ЗА ОТСУТСТВИЕ ДОГОВОРА С РЕГОПЕРАТОРОМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА МОГУТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНЫ К ОТВЕСТВЕННОСТИ

Исчерпаемость ресурсов, рост населения, неответственного потребления и производства привели к отказу от линейной экономики и переходу к циркулярной. В связи с этим функция транспортирования мусора (от контейнерной площадки его накопления в лучшем случае до полигона, в худшем — до ближайшего леса или оврага) утратила свою востребованность. В отрасли должны были появиться новые игроки — переработчики отходов и те, кто выступил бы связующим звеном между отходообразователями, переработчиками, производителями товаров и полигонами.

Реформой в области обращения с отходами был введен региональный оператор для создания отрасли замкнутого цикла и определены основные направления госполитики — максимальное использование ресурсов и материалов в целях сокращения объема образования отходов, а также их утилизация.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В Самарской области по результатам строгого конкурсного отбора профильное министерство заключило договор с ООО «ЭкоСтройРесурс».

С учетом еще одного нововведения — расширенной ответственности производителя (РОП) — роль регионального оператора в запуске циркулярной модели обращения с отходами позволяет максимально приблизиться к цели реформы — ноль отходов («zero waste»). Это становится возможным, поскольку помимо преференций, гарантирующих стабильность и прозрачность бизнеса для инвесторов, возникают дополнительные стимулы:

обязанность производителей товаров обеспечивать утилизацию отходов от их использования, что предполагает дополнительные финансовые вливания для региональных операторов, потому что только они имеют право на работу с отходами, образующимися в секторе домовладений и у хозяйствующих субъектов (в части ТКО);

заинтересованность переработчиков отходов в сырье для своих производств, что, как следствие, порождает конкуренцию и включает рыночные механизмы взаимодействия с региональным оператором;

обязательства государства по распределению денежных средств, собранных в качестве экологического сбора от компаний, которые не обеспечили утилизацию отходов от выпущенных товаров, для целей создания необходимой инфраструктуры и, как следствие, возможности получения этих денег для указанных целей региональными операторами.

К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Таким образом, ТКО для хозяйствующих субъектов — это только те отходы, которые схожи с отходами, образующимися в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора.

Закон предусматривает лишь одну ситуацию, при которой у хозяйствующих субъектов отсутствует обязанность заключить договор с региональным оператором: в соответствии с пунктом 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с регоператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

За отсутствие договора с ООО «ЭкоСтройРесурс» юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ с наложением административного штрафа на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *