НЕСГИБАЕМАЯ МАРИЯ

Наверняка многие горожане, проходя мимо дома № 27 по улице Ленина, видели на его стене скромную мемориальную доску с лаконичным текстом: «Здесь проживала одна из первых коммунисток и организаторов женского движения в городе Мария Тихоновна Плахотникова». Кстати, до настоящего времени правильность написания фамилии Плахотникова или Плохотникова не установлена, да и сами носители фамилии, чиновники, кадровики и другие нередко в ее написании допускали оба варианта. Однако, исходя из документов ЗАГСа, анализа других свидетельств, остановимся на использовании варианта «Плохотникова».

Мария Тихоновна Плохотникова (урожденная Попенкова) родилась 21 декабря 1879 года в селении Ковалево Варваровской волости Бирючинского уезда Воронежской губернии в семье бывших крепостных крестьян. Отец, Тихон Николаевич, работал по найму столяром, мать, Аполлинария Петровна, батрачила у помещика. За 1886-1888 годы оба родителя ушли из жизни, девочка осталась сиротой. В девятилетнем возрасте она начала трудовую жизнь, жила в няньках, пасла у помещика гусей, батрачила, как и мать, в помещичьем хозяйстве села Варваровка, работала по 12 часов в день посудомойщицей на частном пивоваренном заводе в городе Балашов.

В 1900 году Мария вышла замуж за своего ровесника, такого же батрака, как и сама, Никиту Митрофановича Плохотникова. В поисках лучшей доли молодая семья уехала в город Актюбинск и устроилась на работу в русско-киргизское 2-классное городское училище с шестилетним сроком обучения, здесь Мария работала поварихой. У Плохотниковых родились две дочери: Александра и Любовь.

Когда началась Первая мировая война Никиту Митрофановича, который по состоянию здоровья от службы в действующей армии был освобожден, направили из войсковой части города Оренбурга на оборонные производства Иващенково в качестве рабочего. 8 мая 1915 года подсобной работницей на Сергиевский Самарский завод взрывчатых веществ в капсюльное производство устроилась и Мария Тихоновна.

Через много лет Мария Тихоновна вспоминала об отдельных эпизодах, когда рабочие, не выдерживая притеснений, начинали защищать свои права, требуя улучшения своего положения. Такие случаи были в Балашове, Актюбинске. В материале газеты «Рабочая трибуна» за 13 января 1935 года М. Т. Плохотникова рассказывала о вспышке недовольства на Сергиевском заводе:

«Помещение, где мы работали, зимой не отапливалось. Однажды к нам в мастерскую зашел чиновник Коробов. Он заметил, что одна работница стояла без дела. Почему не работаешь?

— Руки грею — ответила она.

Коробов толкнул работницу. Она стояла близко к двери и от толчка упала на дверь. Дверь отворилась, и работница скатилась вниз по ступенькам. Я закричала на Коробова. На крик сбежались работницы и рабочие и начали наседать на чиновника, при этом мы кричали: «Мужей убиваете на фронте, а нас здесь». Коробов убежал. Мы выбрали тут же делегацию из трех работниц и послали ее к начальнику завода с требованием убрать Коробова. (Главой делегации была избрана М. Плохотникова — прим. автора). Заместитель начальника Рудаков пообещал «уладить все дело». Коробова убрали, но на его место стал другой чиновник».

В беседе с известным чапаевским корреспондентом В. Т. Стрельниковым Мария Тихоновна рассказывала, к каким ухищрениям прибегали рабочие и работницы, чтобы провести в Иващенково маевку в 1916 году, и о первом открытом первомайском митинге 1917 года после свержения царского самодержавия.

Завод бурлил. Митинги стали проходить чуть ли не ежедневно. «Лично я в то время, — вспоминала Плохотникова, — вела работу среди женщин, организовывала профсоюз, была членом третейского суда. Во всю ширь развернулась активность масс в секциях чернорабочих, кочегаров, деревоотделочников, металлистов, женщин… Наш профсоюз решал вопросы о заработной плате, добивался улучшения жизни рабочих у подрядчиков, устраивал столовые». Октябрьскую революцию Плохотниковы встретили уже будучи членами РСДРП(б) с сентября 1917 года. Марию Тихоновну избрали в Совет рабочих и солдатских депутатов, а в ноябре она стала членом его исполкома. Она активно участвовала в установлении Советской власти в октябрьские дни, была пропагандистом декретов II Съезда Советов и проводником других решений партии и Советского правительства, принимала непосредственное участие в борьбе с безработицей, в решении жилищно-бытовых вопросов.

В период борьбы с белочехами Мария Тихоновна перешла на нелегальное положение, стала связной с частями Красной армии и Губревкомом. Выполняя партийные поручения, она выезжала в Сызрань и другие места, помогала в подготовке восстания иващенковских рабочих. М. Т. Плохотникова потом говорила, как было трудно добывать сведения о численности мятежного войска, она узнавала о настроениях рабочих, о том, как развивается ситуация.

После жестокой расправы белочехов над восставшими, большое число детей лишилось родителей, куска хлеба и домашнего уюта. Как писала газета «Революционная армия» — орган политотдела Реввоенсовета IV армии Восточного фронта: «Принимая меры к обеспечению детворы, Иващенковский исполком на заседании 28 ноября постановил приступить к организации детских приютов. Сначала решено открыть в Иващенково три сиротских дома-приюта с расчетом на 100 чел. В приютах будет выдаваться пища, одежда, обувь и все необходимое; средства на организацию домов будут отпущены Иващенковским отделом комиссариата социального обеспечения».

Под приюты были отданы лучшие в то время помещения, в частности, здания, где сегодня располагаются городская администрация (Комсомольская, 17) и военкомат (Железнодорожная, 41), в числе их организаторов была и М. Плохотникова.

Во время Гражданской войны Мария Тихоновна вместе с мужем состояла бойцом Иващенковского отряда ЧОН (части особого назначения), и с оружием в руках несла охрану поселка и заводов от банд Попова, Серова, Сарафанкина и других.

В годы первых пятилеток М. Плохотникова работала бригадиром и мастером в 230-й мастерской первого цеха завода № 15, продолжала активно участвовать в женской работе, являлась одним из организаторов ударничества и стахановского движения. Одновременно она принимала деятельное участие в партийной работе, в борьбе с троцкистами. В декабре 1932 года ее избрали секретарем Чепаевского (город тогда назывался Чепаевск — прим. автора) горкома ВКП(б), где она работала до декабря 1934 года, после чего возвратилась на завод.

Нелегкая судьба выпала на долю этой активной женщины. НЭП в советской истории был во многом переломным моментом. Многие были не согласны c нововведениями, среди них был и супруг Марии Тихоновны. Н. М. Плохотников вышел из партии, хотя продолжал работать на заводе мастером. В ноябре 1931 года в возрасте 52 лет он ушел из жизни от «удушения», как записано в акте о смерти. По рассказам знавших его людей, он покончил жизнь самоубийством, не смирившись с теми изменениями, которые происходили в стране.

Вторая трагедия случилась в жизни Марии Тихоновны от навета врагов. В октябре 1937 года, когда М. Т. Плохотникова была парторгом цеха № 1, ее арестовали, в декабре уволили с завода, а 15 мая 1938 года решением Куйбышевского облсуда по статье 58 УК РСФСР (призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений) приговорили к 6 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Но 8 июля 1938 года дело было направлено на доследование. И Постановлением Управления НКВД по Куйбышевской области от 5 июня 1939 г. уголовное дело было прекращено за недоказанностью обвинения.

27 июня 1939 года Мария Тихоновна поступила на завод № 309 (к тому времени он уже отделился от завода № 15 — прим. автора) кладовщиком цеха № 26. Ее восстановили в партии. Кстати, в связи с арестом Марии Тихоновны ее дочь Любовь вынуждена была уволиться с завода № 15. М. Т. Плохотникова написала заявление в защиту дочери, и в 1939 году Любовь приняли на работу мастером цеха № 8 завода № 15. Справедливость восторжествовала.

В годы Великой Отечественной войны М. Т. Плохотникова работала заведующей столовой ОРСа, вкладывала много труда, весь свой опыт в дело улучшения снабжения рабочих. Она вовлекала женщин в активное участие в производственной и общественной работе, стала одним из организаторов народной помощи Советской армии. Для бойцов и командиров были собраны сотни теплых вещей, сотни тысяч рублей на военные самолеты, танки и подарки воинам.

За свою трудовую и общественную деятельность Мария Тихоновна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Революционной грамотой областного Совета, Аттестатом профсоюзной организации и поощрена руководством завода.

В 1956 году она ушла на заслуженный отдых персональным пенсионером республиканского значения. И в годы работы, и после ухода на пенсию Мария Тихоновна активно участвовала в патриотической работе с молодежью. Она постоянно бывала на вечерах рабочей молодежи во дворцах культуры, на комсомольских собраниях, пионерских сборах и других мероприятиях, где рассказывала о героической борьбе коммунистической партии страны за победу в Октябрьской революции, за построение социализма и о своем участи в этой борьбе.

25 января 1967 года на 88 году жизни перестало биться сердце скромного человека, неутомимого труженика, мужественного коммуниста. Гроб с телом умершей Марии Тихоновны Плохотниковой для прощания был установлен в колонном зале Дворца культуры им. В. И. Чапаева. В последний путь ее провожал весь завод, общественность и руководство города.

В канун 139-й годовщины со дня рождения славной дочери советского народа М. Т. Плохотниковой, в год 100-й годовщины героического восстания иващенковских рабочих против белочехов и белогвардейского правительства КОМУЧа, советы ветеранов войны и труда АО «ПОЛИМЕР» и ФГУП «Металлист» совместно провели тщательную уборку на могиле Марии Тихоновны и поменяли обветшалую фотографию на памятнике на выгравированный портрет на гранитной пластине, где она отображена в так ею любимой красной пролетарской косынке, символизирующей причастность к новому времени.

Мы помним тебя, Мария!

О. СЛУХОВ,
председатель совета ветеранов войны и труда АО «ПОЛИМЕР».

На коллективном снимке — Иващенковский отряд ЧОН, август 1922 г. В первом ряду вторая слева сидит Плохотникова М. Т., седьмой слева — Доренский М. И., управляющий заводом. В четвертом ряду восьмой слева стоит Плохотников Н. М.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *