АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ: ПОЛГОДА -­ ЭТО НОРМА

«Моему сыну три года, но я уже знаю, в какую школу он пойдет учиться!» ­ таких дальновидных родителей сегодня можно встретить практически в каждой группе детского сада. Некоторые начинают подыскивать школу к шести годам своего ребенка, кому­-то важно определиться с выбором раньше. Но специалисты советуют прежде всего в этом выборе учитывать личностные особенности ребенка. Психологи уверяют, что важно подобрать не только школу, у которой большое количество плюсов, по мнению родителей, но и педагога, образовательную программу и даже коллектив. А медики вторят словам коллег: ребенка с ослабленным здоровьем просто нельзя бросать под танк интеллектуальных нагрузок. О том, как подготовиться к первому классу, сколько может длиться адаптация, и для чего нужен психолог в детском саду, рассказала педагог-­психолог детского сада «Елочка» Александра ЧЕРНОВА.

— Александра Юрьевна, в чем заключается Ваша работа в детском саду?
— Работа психолога в детском саду делится на три больших блока — это работа с детьми, родителями и педагогами. Конечно, больше всего работы проводится с детьми. Но, уточню, любой родитель, если в дошкольном учреждении или школе есть психолог, может обратиться с вопросом, который его беспокоит. Психолог работает, прежде всего, по запросу. Конфликтные отношения со сверстниками или воспитателем, замкнутость, плаксивость, агрессивное поведение вашего чада — это лишь малая часть того, с чем можно обратиться к специалисту. Кстати, вопрос может даже касаться отношений между супругами, если они накладывают негативный отпечаток на состояние ребенка. А вот выполнять или нет рекомендации психолога, это уже выбор родителя. Бывает, что ко мне приводит мама малыша и говорит: сделайте с ним что-нибудь. В таких случаях я отвечаю, что я могу подружиться с вашим сыном или дочкой, они будут мне рассказывать все свои секреты и вести себя идеально, но вам с ними жить, вам их воспитывать и развивать. Задача родителей — приложить все возможные усилия, чтобы помочь ребенку преодолеть те или иные сложности, задача психолога — научить родителей правильной тактике взаимодействия с ребенком. Психолог — это посредник. Но многие об этом забывают.

— Психолог после диагностики ребенка передает свои рекомендации через воспитателя?
— Никогда психолог не передает конфиденциальную информацию через третьих лиц. Это все обсуждается лично с родителями. Рекомендации очень индивидуальны и касаются только ребенка, его мамы и папы. Я могу дать рекомендации воспитателю, но они будут иными, например, как лучше взаимодействовать и на что обратить внимание при работе с конкретными детьми.

— Как Вы относитесь к раннему развитию детей?
— Развивать ребенка нужно с самого рождения. Однако развитие должно протекать сообразно возрасту. Раннее развитие — это не раннее обучение чтению, письму, счету. Я считаю, что всему свое время. Нельзя быстрее вырастить цветок, дергая его за стебель. Сегодня много исследований, которые доказывают, что вредно учить читать ребенка прежде, чем сформируется его головной мозг, то есть до 5 — 5,5 лет. Безусловно, дети разные, и бывает, что в 4 года малыш может начать читать. У него просто быстрее созревает речевой центр. Это не говорит о его выдающихся способностях, это просто такая индивидуальная особенность. Если же мы говорим о занятиях с малышами через игру, то это будет на пользу. Игра — ведущая деятельность детей до 7 лет, только потом наступает учебная. Сажать малыша в 3 года за парту однозначно нельзя.

— Готовность ребенка к школе определяется умением читать и писать или есть другие важные составляющие?
— Когда мы говорим о готовности к школе, мы рассматриваем четыре параметра. Педагогическая готовность — это определенный багаж знаний и умений ребенка: умение читать, считать, ориентироваться в явлениях окружающей жизни и так далее. Школа, кстати, не предъявляет такого требования к будущим первоклассникам, как умение читать. Другое дело, что это может облегчить обучение. Важен анатомо-физиологический параметр. То есть ребенок должен быть просто здоров. Сюда входит состояние зрения, слуха, двигательного аппарата будущего первоклассника. Не просто так перед поступлением в школу дети проходят медицинский осмотр. Обязательно нужно обращать внимание на рекомендации, которые дают медики. Следующий важный параметр — психологическая готовность к школе. Ребенок должен хотеть быть учеником. Именно хотеть учиться, узнавать новое, а не носить красивую форму или портфель. Встречаются такие ситуации, когда ребенок умный, интеллектуально развит, у него широкий кругозор, но он не хочет идти в школу. И потом, в школе, возникает много конфликтов с учителем, потому что он не созрел личностно, не готов к социальной роли ученика. А бывает наоборот, что ребенок был мало знаком с буквами и счетом, но у него такое сильное желание учиться, что к концу первого класса он перегонит всех подготовленных одноклассников. Кстати, тут бы хотела сказать, чтобы подготовить ребенка к школе не обязательно ходить на платные занятия, можно это делать и самостоятельно, дома. Мамы и папы — первые учителя, они могут дать дошкольнику гораздо больше, чем любые подготовительные курсы. Родителям не нужно учить детей читать, если они это не умеют делать, можно навредить. Можно, и даже нужно, самим читать своим детям, тем самым развивая их речь, мышление, воображение. Я в своей работе сталкиваюсь с тем, что дети не знают детскую литературу. Чаще знают героев современных мультфильмов, а вот героев сказок не всегда могут назвать. Ни одни курсы не заменят живое общение с родителями. Настольные игры, которых сегодня огромный выбор, раскраски, мозаики, конструкторы! Элементарно, наблюдение за окружающим миром. В своей практике сталкивалась с тем, что дети не знают, кто такой воробей. Это все для взрослого человека банально, а для малыша это путь к развитию мышления, воображению, пополнению словарного запаса. И четвертый параметр готовности к школе — социальный. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками, уметь обращаться к учителю с любым вопросом и просьбой.

— Как Вы считаете, в каком возрасте лучше идти в первый класс?
— По закону об образовании пойти в школу можно с 6,5 лет. Но практика показывает, что таким детям приходится очень тяжело. Я лично знаю многих учителей начальных классов, которые против раннего обучения в школе, ввиду интеллектуальных и физических нагрузок. Я считаю, лучше всего идти в школу в полных 7 лет. Пусть ребенку в первом классе исполнится 7,5. Ничего страшного. У детей даже полгода — это важное время для физического и эмоционального развития.

— Как родителям выбрать школу?
-Уверена, в первый класс нужно идти, так сказать, на учителя. Я уже долго работаю и знаю многих учителей начальных классов, каждый из них большой труженик. Но они живые люди, кто-то помягче, кто-то строже, требовательнее. Тут надо исходить из потребностей ребенка. Если он очень ранимый, стеснительный, тревожный, то, конечно, ему нужен более лояльный педагог, чем ребенку активному, с лидерскими задатками, например. Все очень индивидуально, и родители должны учитывать особенности будущего школьника, выбирая педагога. Но если вы пришли в школу и вдруг отношения с учителем не сложились, то это повод задуматься, как быть дальше. Тут родитель выступает в роли посредника между учителем и ребенком. Он должен понимать задачи той и другой стороны. Оценивать ситуацию адекватно, без личных амбиций. Возможно, будет полезна помощь педагога-психолога.

— Сколько длится адаптация у первоклассников?
-Адаптация в пределах 6 месяцев — это нормально. Есть дети, которые привыкают быстро, но нет детей, которые бы не пережили адаптационный период. Он есть у всех. Родителям делать какие-либо выводы по итогам первой четверти рано. В первом классе надо прислушиваться к учителю, пытаться подстроиться под его требования и темп работы. Бывают недопонимания. Но обычно к концу учебного года все встает на свои места и отношения устанавливаются.

— Как родителям относиться к неудачам в обучении? Ругать или, наоборот, закрывать глаза?
— Золотая середина — в понимании. Иногда нам кажется, что наш ребенок самый способный и подготовленный к школе. А он приходит и никак не может попасть в рабочую колею — ему трудно. В любом случае, когда у ребенка возникают проблемы в школе, обязательно надо проявить терпение, понимание и любовь.

— Александра Юрьевна, Ваше отношение к гаджетам, они помогают детям в развитии?
— Да, при условии, если ими пользоваться разумно, а не заменять учебу и общение. Многие из нас видели такую картину, когда ребенок донимает маму вопросами, она вручает ему телефон с играми, только бы молчал. А ведь с детьми надо разговаривать. Как прошел день, чем он занимался в саду, с кем играл, какая сегодня погода. Дошкольный возраст — это возраст «почемучек». Обратите внимание, задает ваш ребенок вам вопросы или нет? Как много их? А ведь это показатель познавательного интереса. Задавайте сами вопросы своим детям. Миллион вопросов может быть. И столько же ответов. Жизнь стремительно движется вперед, однако дети сегодня развиваются по тем же законам психологии, что и 50 лет назад, и им так же необходимы внимание, забота и любовь.

Анастасия КРАСИНА.
Фото из свободных источников.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.