Профессия учителя испокон веков считалась самой сложной. Далеко не каждый способен в ней задержаться — обучением и воспитанием детей всегда занимались самые знающие, опытные и способные люди.
Валентин Алеша работает учителем физики в школе № 1. Уже более 30 лет он обучает детей. Его судьбу нельзя назвать простой. Мужчина большую часть жизни провел в селе Шепетовка Хмельницкой области западной Украины. В 2013 году наш герой оказался в сложной ситуации: жить, постоянно оглядываясь и анализируя каждое сказанное слово, согласитесь, тяжело. И тут счастливая случайность. Восстановилась связь с двоюродной сестрой из Чапаевска. Много лет не было и весточки, а тут они друг друга нашли. Начались еженедельные беседы по «Скайпу». Эти разговоры были как отдушина для Валентина Анатольевича. Можно было не боясь высказать свои мысли на тему всего происходящего вокруг. Наши земляки тоже были рады, что близкие из Шепетовки живы и здоровы. Они понимали, что оставаться там не бе-
зопасно, поэтому, не раздумывая, пригласили родню переехать в наш город. О решении сменить место жительства, о верности своей профессии и о том, как какими стали дети за последние 30 лет, педагог рассказал нашему корреспонденту.
— Валентин Анатольевич, как решили стать учителем физики?
— С детства мечтал стать военным. После школы подал документы, но не прошел медицинскую комиссию по зрению. Тогда передо мной стоял вопрос, какую профессию выбрать. Я хорошо знал физику и математику. Успешно сдав вступительные экзамены, был зачислен в педуниверситет в Виннице. Первая моя практика была после второго курса, в 6-м классе. Среди группы ребят-практикантов руководитель выделил меня, сказав, что я единственный буду работать учителем. Что это было — его интуиция или опытный взгляд — не знаю, но так и сложилось. Я посвятил свою жизнь работе с детьми. На мой взгляд, физика — самый прекрасный предмет. Начало всех начал. Любознательный человек — уже физик, потому что он пытается объяснить и понять те или иные закономерности. Даже если кто-то не планирует связать свою жизнь с этой наукой, ее надо изучать, она развивает логику.
— Помните ощущения перед первой практикой?
— Было очень страшно! Я репетировал свой первый урок перед зеркалом раз десять. А когда перешагнул порог класса, то все мои заготовленные слова оказались лишними, началась импровизация. Учителя пишут планы, еще какие-то бумаги, о чем говорить с детьми, но по своему опыту скажу, что занятие в школе — это живой процесс, и заготовки не всегда работают.
— После окончания университета пошли работать по профессии?
— Да, отучившись, получил распределение в глухую деревню. Помню, отец тогда сказал, что на 1-е сентября сделает мне подарок, резиновые сапоги и цветной телевизор, чтобы не было скучно. Но я взял открепление, с единственной целью — отслужить в армии. Несколько месяцев проработав в школе в родной Шепетовке, пошел служить. Навсегда останется в памяти, как мои ученики 4-го класса сорвали урок и побежали меня провожать. По сей день уверен, что отдать долг Родине должен каждый мужчина. Служил полтора года, а не два, потому что было высшее образование.
— Как сложилась ваша судьба после армии?
— Я вернулся в коллектив. Познакомился с будущей женой, и мы приняли решение переехать в Харьков. Сыграли там свадьбу. Устроился в школу. Но в этом городе у нас возникло много бытовых проблем, поэтому, отработав год по специальности, был вынужден пойти на завод, где зарплата на порядок выше учительской. Началась перестройка. Прожив 6 лет, мы с супругой решили вернуться на малую родину, где снова преподавал физику и заочно поступил в Луцкий университет на факультет психологии.
— Почему выбрали это направление?
— Мне всегда была интересна психология. Работая с детьми и взаимодействуя с родителями, хотелось найти оптимальный подход к воспитанию, обучению и общению. Кстати, оканчивая вуз, я получил направление в аспирантуру в Киевский университет. Но дальше учиться не пошел, потому что была семья, двое детей.
— Почему вы решили переехать в Россию?
— В 2013 году на Украине начались события, которые никогда не поддерживал. Ко мне, как к русскоязычному, стали предвзято относиться. Морально становилось тяжелее день ото дня. Я ходил на работу, проводил уроки и уходил, не общаясь с коллегами. Обстановка была такая, что ты не знал, кто свой, а кто чужой. Безопаснее было просто молчать. Тогда-то меня и нашла двоюродная сестра. В силу жизненных обстоятельств, мы потеряли связь друг с другом. После стольких лет вынужденной разлуки стали много общаться, нам было о чем поговорить и что вспомнить. В 2015 году по приглашению родственников я впервые ступил на Самарскую землю. Приехал сначала один, позже сюда перебрались жена и дети. В Чапаевске мне понравилось сразу, несмотря на все сложности, которые пришлось пережить. За короткое время успел поработать и дворником, и на стройке. Шел туда, где платили. Попутно искал вакансию учителя. Сначала устроился в Чапаевский губернский колледж, позже совершенно случайно узнал, что в школу № 1 требуется учитель физики. Благодаря покойному директору Владимиру Александровичу Терехову и бывшему главе города Виталию Владимировичу Ащепкову дали ведомственное жилье. Да и весь педагогический коллектив очень тепло меня принял. Эти люди по-человечески отнеслись к нашей семье, за что мы очень им благодарны.
— За эти годы не было сожалений, что решили переехать?
— Не возникало даже мысли такой. У меня сын призывного возраста, я не представляю, что было бы с ним на Украине. Особенно сейчас, в свете последних событий, еще раз убеждаюсь, что решение было правильным. В Шепетовке осталась мама, родственники, друзья. Общаться с ними сегодня сложно — телефонная связь отсутствует, но выручает Интернет. У мамы телефон кнопочный, поэтому контакт с ней поддерживаю через знакомых — разговариваем пару раз в месяц. Она всегда была на моей стороне, чего не могу сказать о других родственниках. Грустно это признавать, но наша жизнь разделилась на «до» и «после». В 2018 году получил российское гражданство. Мои ожидания полностью совпали с тем, как живем сегодня. У нас мирное небо над головой. Жена работает по специальности, провизором в аптеке. Дети востребованы в профессии, у них свои семьи.
— Кого вы считаете главным учителем в жизни?
— Петр Семенович Ройбух — педагог по физике. Именно он своим примером и любовью к предмету дал мне толчок в профессию. Ведь я мог выбрать разные направления, где можно применить свои знания. Но выбрал педагогику. Я верю в судьбу.
— Качества, которые вы цените в учениках?
— Самое главное — человечность. Стараюсь развивать ее в детях. Хочу, чтобы они понимали друг друга. Если ребенок осознает, что хорошо, а что плохо, и у него активная гражданская позиция — все остальное приложится.
— На ваш взгляд, что школьники ценят в учителях?
— То же самое. Детей нельзя обмануть. Они быстро вычисляют неискренность, предвзятое отношение. Надо общаться на равных, уважать в каждом личность, но не допускать панибратства.
— Представители вашей профессии очень много энергии отдают детям. Откуда черпаете силы и вдохновение?
— В семье, проводя время с внуками. Силы и желание двигаться вперед дают благополучие и здоровье моих детей. Жизнь без движения себе не представляю. Новые знакомства, друзья, да и сами ученики порой вдохновляют своими результатами так, что закачаешься.
— За более чем 30-летний стаж работы, можете сказать, что дети стали другими?
— Однозначно, причем как в лучшую, так и в худшую сторону. Большой плюс нашего времени — обилие информации, современные дети быстро и легко ориентируются в ней. Но это и минус. Очень много лишнего. Того, что многим в силу возраста знать бы еще и не надо. Мне не нравится то, сколько времени подростки проводят в социальных сетях. Был свидетелем ситуации, когда две девочки переписывались друг с другом, находясь по разные стороны подоконника в школьном коридоре. Виртуальный мир для них становится привычнее реального. Когда дети приходят ко мне на урок, они складывают смартфоны на стол, после урока — забирают. Иначе работать сложно — коллеги меня поймут. Не поддерживаю того, что школьники в подготовке к итоговым аттестациям ограничивают себя только несколькими предметами. Уверен, что человек должен быть разносторонне развит. Своим ученикам всегда говорю: «Ребята, впитывайте знания как губка. Никто не знает, где и что может вам пригодится. Мы живем в такое интересное время, когда нужно уметь быстро меняться!»
— Как вы относитесь к дистанционному обучению?
— При том, что я за технический прогресс, к онлайн-урокам отношусь негативно. Если мы говорим о факультативных занятиях или дополнительных курсах, то Интернет расширяет границы, но рассматривать его как основное средство для обучения нельзя. На мой взгляд никакие образовательные платформы не дадут столько знаний, сколько может дать учитель в живом общении с детьми. Сегодня часто складывается такая ситуация, что школьники нацелены не на получение знаний, а на получение оценки.
Перед тем, как что-то требовать от ученика, необходимо поставить себя на его место. Нельзя требовать невозможного, давать обещания и не выполнять их — дети этого не прощают. Повторюсь, нельзя, даже при самых прекрасных отношениях, стирать границы в общении — всегда нужно оставаться ученику старшим товарищем.
Беседовала
Анастасия КРАСИНА.
Фото из личного архива
В. Алеши.