С РЕБЕНКОМ НАДО ГОВОРИТЬ!

Нарушения речи ­ одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. О том, какие факторы влияют на формирование речи и как отличить серьезную проблему от возрастных особенностей развития ребенка, рассказала логопед детского сада «Зернышко» Елена КУРЕНКОВА.

­-Елена Гарриевна, правда ли, что детей с нарушениями речи становится с каждым годом больше?
-­Да, действительно так. Это подтверждает и мой опыт, и опыт моих коллег. По словам воспитателей, были времена, когда на весь наш детский сад было 5 человек с нарушением речи, сейчас у нас в группе бывает 5 ребятишек с нормальной речью, остальные с нарушениями.

-­С чем это связано, на ваш взгляд?
-Факторов очень много. Большое влияние на развитие ребенка имеет течение беременности. Неблагоприятная экология, которая влияет на мать и самого ребенка еще в период внутриутробного развития. Сюда же стоит отнести и вредные привычки будущей мамы: бокал вина после ужина или выкуренная сигарета пагубно действуют на мозг и центральную нервную систему плода. Еще можно отметить и то, что родители попустительски относятся к воспитанию детей. Не общаются с малышами, не читают с ними книг. Чуть ли не с пеленок у малышей в руках гаджеты. Сначала мультики, потом игры. Конечно, это удобно, ребенок вроде занят, можно делать свои дела. Но изначально речь формируется по образцу. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Экранная речь ­ слишком быстрая, неразборчивая, монотонная. Ребенок попросту не успевает уловить смысл услышанного. Взять всеми любимый мультсериал «Барбоскины» ­ там есть собачка Лиза, которая так умилительно картавит и шепелявит. Только ребенок считает, что это норма, и начинает подражать, сознательно коверкая свою речь.

­-Когда родителям стоит начинать беспокоиться по поводу отсутствия речи?
-­У ребенка есть несколько этапов развития речи: «гуление», «лепет», отдельные слова и формирование фразы. В год­полтора у ребенка появляются первые фразы: «мама дай», «папа на» и так далее. Если малыш свои просьбы выражает только жестами или звукоподражанием, это не нормально. Часто можно слышать, как взрослые разговаривают с детьми звуками: бип­бип, гав­гав. Так делать нельзя, если ребенку уже больше 6 месяцев. С ним надо говорить как со взрослым человеком. В этом случае, если даже у ребенка есть предрасположенность к нарушениям, вы ее компенсируете общением с ним. Для многих родителей ­ это мелочи, но поверьте: простые беседы с малышом, рассматривание картинок, обсуждение увиденного по дороге в детский сад и домой, чтение книг ­ это все вклад в речевое развитие малыша. Если к трем годам ребенок не говорит или говорит отдельными звуками, то это прямое показание обращения к специалистам. В три года ребенок должен разговаривать уже как взрослый, просто может не выговаривать некоторые звуки. Неправильное звукопроизношение ­ это норма до 5 лет.

­-Могут ли родители самостоятельно отличить несерьезную проблему от серьезной, а возрастные особенности от проблем?
-­Родители действительно не всегда видят серьезную проблему, могут предполагать, что это особенность характера. Сквозь пальцы смотреть на речь и ждать, что ребенок начнет говорить в 4 года, не стоит. Может, начнет, а может, и нет. Логопед объективно оценит словарный запас ребенка и его возможности. Более позднее, чем у сверстников, речевое развитие может привести к проблемам с качеством речи. Но и постоянно сравнивать своего малыша с другими тоже не верно. У каждого все очень индивидуально.

-­Елена Гарриевна, какова роль родителей в формировании речи у ребенка, если они пошли к логопеду?
-У родителей самая главная роль. Часто я сталкиваюсь в своей работе с тем, что если ребенка стали водить к специалисту, то родители на этом успокоились, считая свою миссию выполненной. Это неправильно. Основная работа лежит на родителях. Специалисту одному трудно решить проблему. Особенно если это сложный дефект. Чтобы ускорить процесс коррекции, необходимо повторять упражнения каждый день. Родители в первую очередь должны быть заинтересованы в результате. Логопед не сможет поправить речь ребенка за 20­30 минут, пока длится занятие. Он может дать вектор­направление, а мама и папа должны продолжить работу дома.

­-Что должны делать мама и папа, чтобы помочь ребенку достичь результата? Чего делать ни в коем случае нельзя?
-Систематически и аккуратно выполняйте с ребенком домашнее задание. Занимайтесь ежедневно или через день только в доброжелательной, игровой форме. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля. Учите и учитесь сами наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли. Сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. Верьте в силы своего ребенка. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

­-С какого возраста надо начинать занятия с логопедом?
-Смотря какую задачу ставят перед собой родители. Если это просто общее развитие, то можно и с 6 месяцев, а если есть нарушения, то с момента их выявления.

­-Часто родителям могут сказать, что у ребенка «короткая уздечка». Медики рекомендуют ее подрезать, чтобы в будущем не было проблем с речью. Всегда ли оправдано хирургическое вмешательство и может ли ребенок чисто говорить с короткой уздечкой?
-Все индивидуально. Этот вопрос решает врач. Но скажу, что тут имеет значение, насколько короткая уздечка: язык совсем не поднимается или поднимается не полностью. Существует много упражнений, с помощью которых уздечку можно растянуть. Повторюсь, все очень индивидуально. Но много примеров, когда при короткой уздечке у детей нет проблем с речью.

­-С чем может столкнуться ребенок, если он пошел в школу с нарушениями речи?
-В школе ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами, то есть они неправильно произносят звуки. Это одна из причин возникновения дисграфии ­ нарушения письма и дислексии ­ нарушения чтения.

­-Ваш совет родителям?
-Я бы посоветовала в первую очередь установить близкие, доверительные отношения с ребенком. Никогда не сравнивайте своего сына или дочку с другими детьми. Правильная речь ­ это заслуга не только воспитателя и логопеда, но прежде всего родителей, тех, кому подражают дети. Помните, само собой ничего не происходит. Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития. Не забывайте, что речь прежде всего предназначена для общения.

Анастасия КРАСИНА.
Фото из семейного архива Куренковых.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *