ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ С ДЕТСТВА

Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений всех ступеней образования. Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников.

Ранняя профориентация призвана:

— дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
— сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
— предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение — процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Основные направления ранней профессиональной ориентации:

— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
— профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Профессиональное самоопределение — это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.

Период дошкольного детства соответствует первому этапу профессионального развития!

В ГБОУ СОШ «Центр образования» г. о. Чапаевск структурном подразделении, реализующем общеобразовательные программы дошкольного образования, с 2018-2019 учебного года функционирует окружная пилотная площадка по социально-коммуникативному направлению. В рамках окружной пилотной площадки педагоги реализуют авторскую образовательную программу профессионального самоопределения детей раннего и дошкольного возраста «Играем в профессию!», которая подразумевает формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специально организованных сюжетно-ролевых игр профессиональной направленности.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

Активными участниками воспитательно-образовательного процесса являются родители наших воспитанников. Совместно были подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр и прошел смотр-конкурс «Играем в профессию!»

Руководитель структурного подразделения О. В. Бутяева, старший воспитатель Е. С. Перова и воспитатели провели общее родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании интересов детей в выборе будущей профессии». Во время родительской встречи дети всех возрастных групп прочитали стихи о профессиях. Родители с интересом восприняли высказывания детей о работе родителей и своей будущей профессии, прослушав интервью с ними.

Старший воспитатель Е. С. Перова провела деловую игру с родителями «Алгоритм ознакомления с профессиями». Родители построили пирамиду «Знакомимся с миром профессий» (последовательность знакомства с разными профессиями).

В завершение встречи родители с огромным интересом познакомились с выставкой детских рисунков «Кем я хочу быть!» Дети всех возрастных групп нарисовали себя в будущей профессии.

Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, а в будущем станут профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно у наших детей будущая профессия стала делом всей жизни!

Л. ПАТАНИНА,
воспитатель структурного подразделения.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.