортепианное отделение. Была и еще одна причина для того, чтобы он учился играть именно на этом инструменте — Кирилл родился левшой. Наука утверждает, что такие дети становятся особенно талантливыми в какой-либо области, а Елене Геннадиевне хотелось, чтобы он развил правую руку. Нет, переучивать его, как рекомендуют ученые, она не стала, но в музыкальную школу сына отдала, тем более у них в квартире стоял старый инструмент «Ласточка», на нем еще она играла в свое время. Кирилл попал к преподавателю по фортепиано Елене Викторовне Сенякиной, которая в течение семи лет учебы многое сделала и для развития его музыкальных способностей, и для правильной постановки рук, что очень важно для игры на таком инструменте, как фортепиано. Очень чуткий и внимательный человек, она терпеливо работала с мальчиком. Теорию музыки преподавала Ольга Викторовна Шаталина, у которой в свое время еще училась Елена Геннадиевна, к этому теоретику музыки попал и Кирилл.
У мальчика оказался хороший слух, но сначала особого энтузиазма к музыке не было. Энтузиазм появился позже, когда он вдруг открыл для себя новый музыкальный мир — стал слушать песни в исполнении Магомаева, Гуляева, прослушивал записи по несколько раз, влюбился в этих исполнителей, в их голос, манеру.
— Я вообще люблю советскую эстраду, — признался Кирилл, — ведь у исполнителей того времени был голос, была душа. Потом, когда прослушал довольно много романсов в исполнении различных мужских голосов, решил перейти к оперным исполнителям. Начал с Федора Иванович Шаляпина, с куплетов Мефистофеля в его исполнении. Какой глубокий голос! Какая манера исполнения! Чем больше слушаешь, тем больше втягиваешься и начинаешь понимать то, о чем раньше не задумывался.
Все дети, посещающие музыкальную школу, должны посещать и хор. Пел в школьном хоре и Кирилл, дискантом, как все дети.
Развитие
Вскоре Кирилл стать петь в хоре мальчиков, который создала и вела Ольга Васильевна Баканина, в ее ансамбле «Гардемарины», где тоже были одни мальчики. В ансамбле была большая текучесть, потому что у мальчиков начиналась ломка голоса, которая длится у всех по-разному, а это 1-2 года. В это время нужно беречь голос, чтобы не сорвать. У Кирилла была и еще одна проблема — он боялся сцены. Вспомнил, как первый раз пел дуэтом с Виктором Кондратюком «Звездочки ясные». Репетиция прошла безукоризненно, а на сцене голос у него задрожал. «Когда поешь в большом зале, например, во Дворце культуры имени Чапаева, нет такого волнения, а когда — в камерном, тогда зрители к тебе ближе, то у меня волнение усиливается», — признался Кирилл.
Юноша постоянно работает над собой, постоянно слушает оперы, разных исполнителей.
— Немаловажную роль в становлении голоса играет прослушивание записей великих певцов, — рассказал он. — Это помогает понять основы звукоизвлечения, выбрать наиболее удобную манеру пения, а также лучше изучить оперное искусство в целом. Мне очень нравится раз за разом прослушивать записи прославленного Тито Гобби, который обладал запоминающимся тембром и мастерством драматического актера. Его Риголетто, на мой взгляд, получился наиболее «живым» и убедительным. Могучим, «темным» по звучанию голосом обладал Титта Руффо, считающийся одним из величайших певцов прошлого. Ярким, подвижным и красивым был голос мастера бельканто Маттиа Баттистини. Но нельзя забывать и о замечательных советских исполнителях, таких как Георг Отс, Павел Лисициан, Андрей Иванов. Стоит упомянуть также покинувшего недавно этот мир Дмитрия Хворостовского, чей красивый бархатный баритон был известен во всем мире.
Кирилл понял еще, что советская оперная школа сильно отличается от итальянской. Когда в 10 классе Кирилл уже окончательно решил, что в жизни он пойдет дорогой музыки, мама его поддержала. Изначально хотел поступить в институт культуры, но классическая схема для вокалиста, как ему подсказали, — музучилище, консерватория. И он выбрал этот путь. Кирилл много читает, особенно про оперных певцов, хотя любит все жанры, как мы поняли, и в музыке, и в литературе. К слову, при поступлении в музучилище требуется что-то прочесть, кроме, конечно, вокальной программы, и Кирилл читал «Незнакомку» Блока.
Хочется пожелать Кириллу Филушкину, целеустремленному и вдумчивому человеку, побольше в жизни добрых встреч и особенно тех, которые запоминаются на всю жизнь.
Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото из архива семьи Филушкиных.