В «НАДЕЖДЕ» ­- КУРС НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Осенний сезон ­ та пора, когда укреплению иммунитета и организма в целом нужно уделять повышенное внимание. Тем более, если речь идет об организме «особенного» ребенка, то есть того, кто уже имеет некоторые ограничения по здоровью. В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда» разработан целый комплекс мер по всестороннему развитию ребенка, недавно закуплено новое оборудование в рамках государственной программы Самарской области «Доступная среда». Наш корреспондент посетил центр и убедился, что все процедуры детям очень по душе.

Здесь работают воспитатели, инструкторы по лечебной и физической культуре, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, социальные педагоги. То есть ребенок в каждую секунду находится рядом с профессионалом. Общий перечень услуг разработан по возрастным показателям, в соответствии с поставленным диагнозом, общим состоянием здоровья.

Установлен стенд в коридоре: у каждого ребенка свое расписание. Лечение проходят амбулаторно или полустационарно, стационарно — вместе с родителем. Многие занятия мамы посещают вместе с детьми и вживую могут проследить за успехами.

Обычно сюда приезжают со всей Самарской области, некоторые тренажеры в «Надежде» — пока единственные в регионе, так что здесь есть уникальные возможности для детей. В условиях распространения коронавирусной инфекции и сезонных респираторных заболеваний в реацентре соблюдаются все меры предосторожности.

— После каждого занятия кабинеты обрабатываются дезрастворами и проветриваются, — рассказывает заместитель директора по лечебной части Галина Маркина, — ежедневно проводится кварцевание, на входе обязательная термометрия для детей, родителей и сотрудников, дезинфекция рук.

Помимо этого, посещение занятий не стоит откладывать по главной причине — именно в эту пору необходимо способствовать укреплению здоровья детей. Специалисты «Надежды» обращают на это особое внимание.

Сейчас в бассейне центра одновременно занимаются, как правило, по двое детей. Как выяснилось, эта процедура полезна не только для тех, у кого проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а всем: ребятам с ДЦП, задержкой развития, слабовидящим и другим. Занятия в воде помогают развивать координацию движений, да и просто создавать положительные эмоции. Также с этого начинается закаливание.

Инструктор по физической культуре Марина Ширкунова рекомендует приступать к процедуре до наступления зимы, когда на улице будет очень холодно. Сейчас — еще не поздно начать. Процесс закаливания способствует укреплению иммунитета и тонуса организма. Инструктор подмечает: многие ребята, которые раньше были подвержены простудам, действительно начали реже болеть.

Кстати, в бассейне есть разный реквизит, который дети воспринимают как игровой, но на деле он является вспомогательным. Есения, одна из посетительниц бассейна, с удовольствием показывает, чему научилась благодаря постоянным занятиям: девочка ныряет, забирается на доску для плавания, хотя и самостоятельно довольно успешно передвигается в воде. Раньше, как говорит наставница, малышке нелегко давались даже простые шаги.

Но заниматься нужно систематически, уверяет заместитель директора по реабилитационной работе Анна Силантьева. Если прервать — случится откат назад, и придется начинать сначала.

Ключевым дополнением к лечебной физкультуре, медикаментозной терапии, массажу считаются занятия на тренажерах. Совсем недавно благодаря программе «Доступная среда» в центре появился новый тренажер для разработки верхних и нижних конечностей (на снимке). Он восстанавливает работу мышц и суставов, а также облегчает движения для того, чтобы ускорить восстановление ребенка.

Оборудование относится к новым технологиям с биологической обратной связью: на нем можно устанавливать скорость, сопротивление, время, выбор программы на экране, в зависимости от функциональных способностей пациента. Педали, как для верхних, так и для нижних конечностей, приспособлены для движения вперед и назад. Одна из инноваций — функция «спазм-контроль», когда тренажер автоматически останавливает свою работу. По завершении упражнения появляется сообщение о результатах тренировки.

— Главное отличие этого тренажера от других в том, что мы можем оказывать помощь посредством пассивных воздействий детям с тяжелой патологией, — заключает инструктор по ЛФК Татьяна Балабанова.

По такому же «умному» принципу работает другое новое оборудование, которое называют «перчаткой». Устройство помогает разработать подвижность пальцев и запястья.

Следующий пункт экскурсии по обновленному центру — галокамера (или спелеокамера, солевая комната). Здесь действительно стены покрыты слоем пищевой соли. В воздухе содержатся мельчайшие частицы, которые и оказывают терапевтическое воздействие. Интересно, что из-за высокой концентрации целебной соли в закрытом пространстве галокамеры абсолютно отсутствуют бактерии и вирусы. Нахождение здесь полезно для дыхательных путей, укрепляется иммунитет. У музыкального руководителя оформлена «музыкальная аптека»: включается фоновая мелодия, оказывающая влияние на определенное настроение. Возможно, ребенка и его маму нужно воодушевить, развеселить, или наоборот, успокоить. Медицинская и психологическая помощь здесь работают сообща, эффект — незамедлительный.

Отдельная радость для детей — новый сенсорно-динамический комплекс «Дом совы». В зале ребята чувствуют себя раскрепощенно, осваивают новые виды деятельности. Здесь, казалось бы, современные игровые элементы, но какую пользу они несут для социальной реабилитации ребенка. Это разнообразные качели, туннели, гамаки, мягкое покрытие на полу — не страшно упасть.

— Все оборудование я могу регулировать под возраст и потребности детей, — объясняет инструктор по физической культуре Надежда Зиновьева, — Установить разную высоту, наклон. Все корректируется под индивидуальные случаи. В игровой форме ребенок сможет полностью почувствовать возможности своего тела, когда при ходьбе следует поднять колено выше, ощутить, что можно опереться, наклонить голову, развивает равновесие, координацию. Учу их безопасно спрыгивать с поверхности. Все эти навыки они могут применять на обычных игровых площадках во дворе. Дети часто выдумывают новые маршруты, и тогда я учусь у них. Вроде бы небольшая полоса препятствий, всего пару метров, но нужно постараться, чтобы пробраться через нее.

В то же время маленький посетитель зала по имени Артем уже показал мне и педагогу свои любимые качели. Надежда Павловна предложила мальчику продемонстрировать, как он на них «летает» будто самолет, что он с радостью сделал.

Новые, инновационные решения принимаются благодаря инициативному коллективу сотрудников центра во главе с директором Светланой Роткиной. Все вместе специалисты изучают опыт коллег, обсуждают идеи. Так в «Надежде» создается доступная и комфортная среда для детей.

— Ребенок должен индивидуально получать ту помощь, которая позволяет максимально раскрыть его реабилитационный потенциал, — считает заместитель директора по реабилитационной работе Анна Силантьева. — Но вместе с тем, он не может развиваться вне коллектива, и наша задача — создать условия для обучения, коммуникаций, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом общества. Родители часто делятся с нами тем, что замечают результаты у детей: появляются новые слова, становятся более активными и подвижными, легче приобщаются к режиму дня. Для некоторых самые простые, первые результаты — самые важные.

Алиса НОВАКОВСКАЯ.
Фото автора и из архива центра.

КОНТАКТЫ

Позвонить в реабилитационный центр «Надежда», чтобы записаться на прием и получить необходимые консультации, можно по телефону 3-20-19. Кроме того, создана группа в социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/nadejda_chap) и интернет-сайт (rcnadejda-chapaevsk.smr.socinfo.ru).

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.