ЧТО ЖДЕТ В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ УЧИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ?

Ответить на этот вопрос редакция попросила и. о. руководителя Юго­Западного управления министерства образования и науки Самарской области Марину Александровну СПИРИНУ.

Напомните, пожалуйста, Марина Александровна, о глобальных задачах, которые ставит президент перед сферой образования.

7 мая 2018 года президент Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Были установлены цели и задачи для всех отраслей социальной сферы, в том числе и для сферы образования. Нам поставлены две глобальные задачи. Первая ­ повышение уровня качества российского образования и вхождения его в десятку лучших мировых систем. Вторая задача ­ воспитание гармонично развитой социально ответственной личности. Эти две цели раскрыты в ряде задач, с учетом которых Правительство Российской Федерации разработало «Национальный проект развития образования до 2024 года». Проект предусматривает беспрецедентные финансовые вливания в систему образования. Региональная составляющая включает 8 проектов, касающихся разных сфер деятельности системы образования ­ «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность» и другие.

Например, в сфере дошкольного образования определена приоритетная задача обеспечения местами в ясли всех желающих. Напомню, что предыдущие годы мы решали задачу с сокращением очереди в детский сад детей от 3 до 7 лет. И в нашем городском округе она была решена успешно. В течение лета 2019 года будут отремонтированы помещения в ДОУ № 26 ­ СП ГБОУ СОШ № 22 и ДОУ № 32 ­ СП ГБОУ ООШ?№?5, в которых откроются дополнительные группы для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, что позволит к 1 сентября закрыть вопрос об актуальной очередности для детей данной категории, в настоящее время она составляет 47 человек. В то же время следует отметить, что отложенный спрос на места в ДОУ для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составляет 940 человек, для детей от 3 до 7 лет ­ 85. В целом по городу дошкольным образованием охвачено 86,6% детского населения (по Юго­Западному округу ­ 75,6%).

А коснутся ли изменения школьных программ?

Нововведения коснутся и содержания школьных программ, например, кардинально будет меняться программа по предмету «технология». Это заявлено в проекте. Где­то еще остались станки, и ручной труд по­прежнему преподается, где­то «технология» заменена на так называемые «информационные технологии». Понятно, что школы исходят из тех реалий, в которых они находятся. В целях реализации мероприятия 2.1 «Оснащение общеобразовательных учреждений современным оборудованием по предметной области «Технология» подпрограммы «Развитие технического творчества обучающихся Самарской области» до 2021 года государственной программы Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2015­2021 годы министерством образования и науки Самарской области утвержден перечень общеобразовательных организаций на поставку в 2019 году оборудования по предметной области «Технология», в числе которых ГБОУ СОШ № 4 г. о. Чапаевск (из 24­х по области). В настоящее время в здании этой школы администрацией города проводятся мероприятия по подготовке помещений для размещения оборудования. В рамках планируемой поставки кабинеты технологии будут оснащены оборудованием нового поколения: лазерным станком, паяльной станцией, фрезерным станком, швейными машинами, другими приборами, ноутбуками и различным программным обеспечением, позволяющими усовершенствовать процесс изготовления изделий, применить инновационные подходы к преподаванию данной предметной области. Кроме уроков технологии планируется открыть с 1 сентября новые формы внеурочной деятельности»: «3D моделирование», «Компьютерная графика», «Клуб анимации» и другие.

Наверное, стоит сказать несколько слов и о среднем профессиональном образовании в нашем городе. Какие изменения ожидаются в нем?

В рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» поставлена задача повышения уровня подготовки квалифицированных кадров до стандартов профессионального мастерства международного уровня. С этой целью в учреждениях среднего профессионального образования города реализуется программа дуального обучения. Так, ЧХТТ в 2019 году выпустил 9 человек обучаемых по программе дуального обучения, специальность ­ «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», 7 студентов ЧГК прошли обучение по программе дуального обучения на специальности 44.02.01 «Дошкольное образование». В реализации данных программ были заключены договоры с предприятиями и организациями города, в том числе с АО «Промсинтез», АО «Полимер», ОАО «ТЭК», ГБОУ СОШ «Центр образования», ведется работа по заключению договора с ЗАО «Химсинтез». Важное место в реализации данного направления отводится итоговой аттестации выпускников СПО с использованием механизма демонстрационного экзамена и участию в региональном чемпионате «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».

Так, например, в колледже самостоятельно проводились квалификационные экзамены по специальностям «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах» с использованием элементов демонстрационного экзамена. В техникуме ведется работа по открытию центров проведения демонстрационного экзамена по компетенциям «Лаборант химического анализа» и «Контрольно­измерительные приборы и автоматика».

ГБПОУ «ЧХТТ» в региональном чемпионате «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» в прошедшем учебном году заявился на участие в семи компетенциях: «Промышленная автоматика», «Сетевое и системное администрирование», «Кузовной ремонт», «Лабораторный химический анализ», «Лабораторный химический анализ (Юниоры)», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Электромонтаж», в трех из которых заняли призовые места и получили дипломы за профессионализм. Преподаватель Наталия Викторовна Исакова прошла обучение, имеет сертификат эксперта WorldSkills Russia.

Родителей всегда интересует вопрос использования дистанционных технологий в образовательных учреждениях.

В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» во всех образовательных организациях должны быть созданы равные условия для получения качественного образования с использованием дистанционных технологий. Показатель ­ все образовательные организации обеспечены высокоскоростным интернет­соединением, скоростью не менее 100 Мб/с для городских школ. В рамках исполнения указа Президента Российской Федерации и национального проекта здания всех образовательных организаций городского округа Чапаевск, реализующие программы начального, основного, среднего общего образования, имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет.

В последнее время ведется много разговоров об электронных журналах и дневниках. Будут ли они повсеместно использоваться в новом учебном году?

В новом учебном году школы губернии, в том числе и городского округа Чапаевск, полностью перейдут на электронные журналы. Электронный журнал и дневник ­ сервисная функция государственной информационной системы Самарской области АСУ РСО (автоматизированной системы управления региональной системы образования). Эта функция создана в рамках исполнения федерального законодательства по внедрению первоочередных услуг в электронной форме. Журнал и дневник размещены как в системе АСУ РСО, так и на региональном портале госуслуг. Родитель, заходя в электронный дневник, кроме оценок, расписания уроков, пропусков ребенком занятий, может посмотреть задания, которые выставляются либо в виде текста, либо в виде ссылок на какие­то ресурсы, получает доступ к какому­то цифровому контенту. А установив мобильное приложение, в любой момент будет информирован, есть ли ребенок в школе, все изменения в дневнике видны в режиме онлайн, через закрытую почту можно связаться с учителем. Для учителя сокращаются временные затраты на оформление бумаг, ведение текущей успеваемости и отчетов полностью переходит в электронный вид.

В Указе Президента Российской Федерации Владимира Путина большое внимание уделяется вопросу «формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся». Предстоят ли какие­то изменения в организации профориентационной работы?

В современных условиях одной из актуальных целей педагогической деятельности является формирование и развитие компетенций профессионального самоопределения обучающихся: готовность применять знания, умения и практический опыт для самостоятельной ориентации и успешного осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях, в единстве мотивационно­ценностного, когнитивного, деятельностно­практического и личностного компонентов.

Ранняя профориентация начинается еще в дошкольном возрасте, где мы формируем через сюжетно­ролевые игры положительное отношение ребенка к труду, и продолжается на протяжении всего школьного периода. Большое внимание уделяется формированию профессионально ориентированной информационной среды, способствующей самоопределению старшеклассников в соответствии со своими потребностями и перспективами социально­экономического развития города.

В рамках региональной составляющей национального проекта «Образование» региональный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает, что во всех школах обучающимся предоставлена возможность сделать осознанный выбор своей профессиональной траектории и карьерного развития. С этой целью организовано участие школьников в открытых онлайн уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию. За первое полугодие 2019 года 2795 школьников 5­11 классов приняли участие в онлайн уроках.

Спасибо, Марина Александровна, за подробную и интересную информацию.

Подготовила
Людмила ДЕШЕВЫХ.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.