А СИСТЕМА РАБОТАЕТ…

11 октября все российские и мировые СМИ облетела новость об аварии во время запуска с космодрома «Байконур» корабля «Союз МС-10». Экипаж направлялся на Международную космическую станцию, где должен был провести 187 суток. Эта новость, на первый взгляд, такая «далекая», на самом деле имеет отношение и к нашему городу. Почему? Потому, что космонавты остались живы…

Как пишет информационное агентство Sputnik, по предварительным данным, неудача случилась из-за аварийного отключения двигателей второй ступени. А пресс-служба министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана, в свою очередь сообщает: «Приземление произошло согласно правилам. Нештатного режима не было. Ситуация стабильна, состояние космонавтов стабильное». За этими официальными формулировками, главное, на мой взгляд, то, что экипаж корабля — российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг остались живы!

Почему же это касается нашего города? Да потому, что именно у нас, на территории Чапаевского полигона, прошло испытание системы аварийного спасения космонавтов «САС». С тех пор минуло много лет, но Л. О. Ерсак — инженер киносъемки, сотрудник ЧОЗИП, хорошо помнит этот день.

— В назначенный срок, на площадку «К-8» приехал большой автобус «Икарус», полный представителей комиссии. Среди них: военные разного ранга, генеральный конструктор ЦСКБ «Прогресс» — Дмитрий Ильич Козлов, конструкторы, разработчики, руководители.

Подготовкой головной части ракеты и корабля «Союз», где должен был находиться экипаж космонавтов, занималось НПО «Энергия» из города Калининграда (тогда г. Королев). Персонал завода «Прогресс» совместно со специалистами ЧОЗИП проводил испытания системы аварийного спасения. Мне была поставлена задача: зарегистрировать процесс срабатывания САС на кинопленку.

Вокруг головной части ракеты были расставлены по заданию кинокамеры. Члены комиссии находились на местах наблюдения. Объявляется пятисекундная готовность. Ждем команды. Затем раздается: «Внимание! Отсчет… Пуск!»

Процесс прошел по программе испытания. Сработали двигатели дистанционного управления САС. Корабль отделился от головной части ракеты и полетел по траектории, упав в назначенное место. Вердикт комиссии — «испытание прошло удачно».

Так был завершен этап успешного испытания САС на Чапаевском полигоне. Кстати, это интересно! По воспоминаниям руководителя испытаний Г. Я. Царева, главный конструктор космической техники С. П. Королев и первый космонавт Ю. А. Гагарин были в составе государственной комиссии. По мнению автора книги «Космические орбиты Чапаевска» В. В. Политаевой, которым она поделилась с Л. О. Ерсаком, вполне возможно, что эти две легендарные личности посетили чапаевскую землю. Правда, документального подтверждения этому событию не имеется. Но нет и опровержения. А значит… Пусть у города будет еще одна легенда!

Впервые САС спасла жизни советским космонавтам 26 сентября 1983 г. В тот день ракета-носитель «Союз-У» с пилотируемым кораблем «СОЮЗ Т-10-1» должна была вывести на орбиту пилотируемой станции «САЛЮТ-7» экипаж в составе Владимира Титова и Геннадия Стрекалова. Но за 48 секунд до старта корабля произошло возгорание носителя. Руководители стартовой команды мгновенно оценили ситуацию и за две секунды до аварии дали команду на разделение. Спасательная капсула благополучно приземлилась, космонавты остались живы.

Людвиг Осипович говорит, что в 1983 и в 2018 году ощутил чувство гордости и сопричастности. Ведь космонавты спаслись благодаря тому, что сработала аварийная система спасения, отработанная в Чапаевске. «Не будь ее, возможно, у вышеперечисленных аварий были бы плачевные последствия», — подытожил Л. О. Ерсак.

Еще во время разговора Людвиг Осипович поделился своей мечтой. Ему, как краеведу и непосредственному участнику испытаний, очень хочется, чтобы в городе был установлен памятник в честь вклада чапаевцев в освоение космоса.
Подготовила

Татьяна ХАРЫМОВА,
учащаяся ГБОУ СОШ № 13.

no images were found

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *