ЖИЗНЬ ПО ЗОВУ СЕРДЦА

Есть такая колумбийская народная притча, что «моя судьба — мой характер». Встречаясь со многими людьми и выслушивая их жизненные истории, все больше и больше убеждаюсь в том, как это верно. Другое дело, как, в каких обстоятельствах и условиях формируется этот характер.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Жизнь Людмилы Ивановны Монаховой внешне вроде бы и неприметна: всю жизнь проработала на «Полимере» (АО «Промсинтез») в одном и том же цехе. В 47 лет можно было бы уйти на пенсию по выслуге, но она продолжала работать вплоть до нынешнего года, хотя начальство просило ее и в этот раз остаться. Людмила Ивановна имеет двух дочерей, трех внуков. У младшей дочери дети еще маленькие, 8-и и двух с половиной лет, надо помочь молодой семье, решила она.

Страна оценила добросовестный труд женщины — оператора дистационного управления производственным процессом. В 1986 году наградила орденом Трудовой славы III степени, (оператор Монахова постоянно была победителем социалистического соревнования, ударником пятилеток). Этим летом в большом зале Дворца культуры имени Чапаева Людмиле Ивановне Монаховой была вручена Почетная грамота от губернатора Самарской области и именные часы с дарственной надписью.

ДЕРЕВНЯ

Родилась Людмила, а фамилия у нее тогда была Прохорова, в Калужской области в деревне Думиничи, где и прошло ее детство, счастливое, как считает она сама, хотя достатка в те послевоенные годы практически ни у кого не было. В семье было четверо детей, старший брат и три сестры, она младшая. Брат родился в 1941 году, когда отец, Иван Михайлович, уже был на фронте и не увидел своего первенца. Но судьба к нему была благосклонна, он вернулся с войны, даже без ранения, но с орденом Красной Звезды и множеством медалей. После войны в семье Прохоровых появились практически одна за другой три дочки: в 1949-ом, в 1950-ом и она, Людмила, — в 1952-ом. Иван Михайлович вернулся на свой родной завод, где до войны работал слесарем: рядом с их деревней был рабочий поселок и чугунолитейный завод. Вот там-то отец и проработал всю жизнь, не считая, конечно, фронтовых лет.

Когда Людмиле было 10 лет, отца не стало, но она хорошо его помнит. И как ходили с ним за грибами, собирали клюкву, чернику. Два километра около их деревни длился смешанный лес. Отец ходил осторожно и объяснял своим девочкам, что здесь, в лесу, формировался партизанский отряд, в деревне стояли немцы, которые хотели уничтожить партизан, поэтому могли остаться снаряды или даже мины, которые саперы могли и пропустить. Вездесущие школьники еще долго после войны находили снаряды, пули, были и трагические случаи взрывов. Воспоминания детства связаны у Людмилы Ивановны со вкусом клюквенного варенья, пирогов с черникой и соленых грибов. Так вкусно умела делать это только мама, Мария Федоровна. Несмотря на изнурительный труд в колхозе (она работала дояркой), не менее трудоемкую домашнюю работу, заботу о детях, прожила Мария Федоровна 85 лет. Из своего дома в Думиничах так и не захотела уехать, хотя дети и звали к себе. До последнего работала в огороде.

Четыре класса Люда окончила в деревенской школе, а в 5-ом стала ходить пешком в поселковую школу. Окончила 8 классов, надо было думать — что делать дальше. Тетя девочки, родная сестра ее мамы, каждое лето приезжала погостить к ним из Чапаевска, потом и вместе со своими мальчиками, сыновьями. Она-то и стала звать девочку в Чапаевск, поступать в химико-технологический техникум. Марии Федоровне было жалко отпускать дочь, боялась за нее, лет-то ей всего 15 было. Но сестра уговорила.

ТЕХНИКУМ

Экзамены — математику, диктант — девочка сдала хорошо, и ее приняли на факультет 0820. Тогда ведь Чапаевск был городом закрытым, и заводы все были номерными, а эта цифра означала, что, отучившись четыре года, Люда станет техником-технологом по производству взрывчатых веществ. Тетя, Марфа Федоровна Спиридонова, жила в бараке на улице Клинической, где у нее было две комнаты. «В тесноте, да не в обиде», — всегда говорила она и к Людмиле относилась как к родной дочери. Эта добрая и отзывчивая женщина сыграла и в дальнейшем большую роль в судьбе Людмилы.

Все непривычно было в этом новом для Люды мире. Уже не было деревенского простора, чистого воздуха, да и с черчением сначала в техникуме не ладилось. Но потом и ее городская жизнь вошла в свою колею, хотя по деревне, своему дому скучала сильно. Несмотря на то, что до Думиничей добираться было трудновато (с пересадкой в Москве), на летние и зимние каникулы, иногда вместе с двоюродными братьями, она все-таки ездила на родину. Эти поездки сначала ей были нужны просто как глоток свежего воздуха.

Студенческие годы пролетели быстро. Людмила была общительной девушкой, стала активно участвовать в общественной жизни техникума. Когда стала приближаться дипломная пора, очень хотела, чтобы распределение ей дали поближе к дому. Но ей дали направление на химзавод, в цех № 5(сейчас цех № 3) аппаратчиком. А что такое ходить в четыре смены, когда молодость берет свое и ночью всегда хочется спать… Хорошо, что хоть был дежурный автобус, но не дай бог на него опоздать…

СЕМЬЯ

Человек ко всему привыкает, стала привыкать к Чапаевску и Людмила. Обзавелась подружками, да и в цехе, на заводе кипела комсомольская жизнь. Лыжный кросс — Людмила на старте, эстафета — она в легкоатлетической команде. Их цех всегда занимал первые места в спортивных соревнованиях. Да тут еще и молодой человек появился у девушки — Владимир Монахов. Где познакомились? Как многие в те годы, на танцах в ДК имени Горького. Симпатичная девушка приглянулась молодому человеку. Володя работал на 102-ом заводе, они стали строить планы совместной жизни. А вскоре сыграли и свадьбу. Молодым сначала дали комнату в доме по улице Орджоникидзе в коммунальной квартире, через некоторое время получили квартиру на улице Клинической.

Тогда завод химических удобрений активно строил жилье для своих работников. Дочка уже подрастала, в семье был мотоцикл с люлькой, они часто выезжали на природу, ходили в лес, собирали грибы, (эту увлеченность Людмила Ивановна сохранила с детства на всю свою жизнь). Потом им дали участок, и в семье появилась дача, где все охотно работали — сажали, собирали урожай. Казалось, что их семейному счастью не будет конца: старшей дочке исполнилось 10 лет, Людмила была беременной, они ждали второго ребенка. Но беда уже поджидала на пороге, хотя и приходит она всегда неожиданно…

ТРАГЕДИЯ

Все помнят, какой страшный дефицит был в стране в 90-ые годы, Чапаевск не был исключением. Володя курил много, но мечтал бросить. А на сигареты был особый дефицит, откуда-то узнал, что в Прибое можно приобрести эти злосчастные сигареты. Поехал туда на своем мотоцикле. Когда возвращался, на него и наехал грузовик, смял и люльку, и водителя. Позвонили из милиции жене, сообщили и об аварии, и о том, что Володя погиб на месте. Можно представить в этот миг состояние беременной женщины? Его и описать трудно. Врачи советовали избавиться от ребенка, никто не гарантировал, что после таких переживаний он может родиться нормальным, да и за состояние здоровья матери очень сильно беспокоились.

«Как избавиться? Ведь малышу в ее утробе уже шесть месяцев», — недоумевала Людмила. И других советчиков было много. Но она слушалась только своего сердца. И оно ей подсказывало, что нельзя этого делать. И не только потому, что это грех, но ведь это еще и ребенок Володи, муж ей не простит. Знала, что впереди ее ждут трудные годы, ведь ясно, что поднимать одной двоих детей очень нелегко. Но какое это было счастье увидеть свою родившуюся младшенькую здоровой и красивой. Марфа Федоровна в эти трудные годы жизни всегда была рядом с любимой племянницей. «Если бы не она, — вспоминала Людмила Ивановна, — я бы вообще не знала, что делать».

В год отдала Светлану, так она назвала младшую дочь, в ясли и вышла на работу — семью ведь нужно было кормить, дочек учить. И откуда только силы брались у Людмилы Ивановны? Она так и не смогла ответить на этот вопрос. Но девочки выросли, получили высшее образование, всего, по словам мамы, добились сами.

ДОЧКИ

Старшая, Лариса Владимировна, окончила плановый институт, сейчас она коммерческий директор крупной фирмы в Самаре. Первые пять лет, когда она начинала карьеру в губернском городе, ее дочка Катюша в основном жила в Чапаевске с бабушкой. Но когда дела у Ларисы с работой стали налаживаться, она купила в Самаре квартиру, дочку забрала к себе. Сейчас старшей внучке Людмилы Ивановны 25 лет, она окончила институт связи, живет в Санкт-Петербурге, работает там по специальности, а мама помогла ей там купить квартиру.

Светлана Владимировна тоже окончила плановый институт. Ей в этом году будет 35 лет, старшему сыну Диме Брехову 8 лет, он учится в школе № 22 . А младшей в семье Бреховых Дашеньке всего два с половиной года. Зятем, по словам Людмилы Ивановны, она довольна. Он работает на железной дороге машинистом, ходит в рейсы на дальние расстояния, так что иногда по несколько суток не бывает дома, дочка тоже работает, в администрации города. «Надо помочь», — решила бабушка, наверное, сердце ей подсказало.

БАБУШКА

— С 1 августа этого года сижу на пенсии, — рассказала Людмила Ивановна. — Первые две недели все время сны снились про работу, как в черно-белом кино. Вот моя мастерская, вот надо план срочно делать. Или как мы, шесть человек, ездили учиться в Бийск, когда началась в цехе реконструкция оборудования и стали внедрять аппараты по производству ВВ большей мощности. Вся наша жизнь, можно сказать, прошла на производстве. Мы и дружили семьями с теми, с кем работали, и до сих пор дружим. Например, с Татьяной Дашковой, Оксаной Скомороховой. Вместе в баню ходим — любим попариться. А по грибы на велосипедах езжу вместе со Светланой Санталовой.

Судя по интересам Людмилы Ивановны, бабушкой ее окончательно назвать еще нельзя. Хотя она сейчас и исправно выполняет эти обязанности — отвести Дашу в детский сад, вечером забрать ее, Диму проводить в бассейн. Или еще в какую -то секцию. А внуки обожают свою бабушку, она, так же как и они, любит щенят, котят, всякую живность. На даче, а она у нее на Гусинке, куда Людмила Ивановна тоже ездит на велосипеде, всегда работы много. А какое удовольствие походить там босиком по земле!

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Деревня Думиничи все так же стоит на реке Жиздра, которая впадает в Оку. Все на той же улице стоит их родительский дом. В нем теперь никто не живет, но в деревне родни осталось много. Последний раз Людмила Ивановна там была 2 года назад. Вокруг дома выросли современные коттеджи. Родные обрадовались ее приезду, наперебой звали к себе в дом, но она сказала, что остановится в доме родителей. Переступила порог, и такие воспоминания нахлынули сразу…

Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото из семейного архива.

НА СНИМКЕ: все члены семьи Людмилы Ивановны — заядлые грибники. В этот заход она была со старшей дочерью и внучкой Катей.

изображения не найдены

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *