ТРОЙКА, СЕМЕРКА, ТУЗ

Многие читатели уже догадались, что речь пойдет о драме Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама», а вернее — об одноименной опере Петра Ильича Чайковского, которая на протяжении нескольких лет не сходит со сцены Самарского академического театра оперы и балета. Недавно группа поклонников оперного искусства из нашего города тоже смогла посмотреть спектакль, который длился более трех часов. Сам сюжет, музыка гениального композитора, декорации, которые сделали Санкт-Петербург тоже своеобразным героем повествования, и, конечно, исполнители главных партий — все способствовало нашему эмоциональному восприятию этой трагической истории, заставило размышлять и о сегодняшней жизни. Захватывающая история любви невинной девушки и страстного офицера, ставшего жертвой карточного азарта, несколько в других вариантах вполне может повториться и в наши дни: игромания довольно распространенное явление и сегодня.

Вместо предисловия

В основу пушкинской «Пиковой дамы», как известно, положены реальные события — история Натальи Петровны Голициной, одной из влиятельных и богатейших княгинь XIX столетия. Ее внук сильно проигрался в карты и обратился к ней за помощью — попросил дать денег в долг. Но бабушка вместо этого открыла внуку секрет, который позволил ему отыграться.

Эта мистическая история про три карты — тройку семерку и туза — чудесным образом повлияла на всех, кто каким-либо образом коснулся ее. Свидетели последних дней княгини,утверждали, что незадолго до ее смерти видели возле особняка призрак одинокого офицера. Это был 1837 год.

В этом сочетании цифр — 1837, составляющих год смерти княгини и самого Пушкина, самым непонятным образом соединились эти загадочные цифры. А в последний час жизни Чайковского, как утверждал его врач, композитору мерещился все тот же призрак «одинокого офицера». Эту оперу считают одной из самых мистических в мировом музыкальном театре. В этом сочинении огромное значение придается числу «три», оно словно наделено магическим значением и встречается буквально повсюду. Прежде всего, это те самые три карты. На сердце Германа три греха. Сам Герман виновен как раз в трех смертях — Графини, Лизы и своей. В музыкальной ткани всего произведения преобладают три темы — рока, любви и трех карт.

В предвестии драматических событий

В увертюре (это вступление к музыкальному спектаклю) сначала звучат мелодии солнечного весеннего дня в Петербурге, беззаботного гуляния по набережной Невы, потом ноты становятся все тревожнее и тревожнее — музыка как бы предвещает приближение трагических событий.

А пока на сцене Летний сад, заполненный гуляющими. Звучит дуэт известных в городе картежников Сурина (Андрей Антонов, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов) и Чекалинского (Дмитрий Крыжский, лаурет международных и всероссийских конкурсов). Они обсуждают странную перемену в поведении одного из своих знакомых — Германа, который стал угрюм и молчалив, проводит ночи у карточного стола, но в игру не вступает. Графу Томскому (Василий Святкин, заслуженный артист России), который тоже удивлен мрачным настроением своего приятеля, Герман признается, что он влюблен в девушку из знатной и богатой семьи, которая не может ему принадлежать. Она помолвлена с князем Елецким (Георгий Цветков, лауреат всероссийского конкурса), который принимал поздравления от друзей. В саду, то есть на сцене, появляется старая графиня (Валентина Анохина, заслуженная артистка России) в сопровождении Лизы (Татьяна Ларина, лауреат международного конкурса). Герман узнает в ней ту, которую любит. Партия Германа — самая трудная в опере. Руслан Юдин, солист Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.?И. Сац, который пел в этот день, успешно справился с партией, передавая голосом все муки, терзания молодого человека.

Сгруппировавшись, приятели слушают рассказ Томского о Графине, которую молва нарекла Пиковой дамой. В молодости красавица, она страстно любила играть в карты и однажды потеряла все свое состояние, но вернула его, узнав тайну трех карт. На Германа рассказ Томского произвел глубокое впечатление, но ему не дает покоя и мысль о счастливом сопернике. В это время над садом стала буйствовать гроза, вспыхивать молнии, а в душе Германа — бушевать страсти. Это завязка действия спектакля. Прекрасные декорации сада с резными мостиками через Неву, старинными фонарями и спецэффектами грозы и молний, когда даже было видно, что вода в реке потемнела и пошла рябью, очень впечатляли (художник-постановщик — Елена Соловьева, художник по свету — Сергей Шевченко).

Лиза уже понимает, что она влюблена и что ее с неодолимой силой влечет к Герману, она постоянно думает о нем, и ее не отвлекает ни любимый романс, исполненный подругой, ни разговоры девушек. Вдруг появляется Герман, просит выслушать — признается Лизе в любви, и так как она обручена, надежды на взаимность у него нет, он решил навсегда уйти из жизни. Раздается стук в дверь, Герман успевает спрятаться, Лизе удается успокоить Графиню, и вновь влюбленные остаются одни. Признание Лизы окрыляет молодого человека.

Приближение кульминации

Второе действие спектакля открывает бал во дворце петербургского сановника. Блистают дамы, галантны кавалеры. Хороший хор, массовые сцены. Костюмы, декорации — все передает эпоху того времени. Князь Елецкий, страдая от холодности Лизы, стремится убедить ее в глубине своего чувства, девушка же признается, что любит другого и разрывает помолвку с князем. А Герман теперь страдает не только от любви, ему кажется, что, узнай он тайну трех карт, все преграды к счастью с Лизой будут сметены, ведь он станет богатым. Да, в те времена богатство, титул открывали двери самых блестящих салонов, позволяли сделать самые выгодные партии. На балу влюбленным все-таки удается встретиться наедине, звучит полный страсти дуэт. Девушка отдает Герману ключ от потайной двери, через которую он может попасть в спальню к Графине, а оттуда — в комнату Лизы. Герман потрясен: «Теперь не я, сама судьба так хочет: я буду знать три карты!» — взволнованно звучит ария героя. Действие приближается к самому напряженному, кульминационному, моменту.

Спальня графини. Появляется Герман. Останавливается около портрета молодой Графини и не в силах отвести взгляд от него. «Какой-то тайной силой с тобой я связан роком, — поет герой, — мне ль от тебя, тебе ли от меня, но чувствую, что одному из нас погибнуть от другого». Слышатся шаги, и Герман прячется. Приживалки вводят усталую, раздраженную графиню и оставляют ее в одиночестве. Бал, которым она недовольна, пробудил в ней воспоминания о далекой молодости, о днях, когда она блистала на балах в Версале, о чем она и поет. Наконец Герман решается выйти из укрытия и обратиться к Графине. Ясно, что он просит открыть тайну трех карт, умоляет подарить ему счастье, жизнь, иначе у него один выход — самоубийство. Графиня страшно перепугана, она просто не в состоянии вымолвить ни слова… Дом полон слуг и приживалок, как этот молодой человек оказался в ее спальне? Герман же думает, что старуха просто не хочет ему открыть своей тайны и начинает угрожать ей пистолетом, но вдруг… обнаруживает, что Графиня мертва. Рассудок его не выдерживает. Зрителям остается только размышлять: может быть, старуха и не знала никакой тайны, может быть, это только светские сплетни…

А как же любовь? Кто-то подумает, что наш герой хотел быстро разбогатеть именно из-за любви, ведь за бедного юношу не отдадут замуж девушку из богатой семьи, времена тогда были не те, что нынешние. И потом, Герман-то не хотел убивать Графиню, ему нужна была тайна трех карт, благодаря которой он мог бы осчастливить и Лизу. Можно размышлять и так. А можно и сказать, что Герман попал в ловушку своих страстей. А страсти — это всегда пагубная вещь. Были, да и сейчас есть. Многие современные телевизионные сериалы рассказывают об этом. Да и репортажи в новостях нередко предостерегают, что карты, зависимость от них, до добра не доведут. Кажется, что вот-вот ты выиграешь, но на деле это только кажется… Искусство имеет такие рычаги эмоционального воздействия на аудиторию, на то оно и искусство, жаль, что мы редко соприкасаемся с ним.

Трагическая развязка

Но что же дальше было с Германом и Лизой? Как и любая другая влюбленная девушка, она не верит, что Герман хотел смерти Графини, и будет ждать его на набережной до полуночи. Об этом он читает в письме, полученном от Лизы в завершающем, третьем, действии. Любовь к Лизе, сострадание к ней лишь на мгновение способны отвлечь Германа от воспоминаний о мертвой старухе. Перед ним возникает призрак старой Графини: «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней. И три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семерка, туз!..» — звучит ария призрака.

На сцене прекрасные декорации набережной Зимней канавки, где назначена встреча. Полночь. Звучит, пожалуй, самая популярная ария оперы «Пиковая дама»: «Уж полночь, а Германа все нет…» Прелестно ее исполняет Татьяна Ларина. Наконец Герман появляется. Вслед за Лизой он повторяет нежные и ласковые слова любви… Но вдруг, — прерывает он ее, — старая Графиня все-таки назвала три карты, теперь надо спешить в игорный дом: «Там груды золота лежат, и мне, мне одному они принадлежат», — поет он. Лиза не в силах удержать возлюбленного. Ее жизнь отныне лишена смысла.

И вот развязка этого оперного спектакля: веселятся завсегдатаи игорного дома, появившийся Герман привлекает всеобщее внимание — впервые он вступает в игру. Две карты, на которые он ставит, — тройка и семерка, — выигрывают. Его везение вызывает вначале удивление, а потом страх. Более никто не хочет с ним играть. Вызов принимает Елецкий, незадачливый соперник Германа. И вот наш герой ставит весь свой выигрыш на третью карту. Но вместо туза в его руке — дама пик. Потрясенному Герману мерещится Графиня. Она ждет его смерти.

Можно еще долго размышлять над этой историей и восхищаться гениальным провидением Пушкина и Чайковского, который написал оперу всего за 44 дня. Нельзя не согласиться и с тогдашними музыкальными критиками, когда в Мариинском театре успешно прошла премьера оперы, и они писали, что по глубине и силе переживаний главных героев, накалу страстей и неотразимой мощи драматического воздействия этому произведению Чайковского нет равных в его творчестве. И мы смогли убедиться в этом, побывав на спектакле. Авторы показывают нам еще раз людские пороки и говорят о том, что за все в этой жизни приходится расплачиваться, и цена эта бывает слишком высокой.

Людмила ДЕШЕВЫХ.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.