КАКОЙ ФИЛЬМ О ВОЙНЕ ВАШ САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ?

Какой фильм о войне ваш самый любимый? В номере газеты за 14 апреля вместе с нашими читателями мы начали разговор о роли военных фильмов в жизни общества, вернее ­ о фильмах про Великую Отечественную войну. Из опубликованных в первом выпуске мнений на заданную тему стала вырисовываться такая тенденция: у каждого поколения любимые фильмы, в основном, из того времени, которое приходится на их юность или молодость, что вполне естественно. В этом возрасте особенно эмоционально воспринимается жизнь, в том числе и искусство.

У новых поколений кинематографистов несколько иное восприятие военных лет, хотя молодые авторы и нисколько не принижают величия и значимости Победы. Обычного кинозрителя не волнуют какие­то профессиональные кинематографические тонкости, это остается на откуп критикам. Но если это настоящее хорошее кино, оно не может не взволновать, тем более, если оно в гармонии с внутренним миром человека. Наверное, мы поставили трудную задачу перед нашими читателями, попросив назвать самый любимый фильм о войне, а у них таких не один, а несколько. Но давайте все­таки будем следовать поставленным условиям и продолжим разговор. Напомним, что в прошлом выпуске тематической страницы про военное кино среди самых любимых назывались «Два бойца», «Офицеры», «В бой идут одни «старики». А сегодня…

«Летят журавли»

Тамара Николаевна МАКАЮДА, ветеран педагогического труда:

­ Я отношусь к послевоенному поколению. Как мы тогда жили? В основном, бедно, но духовно, мне кажется, богаче. Без книги ­ никуда. Чтение, просмотры всех кинофильмов, которые тогда привозили в Чапаевск, ­ все это сближало все поколения людей того времени. Фильм, который потряс меня тогда, когда вышел на экраны в 1957 году, и который остался на всю жизнь моим самым любимым, это фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». Щемящая повесть о войне через испытание любовью. Главная героиня Вероника, которую сыграла тогда еще студентка театрального училища Татьяна Самойлова, вместе со своим женихом Борисом (Алексей Баталов) 22 июня 1941 года гуляют по Москве и под утро видят в небе клин журавлей. В это время немецкие войска уже перешли границу СССР.

Много испытаний пришлось преодолеть Веронике, она совершает ошибки, но всегда поступает так, как велит ей сердце. На первый взгляд может показаться, что это мелодрама, но ее события разворачиваются на фоне войны. Прекрасные актерская, режиссерская и операторская работы, фильм снят по сценарию Виктора Розова, ­ такой командой удалось создать настоящий кинематографический шедевр, который получил не только признание зрителей, но и главный приз жюри Каннского фестиваля, присудившего ему высшую награду ­ «Золотую пальмовую ветвь». Как­то недавно я прочла воспоминания Татьяны Самойловой о том, как они представляли свой фильм на Каннском кинофестивале: «Вначале в зале была тишина, почти полфильма прошло, и никакой реакции. Мы вжались в кресла. Неужели они не поняли? Потом я оглянулась ­ а все плачут, и женщины, и мужчины. В конце устроили нам долгие овации…» Думаю, что и сегодня смотреть этот фильм без слез невозможно.

«Баллада о солдате»

Елена Александровна СЕМЕНИХИНА, юрист:

­Фильм режиссера­фронтовика Григория Чухрая «Баллада о солдате» вышел на экраны Советского Союза в 1959 году. Непростой, грустный, как и все фильмы режиссеров­фронтовиков. Мне кажется, что советские фильмы про войну, снятые вскоре после тех трагических событий, затрагивают самые глубокие струны человеческой души. Большинство кинокартин основано на реальных событиях, которые происходили в это страшное время. И, наверное, важно еще и то, что актеры и кинорежиссеры пытались донести до зрителя то, что пережили сами. Это и стало ключом к успеху. «Баллада о солдате» Григория Чухрая ­ абсолютный чемпион среди премированных отечественных фильмов ­ 101 международная премия. На эмоциональное воздействие зрителей, думаю, сыграл еще и тот факт, что в картине удачно подобран актерский состав ­ Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков, Евгений Урбанский и многие другие.

Сюжет фильма вроде бы и не героический, простой. 19­летний солдат Алеша Скворцов (Владимир Ивашов) совершает подвиг. Случайно попавшееся ему на глаза противотанковое ружье не только спасает ему жизнь, но и дает возможность подбить несколько машин противника. Бойца вызывают в командный блиндаж и обещают ему орден, но вчерашний школьник, мальчишка со светлым лицом и детским взглядом, отказывается от почетной награды и просит взамен отпустить его в отпуск ­ повидаться с мамой. И вот Алеша едет в товарном вагоне на родину, в свое село. Эшелоны, станции, встречи с людьми, первая пылкая любовь, расставания и потери ­ круговерть событий подхватила солдата в тылу. Добрый белокурый юноша с чистыми глазами на протяжении всего своего пути к маме оказывает помощь всем, кто в ней нуждается. И в конце концов, домой он смог заскочить лишь «на минутку», и свидание сына с матерью получилось совсем коротким. «Простите, мама…» ­ «Не пущу!» ­ «Я вернусь, мама!» Но не вернулся…

Когда я смотрела этот фильм первый раз, конечно, не могла сдержать слез. Но когда смотрела и второй, и третий раз, все повторялось, как и в первый. Такова сила настоящего искусства. Не случайно, как потом я прочитала, этот выдающийся фильм вошел в золотой фонд кинематографа, с триумфом обойдя экраны планеты…

«Сталинград»

Александр ИВАНОВ, студент:

­ О войне мне запомнился фильм «Сталинград» 2013 года, снятый Федором Бондарчуком. Его мы смотрели всей семьей на большом экране в Самаре во время его всероссийской премьеры. Очень впечатляющие съемки. Кстати, это был первый российский фильм, снятый в формате IMAX 3D.

1942­й год. Сталинград. Наши войска планируют контрнаступление на вражеские части, занявшие правый берег Волги. Наступление сорвано. Лишь разведчикам под командованием капитана Громова удается перебраться на другой берег и закрепиться в одном из домов. Им дан приказ удержать его любой ценой. Кроме нескольких уцелевших солдат они находят в доме 19­летнюю Катю. Приказ отбить дом, захваченный советскими воинами, получает немецкий офицер Кан. В общем, фильм об одном из самых кровопролитных сражений в истории человечества получился, на мой взгляд, не только грандиозным, но и по­человечески теплым, потому что автор гармонично вплетает в сюжет драматическую историю любви, случившуюся в то страшное время…

«…А зори здесь тихие»

Людмила Евгеньева СУХАРЕВА, работник культуры, концертмейстер:

­ У всех на устах сегодня коронавирус. Вот и празднование семидесятипятилетия Великой Победы перенесли более поздний срок. Однако 9 мая вся страна в приватном режиме обязательно отметит эту великую дату ­ выступлениями ветеранов, телеконцертами, передачами о самых значимых битвах и, конечно, фильмами о прошедшей войне.

Есть такой любимый фильм и у нашей семьи ­ это «…А зори здесь тихие» режиссера Станислава Ростоцкого по книге Бориса Васильева. По итогам зрительского опроса в 2002 году ­ это самый популярный фильм о прошедшей войне. Претендент на премию «Оскар» и лауреат почти всех известных кинофестивалей, этот фильм правдив и трагичен. Свою жизнь на алтарь Победы принесли юные и прекрасные женщины России. Участник войны, Станислав Ростоцкий, режиссер выбрал совершенно неизвестных актрис на главные женские роли ­ таких разных, колоритных и прекрасных.

На съемках фильма им пришлось мерзнуть и вымокать до нитки, падать и тонуть, сниматься обнаженными, на что они категорически не соглашались.

Немалых трудов стоило режиссеру убедить актрис в необходимости сцены в бане. «Зрители должны прочувствовать в какую красоту будут потом впиваться пули», ­ говорил Ростоцкий. Вся правда фильма заключается не в показном патриотизме, а в жестокой необходимости воевать до последнего вздоха, если уж так складываются обстоятельства. Актрисы уставали на съемках до изнеможения. Тогда Ростоцкий говорил им, что вот они будут выходить на лучшие европейские сцены в длинных вечерних платьях и будут к ним обращаться «Мадам Драпеко, мадам Зайцева!» Все дружно смеялись, но именно так и вышло.

Роль старшины Васкова исполнял Андрей Мартынов, в фильме он человек без возраста, а ведь в книге ему всего лишь 26 лет. Как же состарила его война, и как еще состарит, когда он похоронит всех своих девчонок! Ему же придется еще и добить фашистскую нечисть, завершить войну и поднять осиротевшего сынишку Риты Осяниной. Он настоящий герой, но всегда будет считать себя виноватым, что не уберег своих женщин, а вместе с ними и всех ими не рожденных детей. Какой генофонд нации сложил головы в этой войне!

В каждой семье России живет своя память. Воевал отец моего мужа, пережила Ленинградскую блокаду моя мать. И все­таки наша Победа ­ она общая, всех, кто воевал и кто трудился в тылу, кто партизанил и служил в разведке. Память наша вечна и, хотя не у всех народов она оказалась прочной, мы­то с вами ­ победители, хоть и великой ценой! Есть еще опера Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие». Песню Женьки из этой оперы на канале ГТРК САМАРА поет наш чапаевский коллектив, вокальный ансамбль «Эдельвейс». Это наш подарок к юбилею Великой Победы.

Подготовила Людмила ДЕШЕВЫХ.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.