«МУЗЫКА ­- МОЯ ЖИЗНЬ»

1 октября отмечается Международный день музыки. Музыка ­ величайшее изобретение человечества, которое сопровождает общество с момента его зарождения. Именно она отражает традиции и обычаи разных народов, и ими легко делиться: язык мелодии прост и понятен каждому. Мало найдется людей, которые абсолютно равнодушно относятся к музыке. Конечно, вкусы у всех разные, кто­-то предпочитает классические инструментальные концерты, а кому-­то по вкусу тяжелый рок. В канун праздника мы встретились с заместителем директора по учебно­-воспитательной работе детской школы искусств № 1 городского округа Чапаевск, преподавателем по классу гитары Ольгой ЧУРАЕВОЙ.

­ — Ольга Николаевна, что для Вас музыка?
-­ Без преувеличения, музыка ­ это жизнь. Это универсальный язык человечества, который является воплощением всего самого возвышенного и прекрасного в нашей жизни. Сколько себя помню ­ музыка всегда присутствовала в моей жизни. Мамины колыбельные для сестренки и братишки, папины песни под гитару… Даже когда мама просто занималась домашними делами, она пела. Слушать было интересно ­ потому что чувствовалось, что в песню мама вкладывает душу, словно рассказывает о себе или о ком­-то близком. Частенько ставили пластинки, а когда собирались гости, то обязательно звучали песни. Многие народные песни знаю и с удовольствием пою именно благодаря детским впечатлениям. А когда папа брал в руки гитару, то становился душой компании ­ пели много совершенно разных песен. Наверное, тогда и родилась любовь к моему инструменту.

Еще одно из самых ярких впечатлений детства ­ музыкальный руководитель в детском саду играет на фортепиано. Не помню ее лица, имени, отчества. Но вот руки, порхающие над клавиатурой, помню до сих пор! Глаз не могла отвести от этого волшебства. Долго просила маму записать меня в музыкальную школу, но, видимо, родители считали, что это несерьезно. Поэтому уже в четвертом или пятом классе, прочитав объявление в «Чапаевском рабочем» о наборе желающих научиться играть на фортепиано в Доме творчества, тогда он располагался на пересечении улиц Ленина и Артиллерийской, сама приехала и записалась. А спустя два года преподаватель, у которого я там училась, Ирина Викторовна Кузьмина порекомендовала мне поступить в музыкальную школу, за что я ей безумно благодарна!

Музыкальную школу закончила по классу фортепиано. В колледже у меня было два инструмента ­ фортепиано и гитара. Когда устраивалась на работу, была вакансия преподавателя по классу гитары. Молодая, уверенная в себе, я была убеждена, что легко с этим справлюсь. Но, конечно же, пришлось много учиться ­ и на курсах повышения квалификации, и путем самообразования, и у своих коллег­преподавателей. В очередной раз в моей жизни все сложилось так, как должно было быть. Уже 21 год я работаю с детьми и очень люблю свою работу.

­ — Как Вы считаете, работая столько лет с детьми, для музыкальной школы нужны особые данные или любого ребенка можно научить игре на фортепиано или гитаре?
-­ Практически любого ребенка можно научить и даже нужно. Музыкальная школа предназначена не только для тех, кто в будущем планирует связать свою жизнь с музыкой. Ведь еще Аристотель говорил, что «музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Понимаете, музыкальное воспитание обязано присутствовать в процессе развития ребенка. Оно улучшает память, внимание, концентрацию, пространственное и логическое мышление. Обучение в музыкальной школе воспитывает хороший вкус, помогает видеть в жизни красоту, гармонию. Кроме того, воспитывает прекрасные навыки доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми, при этом придает уверенность в своих силах, умение ставить цели, производить и воплощать собственные идеи, отстаивать свою позицию. Не говорю уже о развитие кругозора. Это другой круг общения. Самоорганизация у тех, кто занимается в музыкальной школе, на порядок выше, чем у тех, кто после уроков свободен. Эти навыки и знания ребенку пригодятся во взрослой жизни, какой бы путь он ни выбрал. Поэтому, главное в обучении ­ трудолюбие и желание учиться.

­- Над какими музыкальными проектами работаете сегодня?
— ­ Их несколько. Культурно-­просветительский проект «Городская педагогическая филармония», который завоевал не только признание и любовь горожан, ­ уникальный проект, направленный на популяризацию классической музыки. Это результат огромной сплоченной работы педагогического коллектива школ искусств города. Любой желающий может прийти на наш концерт и приобщиться к миру искусств. В этом году городская педагогическая филармония открывает шестой сезон. Будем рады видеть на наших концертах всех любителей музыки.

К слову, вся информация о деятельности нашей школы, о проведении всех мероприятий и реализации проектов своевременно выкладывается на сайте школы и на нашей страничке соцсети «ВКонтакте».

Социально-­просветительский проект «Доктор Музыка» мы реализуем с моим коллегой Константином Ивановичем Попандопуло с 2018 года. В рамках этого проекта проведено большое количество концертных программ образцового ансамбля гитаристов «Вдохновение» и дуэта «Soul Мusic» для горожан, в том числе для людей с ограниченными возможностями, инвалидов, ветеранов труда, детей­-сирот и других категорий граждан. В этом учебном году в проекте «Доктор Музыка» запланировано 8 концертов. Будем надеяться, что пандемия не нарушит наши планы.

Социальный проект «Открываем мир искусства» направлен на выявление способностей детей 5­6 лет и рекомендации для их дальнейшего поступления в нашу школу. Осуществляя руководство проектом с 2013 по 2019 год, с каждым годом все больше убеждалась в его необходимости. Мы помогаем малышам разобраться в своих наклонностях, талантах и направить свой творческий потенциал в нужное русло. Сейчас в силу занятости отдала руководство проектом, но продолжаю «держать руку на пульсе» ­ помогаю набирать детей и по необходимости консультирую по вопросам учебного характера. Проект до сих пор остается для меня родным, ведь столько ребят выросло из него и сейчас учится в нашей школе на различных отделениях.

Отдельно хочется сказать об исполнительской деятельности. В первую очередь, это, конечно, концертные выступления дуэта «Soul Мusic». В репертуаре нашего дуэта около 50 произведений для гитары и переложений для нее. Вместе с моим коллегой прекрасным музыкантом Константином Ивановичем за шесть лет существования нашего дуэта мы провели более шестидесяти концертных программ. Сейчас мы записали концерт, который размещен на страничке школы в соцсети «Вконтакте». Очень рады бы сыграть в живую, соскучились по зрителям, но ситуация пока не позволяет сделать этого.

Когда играет педагог ­ играет и ученик. Не дает расслабиться и заставляет «держать планку», быть достойным примером для своих учеников. Стараюсь быть интересной детям, но и от них требую отдачи и старания. В ближайшей перспективе ­ важное мероприятие, участие в Десятой музыкальной детской академии стран СНГ и Балтии под патронажем народного артиста СССР Юрия Башмета 2­8 ноября. Главная цель проекта ­ возобновление и развитие культурных связей между Россией и другими странами СНГ. Занятия с ребятами ведут приглашенные маэстро Юрием Башметом ведущие российские и зарубежные педагоги, концертирующие исполнители, лауреаты международных конкурсов. Я со своими учениками принимаю участие в Академии уже в четвертый раз. Это очень интересно, хотя одновременно ответственно и волнительно.

­- Ольга Николаевна, учитывая, что Вы очень много времени и сил отдаете работе, что Вас вдохновляет?
-­ Меня вдохновляют музыка и дети. Очень много времени уходит, чтобы подобрать репертуар ребенку, который бы его зажег. Но когда ты попадаешь в цель, это огромное удовольствие ­ видеть счастливые глаза детей. Тогда рождаются победы на серьезных конкурсах. Одна из них ­ гран­при на международном конкурсе «Роза Ветров» в городе Москве. Моя ученица Яна Мельникова стала лучшей и получила награду конкурса из рук Александра Олешко. Гала­концерт проходил на сцене московского театра Надежды Бабкиной «Русская песня».

Но знаете, что интересно? В момент объявления результатов известие о полной победе стало неожиданным и очень радостным. Но вот настоящее счастье я испытала, когда слушала Яну на конкурсном выступлении. То ее исполнение было идеальным. Когда играют ученики, все равно слышишь недочеты, что и где не до конца получилось, над чем еще поработать нужно, а здесь ­ ну все замечательно! Все члены жюри оставили свои занятия ­ отметки в протоколе, перешептывания, обмен мнениями, шелестение бумагами. Стояла идеальная тишина. А в конце ­ бурные аплодисменты. И вот это ­ счастье.

-­ Ваши пожелания нашим читателям в День музыки?
— ­ Музыка ­ самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств. Желаю всем, чтобы мелодии и ритмы живой музыки дарили светлые чувства и вдохновляли на новые свершения, наполняя каждый день теплом и счастьем!

Анастасия КРАСИНА.
Фото автора.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *