О ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 ГОДУ)

4 ноября ­ праздник Казанской иконы Божьей Матери. Для нашего прихода это особо торжественный день, так называемый престольный праздник.

Не так давно повсеместно и особенно в городах храмы располагались почти на каждой улице, и прихожане разных храмов собирались все вместе на престольные праздники, а по окончании службы говорили известную пословицу ­ будет и на нашей улице праздник.

Сегодня на нашей улице самый настоящий праздник. С которым я вас поздравляю и о котором хочу вам кратко рассказать.

Казанская празднуется дважды в году: 21 июля ­ в честь обретения, и 4 ноября ­ в честь избавления Москвы от поляков в 1612 году. Это один из немногих праздников в России, который объединил в себе историческую, государственную и религиозную составляющие.

Обретение чудесного образа произошло в городе Казани в конце XVI века. На тот момент коренное население исповедовало в основном ислам, встречались и язычники. Распространение православия среди людей шло очень сложно. Но явление Казанской иконы в корне изменило ситуацию. В Казани произошел большой пожар. Третья часть города выгорела дотла. Девятилетняя девочка по имени Матрона, жившая в городе, увидела сон. Божья Матерь явилась ей и сказала найти икону, закопанную на мес­ те сгоревшего дома. На утро Матрона рассказала обо всем родителям. Но на это никто не обратил особого внимания. Сон повторился еще дважды, и после уговоров девочки они действительно раскопали в указанном месте икону с ликом Богородицы. Удивительно, что он был абсолютно цел, огонь не нанес изображению никакого вреда.

Событие произошло 21 июля. Весть о чудесной иконе разнеслась быстро. Духовенство во главе с архиепископом Иеремией торжественно поместили Образ в приходском храме Николы Тульского, настоятелем в нем был будущий патриарх Гермоген, который опишет все чудеса от иконы, напишет тропарь, молитвы и историю обретения. Который так неоценимо отдаст всего себя на служение Богородице и России. Царь Иоанн Грозный повелел построить на том месте, где была найдена святыня, храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Именно в него перенесли впоследствии образ. Чуть позже возвели и женский монастырь. Там потом приняли монашеский постриг Матрона и ее мать.

Со смертью Иоанна Грозного и его сына Федора Иоанновича на Руси начинается династический кризис, династия Рюриковичей пресеклась, и на престол взошел Борис Годунов. Положение в стране ухудшалось. Продолжительная Ливонская война, опричнина, прекращение торговли, голод родили смутное время. Смерть при невыясненных обстоятельствах Бориса Годунова ускорила приход на один год царя Лжедмитрия?I, затем царем на 4 года стал Василий Шуйский, который, можно сказать, правил параллельно с Лжедмитрием?II, пока их тоже не убили. Все эти события, конечно, сопровождались подкупом и военным вмешательством соседних стран. В 1610 году на престол взошли семь бояр, правление которых получило название «Семибоярщина». Они заключили договор с Сигизмундом на условии, что Владислав (будущий царь) примет православие, что, конечно, было и неправдой, и предательством. В Москву вошли поляки.

Патриотические силы формируют ополчение во главе с Ляпуновым, но он убит, и они не имеют успеха.

И без того тяжелое положение в стране ухудшилось. Швеция забирала северные города, Польша брала города с запада, татары наступали с юга, в Москве господствовали поляки, а где­то в Пскове появился Лжедмитрий III. Возникла реальная угроза разделения, а затем, конечно, и уничтожения России.

Новым центром притяжения патриотических сил для освобождения Москвы стал московский патриарх Гермоген. Осенью 1611 года по инициативе Кузьмы Минина и приглашенного им Дмитрия Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано II ополчение. От патриарха Гермогена они принимают Казанскую икону и воззвание. Формируется народно­освободительное войско. В августе 1612 года оно подошло к Москве, 22 октября, а это по новому стилю 4 ноября, польско­литовское войско капитулировало, и 26 октября освободило Москву.

Позже Пожарский построил Казанский собор на Красной площади, который советская власть потом зачем­то разрушит, но в 90­е его восстановят.

От этого периода в истории России зависело все будущее государства. Если бы не патриотизм и вера русского народа, мы бы сейчас не знали почти ничего о православии и были бы или поляками, или шведами, или еще какими Иванами, не помнящими своего родства. Концом смутного времени можно считать Земский собор 1613 года, где избрали нового царя Михаила Романова, сына патриарха Филарета. Хотя порядок еще наводили долго, только в 1618 году было подписано перемирие с Польшей, и военные действия с чехардой царей прекратились.

Указом царя Алексея Михайловича в 1649 г. установлено праздновать Казанскую, и этот день был выходной. Почти 300 лет в этот день наш благодарный Богу народ молился, и в 1917 этот замечательный праздник отменили. И вот опять с 2005 года ­ эта древняя традиция возобновилась.

Помня свою историю, будем культивировать лучшее. Ведь это день силы и славы нашего народа. Вообще в нашем народе есть удивительная черта, мы раз­ общенные, друг с другом не очень вежливые в минуты трудности, опасности уже не раз объединялись воедино как пальцы в кулак. Этим уникальным свойством нашего народа нужно пользоваться, его развивать, чтобы вместе быть не только в скорби, но и в радости. Даже герой один в поле не воин. Но единство только национальное, кровное ­ не постоянно. Нам нужно универсальное, духовное единство. Народ ­ это много разных людей. По словам Аввы Дорофея, Бог в центре как солнце, а народ, идущий к Богу со всех сторон, как лучи солнца, стремясь к Богу, становятся ближе друг к другу. Вот так и мы, если усвоим уже наконец, что корень всех наших бед ­ отступление от веры, а залог успеха ­ объединение в Боге. А уж Он нас в беде не бросит.

В этот день во всех храмах читают Евангелие о двух сестрах, Марфе и Марии. В доме у Лазаря было много людей, великий и любимый Гость с учениками. И когда Марфа осталась одна, когда она устала, она подошла ко Христу и говорит примерно так: ­ Тебе меня не жалко? Скажи Марии, пусть мне поможет. А Христос говорит примерно так: ты молодец, о многом беспокоишься, но Мария выбрала большее. Дел много, все не переделаешь, их делать необходимо, но не всегда. Сейчас Казанская снова выходной, наши предки в этот день вспоминали, как нас Бог спас. А нужно ли опять спасать того, кто даже спасиБог сказать не может? Многие ли сегодня избрали благую часть? Народ суетится, все по делам. Но повторяя слова Христа, скажу ­ молодцы они, но большую, лучшую часть избрали те, кто в храме.

Помните, Богородица и Иосиф потеряли 12­ти летнего Христа и нашли Его в храме. Так и мы, если потеряем или потеряли веру, не можем молиться, напало уныние, страсть ­ ищите спасение в храме, в Боге.

Знаете, иконы бывают разные, писанные или напечатанные. На доске, бумаге, железные… Но через некоторые из них Бог благословляет твориться чудесам и являть людям особую милость. Это не спланировано человеком и не постижимо умом, это Бог так благословил. Вот такая Казанская икона. Она самая почитаемая на Руси. Она даже в космосе есть. А к пустому колодцу за водой не ходят.

Пресвятой Богородице проливается море молитв, в этот день Она собрала в храмы много людей, и, конечно, Она радуется нашему Ее прославлению. Добавим и мы Ей каплю своих молитв, Пресвятая Богородица, спаси нас.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.