Всего за три года в России должны отремонтировать и привести в нормативное состояние половину региональных дорог. Затем власти перейдут к решению вопроса с местными трассами. Об этом заявил Президент Владимир Путин во время прямой линии, состоявшейся 30 июня. В Самарской области не ждут специальной отмашки. По итогам прошлого года регион занял второе место по исполнению профильного нацпроекта, приведя в порядок более 300 километров дорог. За это область получала дополнительные средства на ремонт. Рассказываем, что уже удалось сделать на эти деньги и как еще они будут потрачены.
Анатолий Коровин
Ближе к дому
Двор на улице Мичурина, 139 в Самаре готовится к большим переменам. Здесь уже начали ремонт внутриквартальных дорог и благоустройство, которого ждали очень давно.
— Ремонт дорог на моей памяти здесь не делали никогда, — говорит старшая по дому Наталья Столярова. — Асфальт был весь в ямах. Рельеф нашего двора таков, что дождевая или талая вода собиралась в одном месте, из четвертого подъезда можно было только выплывать.
Дворов, в которых уже идут или вот-вот начнутся работы, по всей Самарской области много. Часть из них приводят в порядок комплексно по нацпроекту «Жилье и городская среда», но есть и случаи, когда средства выделяют именно на ремонт внутриквартальных проездов. Расширить список удалось после того, как региональный бюджет дополнительно получил из федеральной казны 4,5 млрд рублей.
Еще в апреле депутаты Самарской губернской думы приняли соответствующие поправки в бюджет региона, обратив особое внимание на дорожные проблемы муниципалитетов.
— И губернатор, и правительство области заинтересованы в том, чтобы создавать комфортную инфраструктуру для всех жителей региона. Эта задача стоит и перед парламентом, — подчеркнула зампредседателя думы Екатерина Кузьмичева.
Кстати, прямую ответственность за рачительное расходование этих денег несут главы городов и районов. Об этом им напомнил губернатор Дмитрий Азаров, выступая в апреле с очередным посланием жителям региона.
— Коллеги, по-хозяйски распорядитесь этими средствами, — дал он установку. — Такой поддержки не было никогда. Жалоб на муниципальные дороги много. Работайте профессионально, ответственно и качественно.
Пища для тела и ума
Водитель-экспедитор Святослав Тетерев развозит горячий хлеб в Новосемейкино, Красный Яр и Старосемейкино. Качество дороги напрямую сказывается на качестве его работы.
Святослав рассказывает, как пару лет назад пробил колесо, попав в яму на сельской дороге. Тогда он потерял несколько часов, а люди полдня ждали, когда привезут хлеб. После того, как дорогу отремонтировали, водитель перестал волноваться за машину и полностью укладывается в графики доставки.
— Помню, ремонтировали дорогу «Самара — Тольятти», и я как раз попал, когда ее открыли, — рассказывает он. — Это было приятным потрясением.
Я буквально ехал и отдыхал.
Эта трасса — одна из многих в списке дорог, которые привели в порядок за последние годы. С 2018 года в Самарской области отремонтировали или построили с нуля более 1 200 километров магистралей регионального и местного значения.
Не остаются без внимания и мосты в муниципальных районах. Одна из переправ — на дороге, по которой ездит школьный автобус села Сырейка Кинельского района.
— Дорога в школу проходит по мосту через реку Падовку, — рассказывает директор школы Юлия Находнова. — По нему автобус ездит шесть раз в день, и шесть раз в день у детей был небольшой стресс, так как состояние сооружения оставляло желать лучшего. Автобус потряхивало, ощущалась каждая кочка.
В прошлом году здесь построили новую переправу. Это стало настоящим событием для села.
В прошлом году реконструировали и капитально отремонтировали 16 мостов в сельских районах области: по два в Богатовском, Красноармейском, Кинельском, Кинель-Черкасском, по одному в Пестравском, Сергиевском, Красноярском, Шигонском, Сызранском, Клявлинском, Борском и Ставропольском.
Вопрос жизни
Темпы строительства и ремонта дорог замечают и сельчане, и те, кто живет в областном центре.
— Буквально за последние три года привели в порядок немало проблемных дорог Самары, — рассказывает руководитель общественной организации «Ночной патруль» Виталий Смардаков. — Но мы знаем, что качество дорожного покрытия влияет на аварийные ситуации. Если объезжать колдобины даже на положенных 60 километрах в час, возрастает вероятность попасть в мелкое ДТП. Так что ремонт дорог во многом спасает жизни. Его темпы сейчас очень хорошие. Теперь дело за контролем.
О том, что подрядчики должны нести ответственность за то, как выполнен ремонт магистралей, говорил и губернатор Самарской области.
— В последние годы внедряем контракты «жизненного цикла», когда подрядчик не только обновляет дорогу, но и потом в течение нескольких лет обеспечивает ее содержание. И доля таких контрактов при реализации нацпроекта должна быть увеличена, и сроки содержания дорог — тоже, — отмечал Азаров.
С таким подходом отремонтировали Красноглинское шоссе, улицы Стара-Загора, Победы в Самаре, девять участков дорог в разных районах области.
Комплексно подходят и к самому благоустройству. Уже не останавливаются только на асфальтировании. В порядок приводят и прилегающую к магистрали территорию. Вместе с дорогой на улицах населенных пунктов обновляют уличное освещение, прокладывают тротуары, высаживают деревья и кустарники.
Особенно это заметно в поселениях, которые благоустраивают свои магистрали в рамках областной программы «Центральная улица».
— Благоустройство улицы Советской в нашем райцентре рассчитано на два года, будем делать ее поэтапно, — рассказывает глава Шигонского района
Сергей Строев. — Первый этап завершим к сентябрю. После того, как все работы будут закончены, планируем по выходным делать эту улицу пешеходной.
На Советской обновят пешеходные переходы и дорожные знаки, появятся парковки. На благоустройство выделено 20 млн рублей. Еще 24 млн запланировано на 2022-й.
— Если бы не помощь областного правительства, мы никогда бы не смогли найти такие деньги в собственном бюджете. Или пришлось бы растягивать работы на довольно долгий срок, — признает Строев. — А теперь мы даже получили возможность на сэкономленные средства привести в порядок центральные улицы в других поселениях.
В этом сезоне выделено 3,6 млрд рублей на ремонт дорог местного значения в Самаре, Тольятти, Чапаевске, Новокуйбышевске, Жигулевске, Нефтегорске, Сергиевске, Мусорке, Шигонах, Мирном, Красном Яре, Челно-Вершинах, Исаклах.
По темпам дорожного строительства регион вошел в число лучших по стране. Как заявил губернатор, снижать эти темпы никто не намерен. О том, чтобы власти следили за качеством дорог, главу региона просили жители. Сейчас это — важная часть Стратегии лидерства региона.