В ОПТИНУ ПУСТЫНЬ

В нашем мире, где стенает и мучится вся тварь, где и мы сами, имея начаток Духа… стенаем, ожидая усыновления (Рим. 8, 22, 23), есть уголки, сохраненные Господом, будто осколки земного рая — как прообраз, живая икона Царствия Небесного. Таким райским местом в России с начала XIX века является всемирно известный монастырь Оптина пустынь. Жители нашего города во главе с настоятелями храма в честь Архистратига Михаила Ильи Степанова и храма во имя Александра Невского Ильи Палибина совершили паломничество в древнейшую обитель России — Свято-Введенскую Оптину пустынь.

Не буду описывать дорогу из Чапаевска к этой святой обители. Просто поделюсь своими впечатлениями. Еще только подъезжая к появляющимся издалека храмам Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря, начинаешь ощущать волнение и трепет от предстоящей встречи с этим намоленным местом. Расположено оно недалеко от городка Козельска (не более 5 км) в Калужской области и включает в себя четыре храма, обнесенных крепостной стеной с башнями. Когда мы подъезжали к монастырю и вдали виднелись золотые и голубые купола храмов, сердце наполнилось трепетом.

За стенами обители царит ухоженность, порядок и чистота. Обилие цветов в аккуратных клумбах, яркие краски стен и куполов храмов, везде все прибрано. Идеальный порядок на внутреннем кладбище.

Рядом с монастырем находится Иоанно-Предтеченский скит. Огромные сосны окружают его. Эти вековые гиганты смотрели вниз, на нас — маленьких человечков, которые с удивлением разглядывали окружающее.

На территории монастыря располагается монастырское кладбище, которое мы посетили. Побывали и у часовни на месте погребения убитых в Пасхальное утро иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Оптинских.

В плане монастырь имеет форму квадрата. В его центре находится главный храм — Введенский собор, а вокруг него крестообразно расположены церкви: Марии Египетской, Казанской и Владимирской икон Божией Матери. Главный собор — Введенский — имеет три придела: Введения во Храм Пресвятой Богородицы, преподобного Амвросия старца Оптинского и святителя Николая Чудотворца. Здесь находятся мощи преподобных старцев Амвросия и Нектария Оптинских, а также икона Казанской иконы Божией Матери. В других храмах монастыря находятся мощи других оптинских старцев (Моисея, Антония, Льва, Макария, Илариона и других). Монастырь впечатляет своими размерами, архитектурой и духовной атмосферой.

Но еще большее впечатление производят богослужения. Находясь на службе, я вдруг отчетливо начала понимать, что здесь ежедневно дается пример настоящей, искренней молитвы и образа жизни православного христианина. Шел Петровский пост, поэтому службы были торжественными, продолжительными, печально-радостными!

Мы попали к вечерней службе и вошли в Казанский храм. Шла литии, и монашеский хор пел «Кирие элейсон» 40 раз на греческом языке. Говорят, что это песнопение можно услышать во многих храмах, но это пение мужского хора меня просто поразило… Потом я подумала, что, наверное, именно так почувствовали себя послы князя Владимира, выбиравшие веру для Руси, на богослужении у греков — «не ведали, где они есть — на земле или на небе».

После службы мы вернулись в Паломнический центр, где нас накормили ужином. Должна сказать, что так вкусно я давно не ела. Простая пища, постная, но приготовленная с молитвой. На ужин была каша и салат. Рыбный пирог с румяной корочкой и вкусной начинкой умяли в считанные мгновенья. И, конечно же, сладкий компот, которого мы выпили аж по два стакана. А какой в Оптине хлеб! Ароматный, теплый и невероятно вкусный. Столовая чистая. Перед началом еды и по окончании трапезы читалась молитва.

На второй день нашего паломничества все желающие причастились Святых Христовых Тайн на средней литургии. Затем мы посетили храм Преображения Господня, где находятся мощи исповедника Рафаила, и приложились к ним. Спокойствие, умиротворение, радость — такие чувства переполняли меня да и, наверное, всех паломников.

Кроме Оптиной пустыни мы посетили мужской монастырь Спаса Нерукотворного и Шамординскую Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь. В Клыково и в Шамордино нас сопровождала замечательный экскурсовод Ольга, которая, как мы впоследствии убедились, наизусть цитировала книгу «Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления». Мы искупались в водах двух источников — один из них находился на территории Оптиной пустыни, а другой — в Шамординской обители и в Клыково, у блаженной старицы, схимонахини Сепфоры. Мы помазались маслом от лампадки с места упокоения матушки Сепфоры в ее келье, приложились к мироточивой фотографии, получили «пустячки» (так матушка называла маленькие карамельки, которыми она угощала всякого приходившего к ней человека), преклонились к посоху матушки («чтобы ноги не болели»).

Следующая остановка — Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь, основанная преподобным Амвросием Оптинским в 1884 г. Еще с дороги виднеются черные купола монастыря. В обители нам тоже провели экскурсию. Сестры монастыря содержат огород, теплицы, богадельню. А также красиво поют и вышивают бисером иконы. Архитектор Казанского собора — Сергей Шервуд, сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен. Вся его архитектура выполнена из красного кирпича и изобилует большим количеством разных по размеру куполов (их 15). Поразило большое количество огромных окон с резными наличниками (чем-то похожими на старинные кокошники). Это ведь такая виртуозная работа. Такое впечатление, будто строители использовали не тяжелые кирпичи, а вышивали бисером узоры — на стенах, на кокошниках, на наличниках, на крылечках. Этот храм навеял думы о нашем храме Сергия Радонежского. Они оба величественны, красивы, от них веет мощью, и кажется, протяни руку — и ощутишь благодать.

Затем мы пошли в купальню. Кругом густые и зеленые деревья. На выходе из монастыря мы стояли на крутояре. Вниз из-под ног уходит крутейший склон, густо-прегусто поросший разновеликой травой. Внизу — равнина. Панорама — до горизонта. Причем видимость — километров на 20 вперед. Перед глазами — бескрайний волнистый зеленый травянистый бархат. Завитки узкой речки Сирены. Однородность ярко-зеленой бархатной поверхности земли нарушают темно-зеленые кучерявые шарики деревьев, которые обрамляют только берега речки. За ними до горизонта — снова луговое раздолье с островками леса. Это невероятный природный ландшафт, явно не типичный для русских равнин. Мы подошли к купальне. Чтобы в нее спуститься, надо преодолеть 240 ступенек. С молитвой к Пресвятой Богородице мы окунались в ледяную воду. Сначала было холодно, но потом стало по молитвам к Богородице теплее. Жаром окинуло все тело, кажется, каждая клеточка тела откликнулась на Живоносное действие священного источника.

Мы вернулись к храму. Внутри он тоже огромный и просторный, с высоченным сводчатым потолком, без росписей, вытянутый по прямоугольному, с колоннами и арками по бокам — и чем-то похож на бальную залу. Здесь, в Казанском соборе, находятся две святыни монастыря: икона Казанской Божией Матери и икона Божией Матери Спорительницы Хлебов. Экскурсовод нам рассказала, что монахини, как в годы процветания обители, вышивают золотыми нитями хоругви, плащаницы и парадные облачения, пишут иконы и расшивают оклады для них бисером. Работают чеканная и витражная мастерские. При обители возделываются обширные огороды, есть пасека и скотный двор. Мы удивились обилию цветов на территории монастыря, ухоженному саду и, конечно, замерли от изумления перед иконами храма. В соборе при мерцающих свечах вышитые иконы переливаются, мерцают. Когда золотые нити и драгоценные камни отражают блики, кажется, что лики святых оживают. Это действительно завораживает.

И снова в дорогу. Два дня пролетели кратким мигом. Обилие информации, исторических фактов, цитаты Святых Старцев, писателей, поэтов — этим была наполнена наша экскурсия. Очень понравился чистый литературный язык нашего экскурсовода, ее гордость за родной край.
В ходе паломничества меня поразила одна вещь… Идешь в часовню или к мощам оптинских старцев с намерением просить о чем-то. А приходишь, и почему-то просить уже ни о чем не хочется, хочется просто стоять рядом, без всяких мыслей, и так хорошо…
Уезжая из Оптины, я поняла, что провела здесь два необыкновенных дня! Ни один из них ни с чем сравнить нельзя. Трудно сказать, много это или мало. Покажет время. Но забыть их будет невозможно, это факт!

В. КРИВОШЕЕВА,
преподаватель ЧХТТ.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *