УВЛЕЧЕННЫЕ ПЕДАГОГИ: КАК УРОКИ СТАНОВЯТСЯ ЛЮБИМЫМИ

В период обучения в школе у каждого ученика обязательно появляется любимый предмет или учитель. Главное, чтобы детям и подросткам было всегда интересно, тогда они с удовольствием будут спешить в класс после звонка, а после урока не станут торопиться на перемену. Мы, вспомнив школьные времена, провели исследовательскую работу: выяснили у чапаевских учителей, как они делают свой предмет необычным для учеников. Кстати, к кому обратиться за ответом, нам подсказали именно школьники. Страницы газеты, увы, не смогут вместить опыт всех педагогов, поэтому сегодня познакомим вас лишь с некоторыми.

Наука о Вселенной

Не так давно астрономия стала обязательным предметом для обучения в старших классах. К тому моменту «космические» уроки уже активно усвоило не одно поколение учеников школы № 1. Уже несколько лет физику и астрономию здесь преподает Валентин Анатольевич Алеша. Побеседовать с ним нам предложили ученики одиннадцатого класса, инициативу охотно поддержал директор образовательного учреждения Владимир Александрович Терехов.

Валентин Анатольевич — учитель астрономии со стажем около 30-ти лет, образование он получил еще в Украинской ССР. Он считает: главное для педагога — быть увлеченным своим предметом.
— Если человек сам хорошо знает предмет, если он ему интересен, то и дети это почувствуют. Согласны? — такими словами начал наш разговор В. А. Алеша. — Я преподаю астрономию так, чтобы ученики понимали, что она многое для меня значит. Если я буду «сухо» идти по учебнику, пересказывать параграфы, это ни к чему не приведет. Когда начинается урок, ребята задают множество вопросов. Часто в обсуждениях мы затрагиваем аспекты астрофизики и космологии, учеников очень интересует строение Вселенной, то, что будет происходить с нашей Солнечной системой через какое-либо количество времени, с ближайшей к нам галактикой — Андромедой, что такое черные дыры…

Дискуссии на уроках астрономии возникают часто, и мнение каждого ученика педагог обязательно выслушает. Можно ли считать, что Валентин Анатольевич учит не только науке о Вселенной, но и грамотно рассуждать?
— Обязательно, — подтвердил мужчина. — Я считаю, что из школы должна выйти самодостаточная личность, которая имеет всеобъемлющие знания.

По признанию учителя, некоторые темы в предмете астрономии все же остаются для школьников сложными: когда идет практическая часть, изучают экваториальную систему координат, нужно проводить подсчеты.
— Есть ли вопросы, которые ученики обязательно задают Вам из года в год?

Валентин Анатольевич ответил с улыбкой, не задумываясь:
— Всегда! Одиноки ли мы во Вселенной?

Базовые знания — залог интереса

Если спросить у школьников, какой предмет самый сложный, то некоторые наверняка ответят: химия. Новые слова на еще неизвестном языке, буквенные обозначения, цифры, уравнения, реакции. Как тут голова не пойдет кругом от количества новых знаний?

Хотим напомнить, что химию начинают изучать с восьмого класса. Это последний предмет, который добавляют ребятам в старших классах. Чтобы понимать химию, нужно владеть знаниями и других наук, в том числе математики, физики, и именно поэтому химия в школе начинается так поздно.

Как заинтересовать ребят новым для них предметом и даже влюбить в него, нам рассказала учитель школы № 9 Ольга Алексеевна Фисун. Она преподает химию в школе уже 35 лет и точно знает: если ребята усвоили базовые знания по предмету, сложностей у них не будет.

— Я часто спрашиваю у учеников, в чем сложность изучения нового для них предмета, и они отвечают — иностранные слова. И я согласна с их мнением, — отметила Ольга Алексеевна. — Прежде, чем заинтересовать ребят предметом, нужно их подготовить к его изучению, заложить в них базовые знания, на которые они будут опираться. Потому что если у них не будет основных знаний, потом на уроках у них появится страх, а от страха и ненависть к предмету. Я стараюсь следить за этим и ни в коем случае не допускать у ребят появления страха и ненависти. Конечно, первое время им интересны опыты, всем без исключения, и специально вовлекать их в процесс не приходится. Главное потом этот интерес не потерять.

На уроках химии ребята проводят опыты самостоятельно. Все привыкли, что для опыта нужны колбы, пробирки и различные химические вещества. Но современные технологии шагнули далеко вперед, и сейчас ребята проводят опыты в электронной форме. Это не просто видео, где можно посмотреть, как ученый наливает воду в пробирку. Это программа, в которой ученик сам, с помощью курсора, выбирает, что и куда добавлять. Благодаря таким разнообразным подходам, совмещению реального и виртуального, у Ольги Алексеевны получается сохранить интерес молодого поколения и разговаривать с ним на одном языке.

Инструмент учителя — визуализация

История — это тот предмет, который нужно изучать хотя бы потому, что, зная прошлое своей страны и других государств, можно многому научиться и избежать многих ошибок.

Многие могут сказать: история — это нудно, долго и неинтересно. Нужно много читать, запоминать, а этого молодому поколению совсем не хочется. К счастью, учителя истории в нашем городе не придерживаются такого мнения и стараются привить любовь и интерес к предмету своим ученикам.

Мы пообщались с учителем истории школы № 22 — Юрием Юрьевичем Бакушиным, который преподает историю и обществознание восемь лет. По его мнению, чтобы заинтересовать ребят, недостаточно хорошо знать предмет самому. Нужно уметь рассказать об историческом событии так, чтобы ребята поняли, что произошло на самом деле.

— Я стараюсь рассказывать исторические события на понятном для молодежи языке, привязывать их к современным реалиям, — поделился Юрий Юрьевич. — Иногда я оставляю открытым финал своего рассказа, чтобы ребята могли найти ответ самостоятельно. И когда они приходят на урок и рассказывают мне то, что нашли в других источниках и прочитали, я понимаю, что смог их заинтересовать. Еще ученики не особо воспринимают много серьезной информации. Даты, фамилии, факты, сражения — все это очень нагружает мозг, поэтому я стараюсь разбавлять это все юмором. Иногда благодаря «историческим шуткам» ребята запоминают то, чего в обычном потоке информации даже не заметили бы.

Также на своих уроках Юрий Юрьевич использует и цифровые технологии. Помните, раньше были карты исторических событий? Походов, войн, сражений… Современные кабинеты оборудованы проекторами и экранами, и ребятам показывают все те же карты, только в виде картинки на экране. Благодаря новым технологиям, карты стали «живыми», то есть анимированными. Можно включить видео и наблюдать, как двигались армии, где останавливались. Также на уроках истории ученики школы № 22 смотрят отрывки из исторических и документальных фильмов. «Чтобы ребята запомнили событие, нужно его визуализировать», — считает Юрий Юрьевич. Можно сделать вывод, что методы действительно работают, об этом говорит то, как высоко ученики ценят креативный подход своих учителей к урокам.

Текст и фото Алисы НОВАКОВСКОЙ и Алины КАЛДИНОЙ.

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *