ДЕНЬ ВСПОМИНАНИЯ ЛЮБИМЫХ КНИЖЕК

Сегодня на этой газетной странице мы решили устроить День вспоминания любимых книжек. Скажем сразу, что это идея не редакции «Чапаевского рабочего». Праздник установили участники Международного книжного интернет­форума. Кстати, обсуждения названия и даты затянулись надолго в Сети, а потом и в реальной жизни. Но зато теперь каждый год 31 июля во всем мире отмечается День вспоминания любимых книжек. Не воспоминания, а именно вспоминания. Что делается в этот день? Все книголюбы, библиофилы откладывают другие дела и посвящают время любимому занятию ­ чтению. А накануне этого праздника мы встретились с некоторыми книголюбами нашего города и поговорили с ними. О чем? Конечно, о книгах, какие из них самые любимые, что дает им чтение и многих других особенностях этого увлекательного занятия.

ЧТЕНИЕ ­ПОЧВА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

У Валентины Васильевны Сирик, наверное, самая большая домашняя библиотека в городе. И книги не пылятся на полках, все они ею читаны­перечитаны и даже по нескольку раз.

Полные собрания классиков русской и зарубежной литературы, советские авторы и современные. Если в поле ее зрения появляется новый автор, она обязательно познакомится с его произведениями, неважно в каком варианте, электронном или бумажном. А если уж поняла, что автор близок ее духу, роман написан хорошим литературным языком, она начинает искать варианты, чтобы книгами этого автора пополнить свою библиотеку, ведь когда­то захочется вернуться к ним, перечитать. Как хотите называйте это явление в нашем обществе, может, книгоманией, конечно, в хорошем смысле этого слова. Жаль, что книгоманов, а лучше сказать книголюбов, становится в России все меньше и меньше, а ведь когда­то Советский Союз считали самой читающей в мире страной.

Когда появился на литературном горизонте Борис Акунин с его увлекательными романами, сюжет которых основан на российской истории, ­ этот автор стал кумиром Валентины Васильевны. Сейчас в библиотеке у нее полное собрание сочинений Бориса Акунина. А если появляется новое его произведение, она сразу начинает поиск книги. Следует сказать, что Валентина Васильевна охотно дает читать книги друзьям, ведь потом интересно обменяться мнениями. В общем, ни один день не проходит у этого человека без непрочитанных строчек. И как вы думаете, какие дети вырастут в такой читающей семье? Думаете правильно. И сын, и дочь ­ такие же книголюбы, не представляющие своей жизни без чтения книг, а внучка, студентка Полина, по словам бабушки, читает таких авторов, до которых сама Валентина Васильевна еще не добралась.

Недавно перечитала полное собрание сочинений немецкого автора Фейхтвангера, ­ поделилась моя собеседница. ­ И знаете, я снова открыла столько нового и интересного в его романах, ­ над многими сюжетами и даже страницами приходилось долго размышлять. Сейчас перечитываю Чехова, уже в который раз, интерес к которому у меня никогда не ослабевает. Мне кажется, в русской литературе, хотя она и богата гениальными авторами, Чехов стоит обособленно. Такой всплеск чувств и эмоций у его героев, и так тонко автор их передает! Характеры людей ведь, независимо от того, на каком историческом фоне они живут и действуют, в основном не меняются. Иногда размышляю, а как бы поступила я в той или иной драматической ситуации…

ПЕРЕВЕРНУЛИ МОЮ ЖИЗНЬ

Читательский опыт у Юлии Степановой, ученицы 10 класса школы № 3, начался с самого раннего детства, когда мама только еще научила ее читать. Это и стало отправным пунктом ее дальнейшего пути в художественную литературу. Она просто загорелась желанием читать.

Детские книги, будь то фантастика или простенький роман, казались ей уже скучными и слишком простыми. Но зато огромное удовольствие приносило чтение стихов. Она обожала их учить. И естественно читала их или одноклассникам, или родителям. Первым поэтом, с которым она познакомилась, был Пушкин. А во втором классе она выучила два отрывка из «Евгения Онегина». Далее стала принимать участие в конкурсе стихов, иногда занимала призовые места. В средних классах Юлию заинтересовала, естественно, более серьезная литература.

Мой взгляд упал сначала на Островского, ­ рассказала она. И самым любимым произведением долгое время была «Бесприданница» и роман Джорджа Оруэлла «1984». Но к концу 7 класса все поменялось. Летом, у себя дома, я наткнулась на произведение Федора Достоевского «Преступление и наказание». И тогда у меня начались бессонные ночи, проведенные над этой книгой. Помню, как я переживала и влюблялась в главного героя, Раскольникова, насколько сильно не хотела отрываться от книги. Погружаясь ежедневно в мир Достоевского, я открывала для себя личность князя Мышкина, гордость и красоту Настасьи Филипповны, меня потрясла исповедь Ставрогина, душевные переживания Раскольникова и многое другое. В то лето я так увлеклась, читая Достоевского, Ремарка, Лермонтова и многих других классиков, что они буквально перевернули мою жизнь и мое мировоззрение. Ремарк показал мне страстную любовь, которую понимают только двое, Лермонтов рассказал о своем поколении, одиночестве и красоте Кавказа. А Достоевский представил всю философию человеческого существования. Писатели на протяжении всей моей жизни делились со мной бесценным жизненным опытом, а в моменты душевных переживаний помогали убежать от реальности в бесконечный мир книжных героев. В будущем я хочу стать художником­иллюстратором, чтобы иллюстрировать произведения моих любимых авторов.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Дмитрий Митрофанов в этом учебном году пойдет учиться в 9 класс школы № 10. Признался, что, начиная с 6 класса, он летом прочитывает все произведения, которые учитель литературы рекомендует для летнего чтения. И читает не потому, что надо, а потому, что ему интересно читать.

Например, поэма Александра Твардовского «Василий Теркин». «Вроде бы про войну, ­ размышлял Дмитрий, ­ но совсем не скучно. Оказывается, и на войне, где стреляют и убивают, находилось время и для шуток, юмора, что поддерживало боевой дух солдат». Рассказал, что с интересом прочел и произведения Ивана Тургенева «Бежин луг», и особенно рассказ «Муму», над которым он потом долго размышлял, почему люди бывают такими жестокими.

Вообще­то привязанность к чтению появилась у него случайно. Он как­то, когда ему было 9 или 10 лет, лежал в больнице и случайно по телевизору натолкнулся на фильм про кентавров и очень заинтересовался животными, так что попросил маму принести ему книгу про них. Мама принесла энциклопедию «Животные», которую мальчик с интересом прочел, рассматривая картинки. А потом в его руках оказалась книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Фина». Собственно, с этой книги и началось его увлечение чтением. После каждой прочитанной книги Дмитрий размышляет, почему герой поступил именно так, а что бы сделал он на его месте…

Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что книга нередко становится для человека главным воспитателем, так как оказывает большое эмоциональное воздействие, расширяет кругозор, учит хорошему литературному языку. По русскому языку и литературе у Димы «4» и «5». Он успевает заниматься и спортом, оказывается, одно другому совсем не мешает. И регулярно посещает библиотеку семейного чтения на улице Таганрогской, где библиотекари помогут и книги подобрать, и посоветуют что­то прочитать в соответствии с его возрастом.

В семье Митрофановых трое сыновей, Дмитрий ­ самый старший. Так уж по жизни ведется, что младшие берут пример со старших. Младшему Даниилу ­ 8 лет, среднему уже 11.

Давид хоть и учится только в 5 классе, ­ сообщил Дмитрий, ­ но только я прочту книгу, он сразу ее вслед за мной начинает читать. Думаю, он будет еще большим книголюбом, чем я. Мне кажется, что чтение книг ни для кого не будет лишним.

Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото автора.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.