ДВА ФРОНТА ПОЛКОВНИКА БУТЕНКО

Каждый из нас так или иначе связан с далекими событиями Великой Отечественной войны: в третьем, в четвертом ли поколении, воспоминаниями и ранами наших прадедов, дедушек и бабушек, отцов и матерей, холодными медалями и орденами, хранящимися в старинных шкатулках, пожелтевшими фотокарточками в траурных рамках, письмами в форме треугольников, истрепанными грамотами и благодарностями, подписанными бывшими полководцами и военачальниками…

Но как мало мы еще знаем о них, наших согражданах и соотечественниках, прошедших страшную войну ХХ века, мужеству, смелости и отваге которых мы обязаны сегодня своими жизнями, свободой и мирным небом над головой!

Страшные людские потери ­ более 27 млн погибли на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, в застенках гестапо, замучены и умерщвлены в концлагерях, угнаны и погибли на непосильных работах в Германии, в блокадном Ленинграде, в осажденных городах и селах, на рабочих местах и полевых станах, пропали без вести…

За 1418 дней ­ 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 1 человек в минуту. Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны. Вот что такое 27 миллионов.

На фронтах Великой Отечественной самоотверженно воевали педагоги чапаевского техучилища

№ 16. К сожалению, не все фотографии сохранились в хорошем качестве до 75­-й годовщины Победы. Некоторые все же удалось подготовить к публикации.

Сегодня мы публикуем рассказ о Бутенко Александре Павловиче, директоре профессионального технического училища № 16.Родился 27 августа 1917 года на хуторе Верхний Соленый, Веселовского района Ростовской области, в бедной многодетной крестьянской семье. Родился он в год революции, и это отразилось на всей его дальнейшей жизни. Родители с детства батрачили, подраставшие дети шли по их стопам.

Отец, Павел Архипович, участник империалистической войны, после демобилизации из Красной армии в 1920 году, вместе с группой однополчан, получил в глухой степи усадьбу ­ бывшее помещичье имение, земли и создал одну из первых в этих краях коммуну «Путь правды». Создали общее хозяйство, собрав вместе скот и другой необходимый инвентарь для совместной жизнедеятельности. Занимались земледелием, растили хлеб, вели коллективное хозяйство.

Мать, Наталья Васильевна, в девичестве Рябикина, сирота, воспитывалась у родственников, которые в поисках лучшей доли исколесили всю Ростовскую область, Кубань, Кавказ до самой Турции.

Сколько помнил себя ­ постоянно в труде. Пас свиней, ягнят, телят, старше ­ лошадей, позже стали доверять работу на сенокосилках. Учился в школе крестьянской молодежи. До 5­го класса не знал в каком учится, так как обучение крестьянских детей проходило в обычном деревенском доме, приспособленном под школу, в общей комнате, без всякого деления. На хуторе Александр закончил 6 классов. Семилетку заканчивал на станции Целина ­ в районном центре.

В 15 лет, осенью 1932 г., руководством коммуны был направлен в город Ростов в художественный техникум. С самодельным деревянным ящиком и мешочком сухарей деревенский парень отправился за знаниями. Работал грузчиком в порту после учебы, чтобы прокормить себя и справить самое необходимое, в первую очередь повседневную обувь.

Осенью 1934 года коммуна вновь рекомендовала Александра на учебу в Ростов, но уже на рабфак при Ростовском госуниверситете им. Молотова. На рабфаке преподавали одни и те же преподаватели, что и у студентов университета. По окончании рабфака слушатели зачислялись на различные факультеты государственного университета без экзаменов.

В 1936 году А. П. Бутенко, по окончании рабфака, получил отличные рекомендации преподавателя физики и астрономии Задиры для зачисления в университет. Поэтому, уверенный за дальнейшее обучение, спокойно уехал на каникулы. Но именно в этот год правила зачисления изменились. Когда Александр прибыл на занятие, оказалось, что надо было сдавать экзамены. Но помог преподаватель Задира. Прошедшим числом А. П. Бутенко был допущен к экзаменам, успешно сдал их и был зачислен на физико­математический факультет.

До занятий оставалось несколько дней, когда вместе с другом Федотовым они встретились и пообщались с сотрудниками пединститута из города Владикавказа. Они приглашали абитуриентов, не прошедших конкурс в госуниверситет. Несмотря на то, что был зачислен на учебу, А. П. Бутенко с другом, недолго думая, забирают документы из университета и выезжают во Владикавказ.

В 1938 году А. Бутенко закончил двухгодичный исторический факультет с отличием и был распределен на работу учителем истории в среднюю школу на станции Курсавская Краснодарского края. Однако к работе не приступил, так как 1 сентября был призван на службу в ряды органов госбезопасности страны.

Начал свою службу Александр Павлович в октябре 1938 года помощником оперуполномоченного Целинского районного отделения УНКВД Ростовской области.

Вскоре грянула война. Она застала молодого офицера в г. Шахты Ростовской области, где он служил старшим оперуполномоченным городского отдела УНКВД. За город шли тяжелые бои, так как это был важный стратегический, экономический район ­ здесь располагался комбинат «Ростоуголь» и трест «Шахтантрацит» и немцы рвались к этим богатствам.

Перед отделом А. П. Бутенко была поставлена боевая задача ­ обеспечить эвакуацию основного шахтного оборудования. В случае прорыва немцев ­ оборудование, транспорт, объекты энергоснабжения уничтожить, шахты взорвать. Эвакуация была обеспечена, а шахты, энергоснабжение были взорваны и уничтожены.

Дальнейший боевой путь и служба прошли в контрразведке, в зоне военных действий на Кавказе.

С августа 1942 по январь 1943 года А. П. Бутенко находился в составе оперативной группы НКВД СССР в должности заместителя начальника оперативной группы по обороне Главного Кавказского хребта, выполняя спецзадание по защите Гудамакарского перевала. В том, что фашистские войска не прорвались к Бакинской нефти, есть заслуга и Александра Павловича. Здесь в декабре 1942 года ему было присвоено звание заслуженного работника НКВД СССР и вручен Знак Почетного Чекиста.

В январе 1943 года оперативная группа была переброшена в район Сталинградской битвы. После освобождения Сталинграда, вместе с наступающими войсками Красной Армии, подразделение А. П. Бутенко вело бои за г. Шахты, который был освобожден в феврале 1943 года.

Группа чекистов во главе с Бутенко одной из первых ворвалась в город. Как старший по званию, Александр Павлович принял на себя исполнение обязанностей начальника городского отдела УНКВД, что впоследствии было подтверждено приказом УНКВД Ростовской области. После отступления оккупантов, выяснились факты зверской расправы фашистов над лучшими сынами города ­ замученных и расстрелянных шахтерах, которые вели борьбу в подполье, а затем были выданы предателями и изменниками Родины. И первое, с чем пришлось столкнуться молодому офицеруу, это требование родных и близких погибших шахтеров возмездия предателям, захваченным при отступлении фашистов.

Кроме того, в области продолжались освободительные бои, немецкая разведка активизировала свои действия, в том числе и по внедрению своих агентов в тылу у нашей армии. Эти действия требовали от чекистов напряженной и бдительной работы по выявлению врага, предателей и изменников Родины, служивших фашистам. Одновременно проводились зачистки освобожденных территорий от остатков недобитых банд и блуждающих подразделений немцев.

Победное наступление наших войск оставило позади освобожденными г. Шахты, Ростовскую область. Надо было продолжать службу в тылу.

Начав службу рядовым, А. П. Бутенко отдал армии 23 года безупречной службы и работы, уйдя в запас по состоянию здоровья и сокращению в Вооруженных Силах в марте 1961 года в звании полковника.

Родина высоко оценила заслуги А. П. Бутенко перед Отечеством ­ он был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» и еще 16­тью медалями.

Министерством госбезопасности А. П. Бутенко награжден почетной грамотой и знаком «Заслуженный работник НКВД».

После демобилизации местом постоянного проживания Александр Павлович избрал город Чапаевск, где проходила предпоследняя работа и служба.

«Уйдя в запас по выслуге лет и ограниченному состоянию здоровья в звании полковника, я получил право выбора места жительства, выбрал Чапаевск, где до Сахалина в течение шести лет проходил службу. Город полюбился мне тогда своей твердой пролетарской закалкой, рабочей хваткой, простотой, порядочностью нравов. Я горжусь своим городом. Это о нем народ сложил поговорку: «Мал золотник, да дорог»» ­ вспоминал Александр Павлович.

(Продолжение в следующем номере).

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *