ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

Прежде чем озадачиться готовностью ребенка к школе, важно задать себе вопрос: «А мы, родители, готовы к новому школьному этапу в жизни нашего ребенка?» Первый год обучения можно сравнить с первым годом после рождения ребенка, который открывает для себя новый мир под названием «Школа», а мы — проводники, от которых требуется ответственность, много времени, выдержка и терпение, умение психологически подготовить ребенка к школе.

Психологическая готовность

Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Она формируется на протяжении всего дошкольного детства и включает в себя интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и мотивационную готовность. К первому классу каждый ребенок в той или иной степени должен овладеть этой готовностью. Коротко остановимся на каждой из них.

Социально-психологическая готовность:

— гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение устанавливать контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем);
— развитие потребности в общении;
— умение подчиняться правилам и нормам;
— умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Личностная готовность:

— позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе;
— развитие познавательных критериев, любознательности;
— развитие желания ходить в школу;
— произвольное управление своим поведением в соответствии с нормами и правилами;
— объективность самооценки.

Мотивационная готовность:

— наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
— минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам;
— эмоционально-благополучное отношение к школе.

Во многом от нас, родителей, зависит насколько ребенок безболезненно и успешно войдет в учебную деятельность. В связи с этим позвольте дать вам несколько практических советов.

1. Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

2. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
Успехи в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, как у взрослых.

3. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. Родители с благими намерениями, стремясь предупредить детей о предстоящих неприятностях, говорят: «В школу не возьмут», «Двойки будут ставить…», «В классе засмеют…» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

4. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

5. Помогите обрести чувство уверенности в себе.
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.
На прогулке вы зашли куда-то перекусить, предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.
Чем больше ребенок может сделать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями).

7. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов на выходные дни — еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

Педагогическая готовность

Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться в новой для него обстановке.

К семи годам ребенок должен уметь:
правильно произносить все звуки языка;
выделять первый и последний звук в слове;
делить слово на слоги;
определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
придумывать слова на заданный звук;
повторять слоговую цепочку, типа: па — ба — па;
сливать звуки в слог;
определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова -предлоги.
В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду.

Вас должно волновать:
насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, где и кем работают родители и как их зовут;
что знает о свойствах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и т. д.), может ли назвать дни недели, времена года;
сформированы ли у него слова-обобщения; умеет ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Занимайтесь с ребенком ежедневно 30 минут, но не заменяйте живое общение просмотром телевизора, готовыми интернет-играми:
развивайте мелкую моторику ребенка.
заучивайте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.

Трудно перечислить все те знания и умения, которыми должен владеть ваш ребенок перед поступлением в 1 класс.

Но вам следует помнить, уважаемые взрослые, что ребенок не рюкзак, не шкаф в который нужно складывать те или иные знания, а что конкретное содержание различных образовательных областей детей старшего дошкольного возраста зависит от их индивидуальных особенностей и может осуществляться в различных видах деятельности, таких как:

игровая,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская,
приобщение к художественной литературе,
самообслуживание и элементарный бытовой труд,
конструирование из различных материалов, включая конструкторы, модули, бумагу, природный материал,
музыкальная деятельность, которая включает восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игры на музыкальных инструментах музыкально-ритмические движения и т. д., и, наконец,
двигательная деятельность детей.

Успехов вам, дорогие взрослые! И пусть новая ступенька в жизни вашего малыша будет радостной и успешной! Любите своих детей!

И. СЕМЕНОВА,
педагог-психолог,
Е. ЛОХАНИНА,
учитель-дефектолог,специалисты ГКУ СО «ЦДИКСО» Чапаевское отделение.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *