О МУЗЕЙНОЙ КОМНАТЕ В МАЛЕНЬКОЙ ШКОЛЕ

Представьте себе обыкновенное классное родительское собрание в школе № 12 в пятидесятые годы. Сидят и слушают ­ бывший пулеметчик, фронтовая медсестра, пехотинец, штурмовавший Берлин, ленинградская блокадница. Они терпеливо слушают голос учителя о задачах школы, о детских шалостях и проказах, о художественной самодеятельности и многом другом, что появилось в их мирной жизни…

Они не знают боевого прошлого друг друга, мысли заняты строительством дома, огородом и садом, словом — заслужили тишину! А ведь так именно и было в то время, когда школой руководил Петр Павлович Пестриков, сам участник Великой Отечественной войны, награжденный по заслугам военными орденами и медалями.

Почти всех жителей строящегося поселка Садово-Дачный в Чапаевске так или иначе коснулась война. А школа стала не только просветительским, но и духовным центром поселка, уже в те годы начала очень важную работу по созданию маленького школьного музея, а точнее — музейной комнаты, по крупицам собирая сведения о фронтовиках-земляках. Составлялись и уточнялись списки участников Великой Отечественной, ежегодно отмечался День Победы большим собранием ветеранов войны и труда в школьном зале, готовился и проводился детский концерт, с трогательными детскими подарками и рисунками. В музейной комнате появились альбомы с записью воспоминаний фронтовиков, которые и сейчас невозможно читать без слез.

«Мы всемером сели в лодку, выплыли из бухты. Наша лодка попала на мину… Все погибли, один я остался. Раненного осколком в спину, меня доставили в военный госпиталь. После двухмесячного лечения я продолжил службу на военном корабле», — читаю воспоминания Николая Ивановича Мидцева. «Из шестидесяти человек, а это две группы второго курса текстильного техникума Ленинграда, после блокады выжила я одна», — рассказывала Антонина Павловна Мельникова.

Шли годы. Школьный музей пополнялся тематическими фотоальбомами, подлинными военными вещами, детскими рисунками и настоящими интервью, взятыми у подлинных рядовых Великой войны. И теперь, спустя три четверти века после войны, я вглядываюсь в простые и суровые лица победителей. Они все разные, чаще всего неприметные, но есть одна важная деталь: в их глазах — внутреннее достоинство людей, сохранивших нашу общую Родину.

Кто же занимался школьной музейной комнатой? Конечно же, каждый учитель, когда-либо работавший в школе №?12. Это они находили самые нужные и убедительные слова для своих воспитанников, чтобы каждый ребенок чувствовал великую цену нашей победы. Они накрывали столы на свои скромные учительские средства, чтобы по-семейному ежегодно встречать ветеранов войны и труда. Сохранились все памятные фотографии этих встреч.

Годы неумолимо уносят последних свидетелей и участников грозной войны. Но в школе их всех помнят поименно, фотографии и списки будут храниться в школе вечно. Особо ценят здесь мирный вклад в развитие поселка Садово-Дачный ветерана Великой Отечественной войны Дмитрия Григорьевича Юдинцева. По его словам, капитуляция фашистской Германии еще не означает капитуляцию фашизма. Сколько же правды в этих словах!

Мне кажется, патриотическое воспитание становится сейчас важнее любого другого.

Людмила СУХАРЕВА.
Фото из архива школы.

НА СНИМКАХ: ветераны Великой Отечественной войны Садово-Дачного поселка на одной из встреч с учащимися школы № 12; дети с интересом рассматривают музейные экспонаты.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.