«НАВСЕГДА В МОЕЙ ПАМЯТИ»

Подполковник Азимов и его гуманитарная миссия

15 февраля отмечается годовщина вывода ограниченного контингента советских войск из республики Афганистан. Неоднозначная дата: это одновременно и праздник, и траурный день, ведь для наших солдат закончились военные действия, в которых они потеряли немало боевых товарищей. Несколько дней назад в пресс-клубе редакции состоялась удивительная встреча: нам и активистам школьно-студенческого совета при Думе г. о. Чапаевск посчастливилось познакомиться с подполковником запаса Анваром Азимовым.

Офицер был участником трех локальных конфликтов: в Афганистане, Таджикистане и Чечне. На поле боя попал сразу после училища в звании лейтенанта. Узнал, что его друг-одноклассник откомандирован в Демократическую Республику Афганистан, и тоже немедленно написал рапорт. Конечно, прошение одобрили. По прибытии Анвар Абдулхамидович был назначен командиром отряда пропаганды и агитации.

— В наши обязанности входило налаживание связи с душманами, нужно было договориться, чтобы дали возможность работать в том или ином направлении, — объяснил подполковник. — Мы оказывали гуманитарную помощь мирному населению, в зону ответственности входило 160 провинций. В отряде было 16 человек: врачи, начальник кинофотогруппы и солдаты.

Советские военнослужащие лечили афганский народ, закладывали фундамент для школы и даже сварили для ребят качели, проводили для них праздники, показывали, что такое мир, что СССР им не враг, а опора и помощник. Например, в деревне Чарикар открыли гинекологический кабинет, доставили оборудование из Москвы. Вот уж насмешил местных женщин полноватый прапорщик-фельдшер, который пытался сам показать, для чего нужно кресло… Улыбки даже паранжа скрыть не могла.

— На фото вы можете увидеть кинобудку в грузовике ГАЗ-66, — показывает ветеран школьникам один из снимков в своем альбоме. — Мы приглашали их на фильмы. Разворачивали аппарат в течение 14 минут, а сворачивали гораздо дольше. Так нередко и попадали под обстрелы, теряли сослуживцев… Но мы приносили хоть какую-то радость людям, детям, которые тогда не знали другой жизни, кроме военной. Подростки умели обращаться с автоматами…

В фотоальбоме отражена вся хроника его работы, запечатлены важнейшие моменты.

— Вот как мы выкупали наших военных из плена, — демонстрирует кадр Анвар Абдулхамидович. — Своя цена была у каждого: офицера, солдата, живого, раненого, мертвого… Чтобы пойти на переговоры с боевиками, налаживали связь практически неделю. Приходилось и ночью отправляться на встречи, причем не группой, а вдвоем или втроем. Допустим, я, как знающий персидский язык, и солдат с радиостанцией Р-105 — тащил на спине этот ящик.

За время пребывания в ДРА Анвар Азимов принял участие в 16 операциях по ликвидации крупного скопления бандформирований, самая известная и кровопролитная — Хостинская. А еще — примерно в 160 агитационных рейдах.

— Каждый прибавлял седых волос на голове, — усмехнулся военный, — потому что нес серьезную угрозу жизни и здоровью. Чтобы добраться до некоторых кишлаков, мы шли по минным полям…

На душманской земле командир потерял 8 человек из своего отряда — половину. Это были парни 19-20 лет, еще ничего не повидавшие в жизни. Горевал, но понимал: они погибли не просто так, а служа Отечеству.

— Те, кто возвращался оттуда, спускаясь с трапа самолета, целовали землю — радовались, что наконец-то вернулись на Родину, — поделился мужчина. — Мы не просто пропагандировали мир среди афганцев. Люди верили, надеялись, что в их стране он когда-нибудь наступит. Если удавалось убедить еще кого-то, что спокойная жизнь лучше ежедневных бомбежек, когда населенные пункты прекращали боевые действия и переходили на нашу сторону, мы радовались пусть маленькой, но такой важной победе. Да, рисковали, да, теряли товарищей. Но открывали простому народу глаза. Эти события навсегда в моей памяти.

Были и те, кто помогал советским военным, доставлял полезную информацию: куда раненых
соотечественников отвезли, какую деревню новое
бандформирование захватило или еще что. Наш собеседник вспомнил паренька 13 лет, его все в части знали и пускали без проблем. Он всегда ходил с ППШ, оружием времен Великой Отечественной войны. Где добыл — кто его знает?

О своих наградах, сияющих на кителе, подполковник Азимов не рассказывает. Среди всех удалось узнать орден Красной звезды и медаль «За отвагу». Последнюю он получил по итогам операции по выводу советских войск из ДРА, смог сохранить жизни многих солдат, ведь то, что они покидали республику, не спасало их от обстрелов…

— Я видел, как восемнадцатилетние парни идут в бой, не страшась ничего. Вы видели фильм «Девятая рота?» — обратился ветеран к юным слушателям. — Так и было, он снят по реальным событиям. Вывод стал праздником для всех нас. Мы знали, что поставленную задачу выполнили с честью и достоинством, дезертиров не было.

Главной наградой по итогам трех локальных войн Анвар Абдулхамидович считает то, что он вернулся домой к семье, то, что он здоров, общается с молодежью. Признался, что благодарит Бога за возможность дальше жить и помогать обществу. Продолжение своей гуманитарной миссии он нашел в общественной организации «Боевое братство».

— Мы, ветераны, не можем оставаться равнодушными к событиям, происходящим на Украине, — рассуждал подполковник. — Россия никогда не преследовала какие-то захватнические цели, всегда оказывала поддержку, давала защиту тем, кто просил о ней. Я знаю одно: уже почти год длится это противостояние, и наши признают свои ошибки и исправляют их. Теперь будет меньше потерь. Задачи, поставленные президентом, будут выполнены. В конце концов, уверен, что скоро спецоперация закончится. А нам нужно молиться за родных и близких, кто сейчас там, и верить.

«Боевое братство», в котором недавно начал работу наш герой, — это региональное отделение всероссийской общественной организации ветеранов. Она оказывает всестороннюю поддержку участникам афганской, чеченской операций, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, а теперь еще и воинам СВО. Проводятся семинары, чтобы эти люди могли узнать больше о своих правах, вместе со специалистами разобраться в аспектах федерального и регионального законодательства. Активисты выступают и на встречах с сегодняшней молодежью.

— В период войны в Афганистане особо остро чувствовалось слово патриотизм, оно воодушевляло нас, — продолжил Анвар Абдулхамидович. — Его истинный смысл понимал каждый школьник, студент и, конечно, взрослый. А сейчас родителям говорят: «Если ваш сын погибнет, вы получите такую компенсацию, а если его ранят — такую…» Руководитель регионального «Боевого братства» Андрей Владимирович Мастерков на губернском уровне занимается тем, что добивается дополнительных льгот для семей погибших военных. Чтобы выделяли земли, детям позволили бесплатно учиться в вузах и поступать вне конкурса. Некоторые его инициативы уже находят поддержку.

Со своей стороны ветераны организовывают мастер-классы по изготовлению окопных свечей.

— Нужный предмет, — признает участник боевых действий, — на ней можно и еду разогреть, и самому погреться. И освещение дает. Ничего сложного в конструкции — картон, парафин и жестяная банка. Еще, кстати, всегда нужны дезинфицирующие крема — в наше время их не было, а на поле сражений поможет.

Каждые две недели они собирают гуманитарную помощь и отвозят ее на первую, вторую, третью линии фронта, принимают даже адресные посылки. Анвар Азимов и сам как волонтер доставлял груз с продуктами и вещами солдатам. По сути — своим последователям.

Подполковнику запаса задали много вопросов, в том числе его просили рассказать, как в Афганистане относились к русскому солдату, а как — к американскому. Интересовались семьей, к слову, он многодетный отец. Супруга — тоже офицер, медик. Беседа в редакции длилась более часа, а в завершение взяли с гостя обещание: еще не раз встретиться с молодежью Чапаевска.

Алиса НОВАКОВСКАЯ.
Фото автора и из архива Анвара Азимова.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *