О СИТУАЦИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ НА РЫНКЕ ТРУДА

Всем известна крылатая фраза, что труд — основа нашей жизни. И всем хочется иметь хорошую, любимую, а также высокооплачиваемую работу, чтобы достойно жить и содержать свою семью. Рынок труда в России меняется довольно часто в зависимости от экономического развития, внешнеполитической и внутренней ситуации в стране, а также многих других факторов. Обо всем этом и о ситуации на рынке труда нашего города мы и решили поговорить с директором ГКУ СО ЦЗН г. о. Чапаевск Леонидом Юрьевичем КАДУШНИКОВЫМ.

— Леонид Юрьевич! Давайте сначала поговорим о некоторых общих современных тенденциях сегодняшнего рынка труда. Вашему коллективу приходится работать не только с людьми, которые ищут для себя вакансию, но и с работодателями, которые ищут на поданные ими вакансии профессиональных специалистов.
— На современном этапе развития экономики большое число руководителей в основу устойчивого развития компаний ставят конкурентоспособных работников, стремящихся повышать свои профессиональные компетенции. В связи с этим нанимать на вакантные позиции будут тех людей, кто в максимальной степени будет соответствовать заявленным работодателем требованиям. Современные тенденции развития рынка труда повлияли и на изменение запросов соискателей. Если в начале 2000-х годов было «модным» менять место работы каждые год, два, три в поиске более выгодных условий, то сейчас ценность рабочего места возросла. Главным условием стала стабильность. По-прежнему размер материального стимулирования остается для соискателей ключевым фактором при выборе места работы, однако все большую значимость приобретает морально-психологический климат в коллективе и организационная культура компании. Социальный пакет и его составляющие перестали быть ориентиром для соискателей. А для работодателей, трудоустраивающих молодых специалистов, даже разработаны меры поддержки, ведь мы все знаем, как нелегко найти достойную работу выпускникам вузов, колледжей. Уже три года с лишним в Самарской области действует закон «О молодом специалисте в Самарской области», который позволяет трудоустроенным выпускникам из списка профессий, определенных данным законом, в течение 3-х лет получать ощутимые виды поддержки. Размер ежегодных выплат может составлять до 128000 рублей.

— Знаю, что в Самарской области реализуется государственная программа «Содействие занятости населения Самарской области на 2014- 2020 годы». Согласно этому документу по каким основным направлениям теперь работают службы занятости, в том и числе и Ваша?
— Мы занимаемся обеспечением временной занятостью безработных граждан, профессиональным обучением, переобучением и стажировкой работников, находящихся под риском увольнения или ищущих работу, стимулированием занятости молодежи и длительно безработных граждан, то есть в соответствии с законодательством выплачиваем пособие по безработице. В нашем регионе также продолжается поддержка работодателей, создающих дополнительные рабочие места, и реализация мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Не секрет, что старение рабочей силы в Самарской области — наиболее сложный вопрос. Однако в руках государства находится возможность повысить экономическую активность населения за счет ее стимулирования среди групп, где она относительно низка: молодежь, женщины трудоспособного возраста с детьми, лица пенсионного возраста. Отдельно хотел бы остановиться на лицах предпенсионного возраста. С этого года, в рамках национального проекта «Демография», центры занятости обучают за счет бюджета работающих людей предпенсионного возраста с целью сохранения их занятости или компенсируют затраты на обучение этой категории граждан, организациям и предприятиям, в сумме до 63 тыс. рублей на человека. Обращаюсь к предприятиям и организациям города: если вы обучали или хотите обучить ваших сотрудников предпенсионного возраста в 2019 году, мы компенсируем вам ваши расходы.

— Какова же в первом полугодии текущего года ситуация на рынке труда в нашем городе?
— В первом полугодии 2019 года ситуация на рынке труда городского округа Чапаевск оставалась умеренно стабильной. Численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, по сравнению с началом года практически не изменилась и, по данным на 30 июня 2019 года, составила 304 человека. Уровень безработицы соответственно тоже не изменился и составил 0,77% (областной уровень — 0,9%).

В январе-июне текущего года увеличилось количество обращений граждан по вопросам трудоустройства в службу занятости по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В этом году к нам обратились 537 человек, в аналогичном периоде 2018 года было 464 человека. Среди зарегистрированных граждан 58% — женщины, доля молодежи составляет 36%. При содействии службы занятости в первом полугодии 2019 года трудоустроено 276 человек, что составляет 51% от обратившихся. В настоящее время в банке вакансий зарегистрировано 649 вакансий. Ознакомиться с вакансиями можно в информационном зале центра занятости и на сайте Роструда «Работа в России».

Наибольшим спросом на рынке труда пользуются квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта — 48% от всех заявленных вакансий, 36% (230 вакансий) — врачи и средний медицинский персонал. Постоянно востребованы специалисты химических производств: мастера, аппаратчики, лаборанты химического анализа, а также слесари-ремонтники, электромонтеры, слесари КИПиА.

Необходимо отметить, что при достаточно низкой напряженности на рынке труда (на 344 граждан, ищущих работу, приходится 649 вакансий) сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. И профессионально-квалификационное несоответствие является основным фактором, который провоцирует структурную безработицу при наличии свободных рабочих мест.

Анализ динамики прогнозных показателей на 2019 год позволяет предположить, что ситуация на рынке труда городского округа будет оставаться умеренно стабильной и в ближайшее время.

— Леонид Юрьевич, в настоящее время в средствах массовой информации много говорится о том, как выполняется законодательство об обеспечении работой людей с ограниченными возможностями. Как в нашем городе решается этот вопрос?

— По результатам мониторинга, проводимого нашим центром занятости населения, на первое июля 2019 года на предприятиях города с численностью работающих 35 и более человек должно быть выделено 176 рабочих мест в счет квот для инвалидов. В данное время на 97 из них трудятся граждане с ограничениями по здоровью, соответственно 79 остаются незаполненными. В службу занятости подано 43 вакансии для инвалидов в счет квот: слесарь КИПиА, делопроизводитель, клеевар, мойщик посуды — в АО «Промсинтез»; воспитатель, сторож — в ГБОУ СОШ № 3; сторож — в ГБОУ СОШ № 10; электромонтеры 5-6 разрядов — в Чапаевское ПО фил. ПАО «МРСК Волги»; фармацевты — в «Фармапол» и в «Фармаполторг».

В помощь работодателям министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области в целях информирования и оказания методологической помощи работодателям по организации рабочих мест для инвалидов реализован проект по созданию интерактивной платформы виртуальных моделей рабочих мест для инвалидов с учетом их профессии и вида заболевания в 3D-формате, эксплуатация которой запущена в сети Интернет (orm-invalid.samregion.ru).

Использование интерактивной платформы позволяет работодателям и самим инвалидам увидеть примеры оснащения рабочих мест для инвалидов соответствующим оборудованием и элементами доступности в зависимости от вида заболевания и профессии; ознакомиться с перечнем предприятий и организаций, специализирующихся на производстве и поставке элементов доступности и технических средств реабилитации, узнать их ориентировочную стоимость и технические характеристики; задать интересующий вопрос в сфере создания доступной среды для инвалидов и получить бесплатную консультацию эксперта.

Напомню еще, что трудоустройство инвалидов по законодательству является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду в свою очередь дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так что призываю работодателей и граждан с ограниченными возможностями здоровья воспользоваться правами и обязанностями, закрепленными законодательством Российской Федерации. В завершение хотел бы сказать, что по всем возникшим вопросам, для более подробных консультаций, вы можете обратиться в центр занятости. Наш адрес — ул. Ленина, 17А, тел. 2-41-29.

— Спасибо за обстоятельные ответы.

Подготовила
Людмила ДЕШЕВЫХ.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *