ДИАГНОЗ — НЕ ПРИГОВОР

Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают это состояние, как смертельный приговор. Что же за загадочная болезнь, каковы причины ее развития и можно ли распознать врага на ранней стадии?

В рамках Всемирного месяца информирования об аутизме, направленного на поддержку детей и взрослых с расстройством аутистического спектра, редакция газеты попросила рассказать подробнее о заболевании заместителя главного врача Чапаевской центральной городской больницы по родовспоможению и детству Андрея Быкова. Напомним, что информационная кампания призвана изменить общественное отношение к людям с ментальными особенностями развития и является частью большого движения по созданию в Самарской области инклюзивной среды.

— Андрей Валентинович, расскажите, что такое аутизм, каковы причины его возникновения?
— Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает — ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА — ранний детский аутизм.
Согласно данным Министерства здравоохранения России на 2018 год, в России проживает 31 685 детей с аутизмом. Это соответствует примерно 0,1% детского населения.

Клинические проявления заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

Для раннего аутизма характерно 4 клинических признака, которые могут служить первым сигналом для родителей, — нарушение социального взаимодействия, нарушение коммуникации, стереотипное поведение и ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста от 1 до 3 лет.

Внешние признаки аутизма у ребенка практически отсутствуют, и только внимательным родителям удается заметить какие- либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи заболевания, то крайне важно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

— Как правильно выстраивать общение с таким ребенком? Сможет ли он ходить в обычную школу и детский сад?
— Родителям необходимо тесно сотрудничать с медицинскими работниками, психологом, психотерапевтом, педагогами, логопедом, а также следовать рекомендациям специалистов. Четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие. Максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для малыша, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе — стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить его состояние.

Лечение проходит по- этапно — вначале формируются навыки, необходимые для общения с окружающими, затем постепенно, медленно и уверенно развиваются зачатки речи у ребенка. Родителям необходимо учиться подражать малышу, внимательно наблюдая за малейшими изменениями в его состоянии, играть в ролевые игры, устанавливать эмоциональный контакт. Следить и вовремя устранять поведенческие нарушения: агрессию по отношению к самому себе, страхи и уход в себя.

Родители таких детей должны понимать, что этот диагноз отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обес- печение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.

Подготовил
Денис Илясов.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.