КОГДА ПРЕДМЕТ — ХОББИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Чаще всего люди, выбравшие профессию учителя, делятся воспоминаниями, как в детстве играли в школу, как хотели учить детей. Тем не менее хорошими педагогами не рождаются. Ими становятся в результате непрерывного самообразования, знакомства с новыми методами работы и следования заветам старших наставников. Так же, как героиня нашего праздничного выпуска — Татьяна Евгеньевна БУДАМИШИНА, учитель иностранного языка школы № 10.

Будучи еще ученицей школы, Татьяна не мечтала о профессии преподавателя, она просто любила иностранные языки. Поэтому активно занималась самообразованием, использовала любые возможности, чтобы выучить новые слова, пополнить копилку своих знаний — это было ее хобби. Раньше Интернета не было, поэтому девушка находила книги у знакомых и в магазинах, потом, когда появились крупные книжные супермаркеты, стала приобретать там самоучители по английскому, испанскому языку. Получая профессиональное образование в педагогическом институте (сейчас — СГСПУ), сначала не планировала идти в школу. Но пришла, чтобы получить опыт работы, и осталась. Стаж ее педагогической деятельности уже чуть более 15 лет. Татьяна пришла работать в школу № 10, ту самую, которую окончила сама.

— Пришла на работу, когда все мои учителя еще преподавали, некоторые трудятся и сейчас, — поделилась воспоминаниями Т. Е. Будамишина. — Встретили так, как будто я и не уходила: я отсутствовала в школе недолго. 

За годы работы Татьяна Евгеньевна успела выпустить класс, ее первый выпуск окончил школу в позапрошлом году. Сейчас она классный руководитель шестого класса. 

— Понимание и осознание детей пришло не сразу, — призналась учитель. — Так часто бывает, когда только приступаешь к новому делу: готов горы свернуть и кажется, что ученики должны знать все, что знаю я. Но в результате оказалось не так. Не должны они знать столько, сколько я. Каждый берет по своим возможностям, потребностям. Осознание всего образовательного процесса пришло лет через пять, наверное. Тогда я начала чувствовать детей, понимать их, мыслить с ними в одном направлении. 

Родители, как рассказала Татьяна Евгеньевна, встречаются понимающие: адекватно воспринимают и похвалу, и критику, помогают по мере возможностей. Спорных и конфликтных ситуаций никогда не возникало с мамами и папами учеников, как вспоминает классный руководитель. Но в любом коллективе возникают разные вопросы, их удается решать сообща и сразу. 

Я спросила Татьяну Евгеньевну, есть ли какой-то универсальный рецепт, которым она пользуется, чтобы найти подход к ученику. 

— Самый запоминающийся совет мне дала мой учитель, классный руководитель, Светлана Федоровна Вахтина, — поделилась педагог. — Мы до сих пор поддерживаем связь, иногда встречаемся. Когда я только пришла в профессию, она сказала мне: всегда ставь себя на место ребенка, которому ты что-то доказываешь, объясняешь, ругаешь или хвалишь — как бы ты себя чувствовала в данной ситуации. Вот этого принципа я стараюсь придерживаться. 

В большой школе, конечно, много учеников, все они разные. Т. Е. Будамишина рассказала, что у нее семиклассники, например, активно участвуют практически во всем, что им предлагают, особенно любят научные конференции. Ее ученики занимали на окружном этапе первые места, выходили на область, там становились самыми активными участниками дискуссий — и дипломы получали соответствующие. Также ребята пишут предметную олимпиаду, проверяют свои знания и в других конкурсах, к примеру, «Покори Воробьевы горы» — он проводится в России при участии Московского государственного университета имени М. Ю. Ломоносова. 

Профессиональные достижения есть и у самой Татьяны Евгеньевны. В частности, недавно она вошла в число лучших педагогов Самарской области, их рейтинг определен в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Портфолио Т. Е. Будамишиной среди множества других оказалось одним из самых ярких. 

Помимо иностранного языка у учителя появилось и другое направление в работе — патриотическое воспитание. Оно присутствует и в урочной, и во внеурочной деятельности. «Чтобы понять свою культуру, свой язык и чувства к Родине, нужно посмотреть через призму чужой культуры», — уверена преподаватель английского языка. 

В воспитательные внеурочные занятия Татьяна Евгеньевна включает сразу несколько направлений, в том числе трудовую и просветительскую деятельность, работу с родителями. 

— За нами закреплена могила неизвестных летчиков в Большом Томылово, она находится под нашим патронажем, — пояснила учитель. — Мы ходили туда убираться и возлагать цветы с предыдущими выпускниками, да и сейчас ходим с ними — шестиклашки еще маленькие. 

Кроме того, в трудовую деятельность учеников Татьяны Евгеньевны еще входят субботники, помощь в уборке детским садам — структурным подразделениям ГБОУ СОШ № 10. Еще ребята самостоятельно, хоть и под чутким контролем классного руководителя, разрабатывают и проводят игровые программы для учащихся младших классов и дошкольников. 

Но и занятия английским языком, конечно, во внеурочную деятельность включены. Второй год ребята более глубоко изучают культуру англоговорящих стран — ставят небольшие театральные постановки на английском языке. Произведения соответствуют возрасту учеников, например, в прошлом году ставили сказку «Снежная королева». Как раз в то же время дети проходили ее по литературе. 

Татьяна Евгеньевна особо отметила, что ей посчастливилось пользоваться современным оборудованием, которое есть далеко не во всех школах региона. Благодаря одной из федеральных программ школа № 10 получила систему, подобную лингафонному кабинету — это комплекс звукотехнической, проекционной аппаратуры. В классе есть и ноутбуки, так что учебный процесс можно индивидуализировать. На полках в классе тоже современные учебники, словари. Татьяна Евгеньевна подчеркивает: возможностей стало больше, процесс стал более современным, позволяет использовать в работе интерактивные формы. 

Сама же героиня нашего праздничного выпуска, помимо любви к своему предмету, призналась, что ведет активный образ жизни: ходит в бассейн, на йогу, зимой катается на лыжах, а летом — на велосипеде, путешествует. Все это — вместе со своим ребенком. 

Учитель, увлеченный своим делом, любящий предмет, который преподает, — не это ли вдохновляющий пример для учеников? Именно их, своих педагогов, через много лет будут вспоминать сегодняшние школьники добрым словом, а пока радоваться общению и создавать эти самые приятные воспоминания. 

Алиса НОВАКОВСКАЯ.
Фото автора и из архива Т. БУДАМИШИНОЙ.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *