ПУТИ ИХ СОШЛИСЬ В ТОЧКЕ, ИМЯ КОТОРОЙ ВОЙНА

Со страниц семейного альбома на меня смотрят самые родные лица. Молодая пара — военный, гвардии майор, и стоящая рядом молодая женщина. Только что снята шинель, по-европейски модный бархатный берет, наконец-то уложенные косы, дорогие серьги — первый послевоенный подарок. Лица победителей выглядят достойно и счастливо. На обратной стороне фотографии запись: «Кронштадт, 1946 г.»

Встреча на всю жизнь

Познакомились они — Анастасия Савкова, медсестра 301 медсанбата 307 стрелковой дивизии и гвардии майор артиллерии, замполит 365-го артполка 307 дивизии, 1 мая 1945 года, и этот день останется у них в памяти на все годы их жизни. Наверное, такими, какими мы их видим на снимке, они были и на первом своем совместном званом ужине. Долгое время хранился в нашей семье пригласительный билет, подписанный командиром дивизии генерал-майором Далматовым: «Гвардии майору Брагину. Приглашаем Вас на офицерский ужин по случаю 4-ой годовщины со дня формирования Новозыбковской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии. Ужин состоится 14 августа 1945 года в 18.00 в г. Сувалки (ул. Вагнера, 47)».

А пути их сошлись в точке, имя которой «война».

Артиллерист и замполит

Иван Николаевич родился в селе Андросовка Колдыбанского района Куйбышевской области. Его семья разделила судьбу «середняков» в двадцатые годы: они оказались раскулаченными и пережили все тяготы колхозной жизни. Когда семья (мать Александра Даниловна и двое детей Иван и Евдокия) переехали на новое место жительства в Чапаевск, Иван окончил двухгодичную вечернюю школу. В 1933 году его призвали в армию, где он получил специальность артиллериста и вступил в комсомол. Вернувшись в Чапаевск в 1936 году в возрасте 26 лет, Иван поступил на работу в комендантское управление завода № 102, где был избран секретарем комсомольской организации. А через три года Ивана Николаевича пригласили на работу в горком ВКП (б) на должность инструктора. Шла вторая пятилетка. Партийные работники дневали и ночевали на работе, обеспечивая выполнение государственных заданий, местные колхозы тоже находились под всесторонним контролем партии.

Из горкома Иван Николаевич в числе первых сотрудников в 1941 году был послан на фронт. Направлен в 321 отдельный зенитный артиллерийский дивизион 117-ой дивизии. Это был Юго-Западный фронт, где он пробыл до октября 1941 года. Далее был назначен командиром дивизиона 7 гвардейского артполка Донского фронта. С ноября 1943 по март 1946 года Иван Николаевич был заместителем командира по политчасти 365 отдельного истребительного противотанкового дивизиона 207 дивизии в составе II и III Белорусских фронтов. К этому времени имел уже две контузии. Первая была получена 18 февраля 1942 года, вторая — 15 июня 1942 года на Сталинградском фронте. Он вспоминал, как лежал в госпитале: «Очнулся, окно было открыто, мимо проходил женский батальон и пел песню «Священная война», которую он тогда и услышал впервые. Сердце перехватило от таких слов. Вся палата молчала, даже не были слышны стоны тяжелораненых. Среди наиболее сильных впечатлений в нашей семье сохранились две истории, рассказанные дедом: как они брали немецкого «языка» (ночью ползли по-пластунски через мост и сняли охрану) и переправа через Днепр».

Особенно трудным было второе испытание. Рожденный в степной зоне, Иван так и не научился плавать. Но дело было не в страхе, а в общем потоке движения. Представьте: широкий Днепр, ночь, плоты, пушки, которые спускали на плоты в первую очередь, а сами все плыли в воде, кто как мог. Выжил чудом, добравшись до берега на каком-то бревне. Испугаться не успел. На берегу уже ждало начальство, готовое учинить разнос. Кроме того был плотный артобстрел, да и убитых нужно было предать матушке-земле. После переправы заболел сильно от переохлаждения, но не жаловался — было стыдно. Не обращая внимания на высокую температуру, в составе 50-ой армии продвигался вперед.

Вернувшись в Чапаевск, И. Н. Брагин продолжил партийную работу, занимая разные посты, в том числе и на наших оборонных заводах.

Фельдшер и медсестра

У каждого свой путь к Победе. От начала до конца прошла его и Анастасия Савкова. Окончив медицинский техникум в г. Макеевке, работала в аптеке, потом фельдшером медпункта шахты «Холодная балка». Начавшаяся война сняла с места всю ее семью — пришлось переехать в Ливенский район Оренбургской области на родину отца девушки. Вот такие воспоминания о тех днях хранят письма и записи в дневнике бабушки: «21 июня 1941 года спала после смены и услышала плач, крики «война!». В первый же день в поселке было все разбито и разграблено. Наша амбулатория растащена. Надя, моя подруга, тут же ушла домой, а я жила еще неделю, пока за мной не пришел мой отец (медпункт был в 13 километрах от дома). Отец пошел в город менять вещи на хлеб и табак и тут же вернулся и сообщил, что в городе немцы, расклеены объявления о переучете специалистов, надо уходить. В ту же ночь с заплечными мешками двинулись в путь. Поход начался летом, а дошли мы до Орловской области только к ноябрю — голодные, холодные, оборванные и ограбленные. Попали в самое пекло: то немцы бомбили наших, то наши — немцев… В доме у тетки ни крошки хлеба — рыли в полях мерзлую картошку и таскали из леса бревна на себе. В январе 1942 года немцы из Ливен были изгнаны, а в мае в село вошли наши войска».

Вскоре Анастасия стала медсестрой 301 медсанбата 307 стрелковой дивизии. Запись из дневника: «Все было дико, непривычно. Плакала над каждым раненым. Сначала была в сортировочном взводе, где меня поддерживал старый фельдшер Белокринкин, а потом стала хирургической сестрой».

Санбат был первой линией приемки и сортировки раненых. Операционные развертывали на 6 — 10 столах. Хирурги все были мужчины, девчонки боялись их как огня, особенно главного. Завидовала Анастасия тем, кому попадались раненые в живот. А при челюстных ранениях паниковала: полголовы нет, а он живой. Руки дрожали. Еле привыкла. Из записи в дневнике: «Голод, холод, а то и жара, тяжесть, отсутствие сна, сдача крови в обязательном порядке. Каждую свободную минуту помогала прачкам катать бинты. Переболела тифом. Казалось, что дальше уже и жить нельзя…» В общем со своим медсанбатом в составе III Белорусского фронта Анастасия прошла с боями, а значит, с тысячами раненых: Орел, Брянск, Белоруссию, Польшу, Кенигсберг. 9 мая в 2 часа ночи в окрестностях Кенигсберга она встретила Победу.

«В сентябре я приехала в г. Сумы, а в октябре мы все разъехались по домам. Меня провожал майор Брагин. Впопыхах он забыл отдать мне проездной билет, и я ехала на Украину «зайцем». По его отношению ко мне все говорили, что это моя судьба. Я не верила, пока дважды он не посетил меня — первый раз проездом в Кронштадт, где он служил, потом 15 ноября 1946 года приехал снова. Я уехала с ним. Наш брак мы записали 1 мая 1945 года, по его просьбе в память о нашей встрече.»

Недолго они оставались в Кронштадте. От войны устали оба. Хотелось на Большую землю, говорили о доме, о счастье жить без обстрелов, о будущей работе. По взаимному согласию приехали в Чапаевск. Анастасия Ильинична с 1947 года устроилась в родильный дом, где и проработала всю жизнь до ухода на пенсию.

Война свела судьбы этих двух людей. Они остались верны своей любви до конца дней. И Иван Николаевич, и Анастасия Ильинична были преданы Родине. Везде, где бы ни работали в послевоенное время, они честно выполняли свой долг, как истинные патриоты. Когда я родился, дедушки уже не было в живых, а бабушка воспитывала меня с пеленок, так как мама работала учителем в школе и много сил и времени отдавала своим ученикам. Бабушка мне и рассказывала много о войне…

Максим БРАГИН,
г. Москва.

В 1942 году Иван Николаевич был награжден орденом Красной Звезды, в 1943 — медалью «За оборону Сталинграда», в 1944 — орденом Красной Звезды, в 1945 — орденом Отечественной войны II степени и множеством медалей и благодарностей Верховного Главнокомандующего.
Анастасия Ильинична награждена медалью «За боевые заслуги», орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, множеством медалей.

Об авторе:
Максим Брагин родился и вырос в Чапаевске. Учился в школе № 2. Одновременно окончил музыкальную школу № 1 по классу баяна, потом Самарское музыкальное училище, Саратовскую консерваторию, но уже по классу вокала, продолжил музыкальное образование в Московской академии хорового пения. Сейчас работает в государственном академическом русском хоре имени Свешникова, солист.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *