ПОЧЕМУ МОРКОВЬ ДОРОЖЕ БАНАНОВ

Почему бананы из Эквадора дороже отечественной моркови? Такой вопрос прозвучал во время прямой линии с Президентом Владимиром Путиным 30 июня от жительницы Липецка.

А сколько же стоит морковь в Самарской области, ждать ли нам снижения цен и правда ли, что власти могут регулировать их совсем как в советские времена?

Анатолий Коровин

Масса причин

— Мировые индексы на продукты питания сейчас на самой высокой планке за 10 лет. К сожалению, это общемировая тенденция — рост цен на продовольствие, — отметил Владимир Путин, отвечая на вопрос о ценах на российские овощи.

По его словам, есть прямая связь между ценником, который видит покупатель, и развитием агропромышленного комплекса в стране.

На ситуацию влияет несколько факторов: от роста цен на удобрения, топливо и сельхозтехнику до отсутствия экспортного потенциала у выращенных на полях моркови, свеклы и картофеля. Это делает корнеплоды непривлекательными для больших агропредприятий, рассказывают фермеры Самарской области.

— За год фосфорные удобрения подорожали в два раза, — констатирует глава крестьянско-фермерского хозяйства Приволжского района Евгений Цирулев. — Цены на сельхозтехнику порой вообще заоблачные. Все это закладываем в себестоимость. При этом закупочная цена местной картошки практически не меняется.

Малые хозяйства неизбежно сталкиваются с увеличением себестоимости выращенных овощей: нивелировать возросшие затраты может только большой урожай. А он в 2021-м ожидается значительным. В этом сезоне Министерство сельского хозяйства России ожидает увеличение производства картофеля на 5%, моркови — на 19,5%.

Будет урожай и в Самарской области. По словам Цирулева, жара, конечно, влияет. Но в его хозяйстве все на поливе, так что есть надежда на хороший урожай.

— Собирать картофель еще рано, — говорит фермер. — На прилавках пока нет ничего местного. Но как только начнем, сразу составим конкуренцию привозному товару. Наша продукция в любом случае будет дешевле.

Пока урожай не собран, цены пустились во все тяжкие: уж слишком короток «высокий» сезон. Продавцы вправе устанавливать ценник, который считают коммерчески справедливым.

По данным Самарастата, только за июнь цена на морковь выросла на 42%. Сейчас она варьируется от 70 до 150 рублей за килограмм.

-Дорого, потому что основного урожая еще нет, а старые запасы уже закончились, — поясняет садовод Василий Пучков. — Из-за погоды в этом году все сажали позже. В итоге первый урожай моркови мы ждем не раньше 20 июля. Тогда и цены начнут снижаться.
 
Обеспечить своим

Схожие прогнозы озвучивают и в региональном министерстве сельского хозяйства.

— Уже нет запасов прошлогоднего урожая картофеля и овощей — моркови, капусты и лука, — поясняют в ведомстве. — В розничной торговле есть молодой картофель из Египта, Азербайджана, Марокко, Краснодарского края. Цены пойдут вниз, как только начнет расти объем уборки овощей нового урожая.

При этом в областном правительстве не скрывают, что регион пока не может на 100% обеспечить себя местными продуктами питания. Молоком и мясом область обеспечивает себя только наполовину. Растениеводческая отрасль закрывает местный рынок на две трети.

Продовольственная безопасность региона, доступные продукты на прилавках — это задачи, которые преследуют власти, реализуя Стратегию лидерства Самарской области, сформированную по наказам жителей в 2018 году.

— Производители овощей и садоводы Самарской области получают постоянную поддержку из областного бюджета, — утверждает председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию губдумы Александр Живайкин. — В этом году на развитие садоводства выделено 44 миллиона рублей, еще 30 миллионов предприниматели могут получить на развитие овощеводства.
 
Водные процедуры

Еще одна мера поддержки, которая поможет насытить рынок местными овощами, — субсидирование работ по мелиорации. Об этом также говорил Владимир Путин во время прямой линии с гражданами.

— Каждый год мы выделяем порядка 70 миллиардов рублей на то, чтобы возвращать земли в сельхозоборот. Около 7 миллиардов заложено именно на мелиорацию. Планируем и дальше развивать это направление, — утверждает Президент.

О том, что мелиорации следует уделять больше внимания, неоднократно упоминал и губернатор Самарской области

Дмитрий Азаров.

— Три года назад я говорил о необходимости мелиорации в нашей зоне рискованного земледелия, — отметил он в Послании-2021. — За это время были построены и реконструированы мелиоративные системы на площади 9,1 тысячи гектаров.

Эти меры помогли аграриям Самарской области достичь значительных успехов.

— В прошлом году сельское хозяйство региона обеспечило рост производства на 7,3 процента. Результат был получен не только благодаря благоприятным погодным условиям. Увеличить продуктивность позволило и внедрение передовых технологий, — подчеркнул в Послании глава региона.

Мелиорация решает вопрос доступности овощей и фруктов, позволяет, в том числе, регулировать их стоимость.

— Наш регион находится в зоне рискованного земледелия. Компенсация затрат на производство мелиоративных работ, особенно по таким направлениям, как садоводство и овощеводство, позволяет Самарской области выполнять задачу, поставленную Президентом, — обеспечивать жителей региона овощами и фруктами собственного производства, — отметил Живайкин.

Наравне с крупными предприятиями ежегодно участниками нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» становятся представители малых форм хозяйствования. Это позволяет им вернуть 50% затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов мелиорации.

За период с 2019 по 2021 год участие региона в нацпроекте позволило ввести под орошение 6,15 тыс. гектаров земли.
 
На молоко и мясо

Еще одна сфера сельского хозяйства, от развития которой напрямую зависят цены на продукты, это животноводство.

— Производство молока — очень сложное направление из-за капиталоемкости и технологической сложности, — говорит заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губернской думы Николай Сомов. — В то же время это работа большой социальной важности. Жители губернии нуждаются в качественной и натуральной молочной продукции по доступным ценам.

Фермеры уверены: если государство подставит плечо, справятся с трудностями и в этой отрасли. С 1998 года семья Кузнецовых из села Подъем-Михайловка Волжского района занимается сельским хозяйством. Выйти на новый уровень производства помогла государственная поддержка.

— Мы потратили на увеличение поголовья деньги, которые получили по программе грантов для семейных ферм, это без малого 9 миллионов рублей, — рассказывает генеральный директор ООО «Ветерок» Надежда Кузнецова.

Сейчас у фермеров около 5 000 кур, 600 свиней и более сотни коров. В планах — наращивать поголовье крупного рогатого скота.

— Животноводство сложно окупить, непросто развивать. Но доход от него стабильный, — утверждает Кузнецова. — Мы видим поддержку со стороны правительства области, возможности для развития молочного стада.

По данным регионального министерства сельского хозяйства, за 2019-2021 годы 20 крестьянско-фермерских хозяйств получили господдержку на развитие семейных ферм, 38 грантов предоставлено по программе «Агростартап». Фермеры могут получить до 30 млн рублей в зависимости от направления.

Найти средства на поддержку фермеров в год, когда по экономике ударила пандемия, было непросто.

— Поступления из федерального бюджета на финансирование АПК региона на 2021 год сократились втрое, — говорит Сомов. — Это означало остановку программ развития растениеводства, овощеводства, не было бы обновления парка техники, а животноводство могли вообще потерять.

Парламентарии обратились к правительству региона, которое дополнительно выделило 1,1 млрд рублей на поддержку сельхозтоваропроизводителей.

В целом же на АПК в областном бюджете на нынешний год заложено более 4 млрд.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *