ЭКОНОМИКА, АПК, ИНФРАСТРУКТУРА

Приоритеты, цели и задачи развития региона на долгосрочную перспективу сформулированы в Стратегии лидерства Самарской области, которая была инициирована губернатором Дмитрием Азаровым и разработана на основе предложений жителей региона. Она полностью увязана с национальными целями и стратегическими задачами развития России, обозначенными в майском указе Президента Владимира Путина. Базовые векторы лидерской стратегии — рост экономики и повышение ее конкурентоспособности, улучшение качества жизни людей и повышение эффективности властной вертикали.

ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА

Успешное воплощение стратегии в жизнь возможно во многом благодаря активному участию региона в национальных проектах, инициированных главой государства. Для того чтобы увидеть конкретные результаты, не нужно поднимать статистику и копаться в Интернете. Достаточно оглянуться по сторонам. Это новые детсады и школы, отремонтированные дороги и строящиеся мосты, благоустроенные общественные пространства и дворы. Это бережливые поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты, реконструированные дома культуры и библиотеки, построенные спорткомплексы и универсальные площадки.

По эффективности деятельности высших должностных лиц и региональных органов власти Самарская область была признана одним из лидеров по итогам 2019 года. А если точнее — губерния заняла четвертое место в России и первое в Приволжском федеральном округе. В качестве бонуса за успешную реализацию нацпроектов региону было выделено почти 1,5 млрд рублей.

Кто-то скажет: «Рейтингов много, и нередко они составляются в чьих-то интересах». Но здесь ситуация иная, оценкой занималась правительственная комиссия по критериям, обозначенным в указе Президента. Учитывали уровень доверия к власти в регионе, объем инвестиций, количество новых рабочих мест во внебюджетном секторе экономики, уровень образования и так далее. Показатели прозрачны и проверяемы.

ФИНАНСОВЫЙ ПОРЯДОК

Такого результата удалось добиться благодаря четко спланированной работе на перспективу. Порядок, в первую очередь, начали наводить в экономике. Приоритетом стали качественное изменение бизнес-климата и здоровая конкуренция с другими регионами за предпринимателя, инвестиции и проекты.

Экономический прорыв обеспечила и продуманная финансовая политика. Областному правительству, в частности, удалось решить проблему огромного государственного долга, который сформировался к 2017 году. В итоге с 67,4 млрд руб­лей он снизился до 49,3 млрд в 2019-м.

На днях с Минфином России достигнуто соглашение о продлении срока погашения задолженности, что позволит региону направить 1,2 млрд рублей на поддержку экономики, которая пострадала из-за «вирусных» ограничений.

Удается региону наращивать объемы вложений из федерального бюджета. Поддержка сейчас даже больше, чем регион получал в период подготовки к мундиалю. В 2019 году Самарская область получила на нацпроекты 15,1 млрд рублей, в этом планируется поступление 46,6 млрд.

ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

В числе приоритетных задач, стоящих перед областным правительством, — создание привлекательных и прозрачных условий для инвесторов и ведения бизнеса. Она же лежит в основе Стратегии лидерства. Инвестиции — это развитие, новые рабочие места, налоговые поступления, а значит, повышение качества жизни и благосостояния людей.

По динамике улучшения инвестклимата губерния вошла в тройку лидеров, что зафикси­ровано в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. Его составляет Агентство стратегических инициатив. За три года с 65 места область поднялась на 22-е. Но задача амбициознее – войти в пятерку.

В рейтинге АСИ регионы оценивают по 44 показателям. По итогам прошлого года Самарская область более чем по 30 из них свои позиции укрепила. Например, по среднему времени регистрации прав собственности и по количеству дополнительно запрошенных документов у предпринимателей у региона один из лучших показателей в стране. Губерния также сохранила лидерство при оценке механизмов государственно-частного парт­нерства, эксперты высоко оценили эффективность деятельности Совета по улучшению инвестиционного климата, а также констатировали снижение административного давления на предприни­мателей.

За три года в губернии создано более 30 тысяч рабочих мест. За счет инвестиций резидентов развиваются особая экономическая зона «Тольятти», технопарк «Жигулевская долина», индустриальные парки, в том числе частные. Максимально понятные и привлекательные условия созданы для получения статуса резидента зон «Тольятти» и «Чапаевск». За эту трехлетку в регионе реализовали 41 инвестпроект: спектр направлений широк — от фармацевтики до сельского хозяйства.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА

В истории региона появляются новые уникальные страницы. Впервые в Самарской области возводят одновременно три мостовых перехода — Волжский, Самарский и Сокский. Мост через Волгу — крупнейший инвестпроект, который реализуется на основе государственно-частного партнерства. Он станет частью транспортного коридора «Европа — Западный Китай». 

Этот проект не был бы возможен без поручения Президента Владимира Путина о вхождении Самарской области в глобальные транспортные коридоры и внесении изменений в Транспортную стратегию страны, которое он дал во время визита в регион в марте 2018 года. В сжатые сроки губернатору и членам правительства удалось грамотно обосновать преимущества строительства мостового перехода именно здесь и добиться включения объекта в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России.

Волжский мост круглосуточно возводят лучшие специалисты страны. Он станет частью новой трассы, длина которой — около 100 километров. На правом берегу Волги автомобильная дорога соединится с подъездом от М5 «Урал» к Ульяновску, на левом — с М5 «Урал». Магистраль будет иметь четыре полосы движения — по две в каждую сторону.

Трасса позволит существенно сократить время на поездку от Москвы до областной столицы, снизит транспортную нагрузку на плотину Жигулевской ГЭС, окажет значимое влияние на экономическое развитие Тольятти, обеспечит транспортную доступность и инвестиционную привлекательность особой экономической зоны, «Жигулевской долины», АВТОВАЗа, а также предприятий, работающих в Самарско-Тольяттинской агломерации.

ВЫШЛИ НА ВТОРОЙ ЭТАП

Если говорить о Самарском мостовом переходе, то завершен первый этап этого сложнейшего проекта. Построены два моста (через реку Самару и озеро Банное), путепровод на улице Шоссейной и транспортные развязки. Общая протяженность автотрассы по прямой — 2,67 километра, длина съездов на развязках превышает 6 кило­метров.

Главный элемент — шестиполосный 667-метровый мост через Самару. Сейчас он является самым длинным автомобильным мостом через водные преграды в нашем регионе. Его главная миссия — соединить центр города с Куйбышевским районом и новыми жилыми комплексами, которые возводят по другую сторону реки.

Сейчас идет второй этап строительства — его ведут в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Уже сделан большой объем работ, финансирование, которое было предусмотрено на 2020 год, освоено в полном объеме.

Личное общение губернатора и руководителей федеральных ведомств позволяет региону даже в напряженный для экономики период получать дополнительное финансирование. Например, на завершение транспортных развязок Самарского моста до конца года будет направлено 1,5 млрд рублей, что позволит довести готовность объектов до 50% к концу 2020-го.

По нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ведут и строительство моста через Сок. Оно стартовало в прошлом году. Протяженность нового моста составит 2 километра, проезжая часть — две полосы, шириной в 3,5 метра каждая. Он и реконструированный старый имеют выходы на магистрали со стороны Красноглинского шоссе и трассы Волжский — Курумоч — «Урал». Изначально мост хотели сдать в эксплуатацию в октябре 2022 года, но объект могут завершить раньше срока.

Близится к завершению строительство развязки на 974-м километре федеральной трассы «Урал» в районе Жигулевского моря и микрорайона Шлюзовой. Развязка важна не только для Тольятти и Самарской области, но и в целом для страны. Ее возведение — один из этапов развития «Урала», который связывает центральную часть страны с регионами Сибири и Дальнего Востока.

ВЫБРАЛИ ПУТЬ

Если говорить в целом, то среди нестоличных регионов России Самарская область зарекомендовала себя как лидер по обновлению дорожной инфраструктуры. В 2018 году отремонтировали 392,7 километра региональных и местных дорог, в прошлом — 428,4 километра, план на нынешний сезон — почти 439 километров.

Огромное внимание уделяется безопасности на дорогах. Стоит задача до 2024 года снизить вдвое количество мест концентрации ДТП — со 130 до 65. По итогам 2019 года план был уже выполнен на 50%. 

АГРОПРОМ ПОШЕЛ В РОСТ

За последние годы значительно выросла роль агропромышленного комплекса в самарской экономике. Он набрал высокие темпы и укрепляет свои позиции как высокотехнологичная отрасль с огромным потенциалом.

В рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» субсидируют техническое перевооружение сельхозпроизводителей, оказывают поддержку работе по развитию торговой инфраструктуры. Благодаря четкой Стратегии развития отрасли, составленной на период до 2025 года, аграрии обеспечивают потребности региона и наращивают экспортные поставки. В прошлом году экспорт составил 411,9 млн долларов (+89% к предыдущему). В этом году, по прогнозам, эта сумма будет «перекрыта».

В отрасль охотно идут крупные инвесторы. Например, группа компаний «Русагро» вложила почти 2 млрд рублей в организацию на Безенчукском маслоэкстракционном заводе производства по рафинации, дезодорации и фасовке подсолнечного масла. Продукцию реализуют и в России, и за рубежом. В прошлом году предприятие произвело 113,1 тыс. тонн подсолнечного масла, около трети пошло за границу.

Для поддержки аграрного сектора в регионе запустили ряд программ. Например, аграриям возмещают часть затрат на приобретение новой техники и оборудования, действует программа льготного кредитования и так далее.

Одно из главных достижений последних лет — обеспечение доступа самарских фермеров к рынкам. Помимо агропарка в Самаре местные товары представлены, в том числе, в крупнейших федеральных сетях. Известным стал и знак качества «Самарский продукт» — право использовать символику получили сотни компаний, которые выпускают более 1 800 наименований продукции.

Важными направлениями аграрной политики являются внедрение умного земледелия, восстановление и строительство новых оросительных систем, селекционно-племенная работа, развитие растениеводства и молочного животноводства. Например, холдинг «ЭкоНива-АПК Холдинг» планирует инвестировать в строительство в губернии трех животноводческих комплексов с общей численностью поголовья не менее 10 тыс.

Большинство инициатив региона находят поддержку в Минсельхозе страны. Благодаря договоренностям между Дмитрием Азаровым и министром Дмитрием Патрушевым Самарская область может стать пилотной площадкой по реализации ряда федеральных проектов.
Отдельное внимание уделяют созданию комфортных условий жизни на селе. Это удается благодаря нацпроектам и программе «Комплексное развитие сельских территорий», которая действует с 2020 года. Грамотное сочетание этих возможностей позволяет всесторонне «прокачивать» территории. Они нацелены на улучшение жилищных условий сельчан, развитие инженерной инфраструктуры, благо­устройство и строительство дорог.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.