23 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося архитектора, мастера стиля модерн Дмитрия Александровича Вернера. Фактически он был первым архитектором Чапаевска (вернее, Иващенково) и поэтому является для нашего города знаковой фигурой.
(Окончание. Начало в № 51 от 17 мая 2023 года)
Переезд в Иващенково
Дмитрий Вернер приехал в наш город в 1914 году. В январе следующего года на Сергиевском заводе открылась вакансия архитектора, этим и воспользовался Д. А. Вернер. Он вступил в должность 1 марта 1915 года.
Из материалов книги «От Иващенково до Троцка» Михаила Чигринева: «Генерал В. П. Иващенко, испытывая недостаток в специалистах, согласился принять на должность гражданского, а не военного инженера.
3 марта 1915 года в приказе № 27 объявлено: «Принятого по вольному найму на должность архитектора вверенного мне завода отставного коллежского асессора Вернера, вступившего 1 марта к исправлению должности, числить налицо и требовать ему содержания с означенного числа 1 200 рублей в год и квартирных денег 300 рублей в год».
В связи с первой мировой войной росла численность работающих на Сергиевском заводе, и как следствие, население города. В течение 1916-1918 годов пустырь между заводом и железной дорогой стал застраиваться казармами и 1-этажными жилыми домами, всего было возведено 20 — по 4 однокомнатных квартиры каждый. Большинство работ велось под руководством Дмитрия Вернера. Он был автором немалого количества зданий в городе, в том числе реального училища — 2-этажного деревянного здания (снесено в 1970-х гг.)
Лето 1917 года стало самым продуктивным периодом деятельности Вернера: построено 4 жилых дома на 10 квартир каждый, возведены стены и кровля будущего храма во имя преподобного Сергия Радонежского, подвальный этаж народного дома (ныне Дворец культуры имени Чапаева). Но осенью ситуация изменилась. Выросли цены на стройматериалы, а начавшаяся гражданская война послужила причиной полной остановки работ.
В течение 1,5 лет власть в Самарской губернии менялась 4 раза: самодержавие — Временное правительство — советская власть — Комуч. Но Дмитрий Александрович сохранял авторитет при любой власти. По политическим убеждениям он был близок к либеральным демократам, потому приветствовал свержение самодержавия. После февральской революции архитектор активно включился в общественную жизнь поселка: возглавил инженерно-техническую секцию по строительству и благоустройству заводского района, содействовал организации профсоюза рабочих. Советскую власть он не приветствовал, но в открытую оппозицию тоже не перешел.
С октября 1917 по июнь 1918 года он занимался только профессиональной деятельностью. После прихода Комуча в июне 1918 года Вернер в составе заводской администрации поддержал новую власть, участвовал в работе различных комиссий. Он оставался в Иващенково до конца сентября 1918 года, затем эвакуировался с семьей в Сибирь от наступавшей Красной Армии вместе с другими служащими завода.
«Жемчужина земли чапаевской»
Наиболее яркой работой Вернера в Иващенково, безусловно, является храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Он строился в течение нескольких лет и стал одним из самых богатых в декоративном отношении в Самарской губернии. Святилище видно издалека, замыкает перспективу улицы Ленина.
Площадку для строительства выбрали неподалеку от капсюльного завода, работами руководили полковник Лесницкий и подполковник Михайлов. Возведение началось в 1916 году и продолжалось до 1918 года, несмотря на все потрясения тех лет. Церковь построена в модернизированном неорусском стиле, который объединяет формы русского зодчества 16-17 веков и элементы стиля модерн. При проектировании храма Вернер, скорее всего, использовал свой опыт строительства церкви приюта Кутайсовой в Нижнем Новгороде.
Кроме того, влияние на зодчего во время работы над обоими сооружениями оказало творчество архитектора Леонтия Бенуа и художника Виктора Васнецова. Исследователи связывают чапаевский храм с церковью святой Марии Магдалины в немецком городе Дармштадте — родном для императрицы Александры Федоровны. Оттуда была родом и супруга Дмитрия Александровича. Следует отметить родство входных групп — колонн и фронтона с мозаичным панно. И дармштадтский, и чапаевский храмы связаны с семьей Романовых. Немецкий возводился по повелению императора Николая II и его супруги, покровителем же Самаро-Сергиевского завода взрывчатых веществ являлся великий князь Сергей Михайлович Романов — внук Николая I. В связи с этим завод получил имя Сергиевского, а храм был посвящен небесному покровителю великого князя — Сергию Радонежскому.
Материалы для строительства церкви привозили со всей империи. Архитектор Вернер тщательно отбирал поставщиков. Керамика заказывалась, в частности, в знаменитой мастерской в подмосковной усадьбе С. И. Мамонтова Абрамцево, а иконостас — у Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова в Москве.
Фасад храма поражает своим убранством. Для облицовки использовались специальные кирпичи, изразцы, плитка. На фронтоне над центральным входом находится огромное майоликовое панно с изображением Сергия Радонежского, который благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Несмотря на события тех лет, Вернеру удалось завершить большую часть задуманного. В книге «Модерн в архитектуре Самары» знаменитый архитектор и историк зодчества Ваган Каркарьян назвал эту церковь «лебединой песней, последним вздохом умирающего не только самарского, но и русского модерна». Действительно, ее строительство продолжалось даже в 1918 году, поэтому ее можно считать одним из последних зданий стиля модерн в России.
В 1920-х годах церковь была закрыта. Купола, шатер и кресты сняты, а в самом здании в разные годы находились продовольственный склад, Дом обороны, Дом пионеров. Керамические гербы Романовых были сбиты по всему периметру, чудом сохранился лишь один из них. Мозаичные панно были замазаны цементом, а в майоликовое, над входом, вбита вывеска Дома пионеров. Вместо шатра здание увенчал шпиль со звездой (наверное, по образцу московских высоток). Только 1990-х годах здание вернули православной церкви и началась реставрация. В 1995 году храму присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
Вместо послесловия
В 1919 году Вернер оказался в Омске. Там он работал сначала в правительстве Колчака, а затем, уже при советской власти, был губернским архитектором, преподавал. Ему принадлежит проект города-сада в Омске.
Из доклада сотрудниц областного музея им. Врубеля Светланы Изотенко и Исторического архива Омской области Натальи Храповой «Архитектор Дмитрий Вернер: штрихи к биографии» с IV международной научно-практической конференции «Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие»: «Однако воплощению многочисленных профессиональных планов Дмитрия Александровича Вернера не суждено было состояться. Его жизнь оборвалась в результате продолжительной болезни 10 мая 1925 года. Причиной смерти стал сахарный диабет. Архитектора похоронили на Казачьем кладбище. На тот момент это был главный и наиболее старый некрополь Омска, который закрыли для захоронений в 1942 году. В результате полного сноса кладбища в 1960-1970-х годах могила Вернера оказалась утраченной».
Степан СМИРНОВ.
На снимках: в кругу семьи; храм Сергия Радонежского; церковь Святой Марии Магдалины (Дармштадт, Германия).