И В РАДОСТИ, И В ГОРЕ ­ВМЕСТЕ

Наверное, символично для города, что на том месте, где сегодня находится здание ЗАГСа, в 50­ые годы была танцплощадка, куда стекалась молодежь со всей округи. Играл духовой оркестр, танцевали пары, и многие потом шли скреплять свою любовь брачными узами в ЗАГС, но он в те годы находился в другом месте. На этой известной старшему поколению танцплощадке и познакомились Евгений и Раиса. «Я как заглянула в его голубые глаза, ­ рассказала Раиса Семеновна, ­ и все ­ пропала». Евгений Федорович сидит рядом в красивой летней беседке, увитой виноградом, смотрит на супругу и загадочно молчит. Можно представить, какой симпатичной была Раечка девчонкой. Да и сейчас эта приятная супружеская пара Ширялкиных, прошедшая рука об руку вместе 60 лет, пережившая и радости, и горе, полна энергии, интереса к жизни ­ дом в идеальном порядке, в ухоженном саду созревают фрукты, овощи, в доме часто бывают дети, внуки, родственники, друзья. В общем, жизнь кипит. А 13 августа, когда Раисе Семеновне исполнится 81 год, а их браку ­60 лет, здесь будут звучать бесконечные поздравления и пожелания.

Послевоенное детство

В 45­ом ему 9 лет, ей ­ 7. У детей этого поколения была свежа память о войне. Отец Евгения, Федор Григорьевич, вернулся с фронта. В 1939 году его по спецнабору вместе с другими призывниками отправили в Брест на строительство укрепрайона, там он и встретил войну. Прошел с честью нелегкие фронтовые дороги, был водителем и нередко попадал в сложнейшие ситуации, когда стоял вопрос между жизнью и смертью. Но выжил, до конца жизни проработал в автохозяйстве. Мария Ивановна, в девичестве Куликова, родом из села Андросовка. Когда мужа призвали, осталась одна с тремя сыновьями, в том числе и с пятилетним Евгением. На ее плечи, как и на плечи всех женщин страны, легли все тяготы военного времени.

Есть такое село Сестры в Саратовской области, где протекает река Иргис и где в 1938 году в многодетной семье родилась девочка, которую назвали Раисой. Раиса Семеновна рассказала, как бедно жили после войны: «Чтобы с голоду не умереть, собирали в лесу желуди, а с 13 лет школьников привлекали после уроков для работы в колхозе. Приходилось и на веялке поработать, и на овощном поле. Особенно запомнилось, как мы выращивали табак для государства. А летом наравне со взрослыми работали и в поле, и на току. Работали, как мы тогда называли, за «палочки». А еще дома был большой огород, скотина, и за всем этим тоже уход требовался ­ деньги­-то за работу в колхозе нам никому не давали, а обувь, одежда детям были нужны, вот и продавали почти все, что получали со своего хозяйства». Так что трудолюбие как таковое никто не воспитывал, время той поры было главным воспитателем.

На пути к встрече

Как Раиса в конце 50­х годов оказалась в Чапаевске? Окончила в деревне 10 классов, решила учиться дальше и поехала в город, где у нее в соцгороде в своем доме жила старшая сестра с мужем и двумя детьми. А поступать в торговый техникум ей посоветовала соседка, Анна Васильевна Соколова, которая работала заведующей магазином у них в соцгороде. Вскоре Раиса устроилась продавцом в молочный магазин на улице Артиллерийской. И так Раиса Семеновна всю жизнь проработала в торговле, впоследствии ­ заведующей магазином.

Евгений Федорович тоже начал работать рано, до армии успел потрудиться на заводе № 5 в Новокуйбышевске монтажником линии электропередач. В 1955 году его призвали в армию. Служил в Германии, много о службе не рассказал, сообщил только, что был танкистом, заряжающим, на известном и сегодня Т­34. Вернувшись, вместе с отцом решили, что Евгению следует продолжить династию водителей, и он устроился в этот же автокомбинат, где работал его отец. А потом судьба столкнула молодых людей на танцплощадке и связала их жизни на целых 60 лет.

Молодоженам было нелегко в первые годы совместной жизни. Представьте себе тринадцатиметровую комнату, где жили родители Евгения и его два взрослых брата. Сюда и привел новоиспеченный муж молодую жену, к тому же, кухня была общая, еще на три семьи. И ничего, уживались. Сегодняшним молодым поколениям, многие из которых не уживаются с собственными родителями, наверное, трудно это представить. Но тогда, то ли люди были более доброжелательными друг к другу, то ли больше уважали своих родителей, то ли время было такое, что, несмотря на все беды и трудности, народ в своем большинстве не озлобился. И вот эту порядочность в отношениях, трудолюбие, честность супруги Ширялкины пронесли через все годы совместной жизни и сохранили первоначальную трогательность отношений.

Преодолимые трудности

Раиса Семеновна с благодарностью вспоминает свою свекровь Марию Ивановну, очень добрую женщину, которая много помогла ей в воспитании детей. В 1960 году родился первенец Александр, а через два с половиной года ­ второй сын Вячеслав. «Тогда декретный отпуск был два месяца, а дальше ­ выходи на работу, ­ вспоминала Раиса Семеновна. ­ Муж водитель, все время в командировках. Если бы не его мама, не знаю, как бы мы тогда справлялись. Она и потом, когда дети пошли в школу, много внимания уделяла их воспитанию. Во многом благодаря ей они и выросли такими умными, добрыми, трудолюбивыми».

У читателей может сложиться впечатление, что все годы совместной жизни были в семье безоблачными, что супруги никогда не ссорились. «Конечно, нет, ­ снова вступила в разговор Раиса Семеновна (а супруг, кстати, только молча смотрел на нее преданными глазами). ­ По молодости ссорились, в основном из­за его бесконечных командировок. Мне казалось, что он не все мне рассказывал, думала, вдруг он кого-­то нашел там. Но и быстро мирились». Здесь можно добавить, что самым честным и справедливым судьей во всех таких ситуациях была, наверное, любовь. Именно она помогала выжить им и в трагические минуты.

Беда постучалась в дом

Супруги радовались успехам своих сыновей и в учебе, а потом и на работе. Старший сын Александр окончил военное ракетно-­зенитное училище, дослужился до подполковника. Но когда в 1996 году в армии начались сокращения офицерского состава, попал под сокращение и Александр. Ушел в отставку в 39 лет. Вячеслав также успешно окончил ТУ­-16, работал по специальности на «Полимере». Когда предприятие развалилось, так же как его дед и отец, устроился на автокомбинат. К сорока годам у Вячеслава уже было двое детей, и бабушка с дедушкой не могли нарадоваться на них. Счастливы они были, что и такая хорошая жена Наташа у их младшего сына. Ничего не предвещало беды. И вдруг прибегают с работы и сообщают, что Славик погиб. Сначала никто не поверил, все подумали, что это ошибка. Но оказалось правдой. Он ремонтировал свой КАМАЗ, лежал под машиной, а дальше КАМАЗ вдруг осел на человека, выжить было невозможно.

Как рассказывали друзья Вячеслава, его очень уважали на работе и коллеги, и руководство. Не случайно проводить в последний путь Вячеслава Евгеньевича пришло около ста пятидесяти человек. Его дети выросли, сейчас у него один внук и одна внучка, которых он не увидел. Наташа бережно хранит память о муже, рассказывает внукам об их дедушке.

Вот уже 17 лет прошло, как его нет с нами, ­ делится Раиса Семеновна, ­ а я все никак не могу пережить это горе. Днем еще как-­то забываюсь за работой, а ночью все думаю, думаю о нашем сыночке и плачу. Если бы не мой Евгений, который всегда рядом, я бы, наверное, не пережила это горе. Наташе мы всегда помогали и до сих пор помогаем. Я ей даже иногда говорю: «Наташа, нашла бы ты мужчину, вышла замуж, что одна маешься». Она в ответ: «Такого, как Славик, больше нет и не будет…»

Теперь уже не только внуки нередко заглядывают в этот гостеприимный дом на Ломоносова, но и правнуки, которых у Ширялкиных уже четверо.

Земля лечит

Дом в свое время строился на два хозяина. В другой половине сейчас живет Александр с семьей, хотя по программе «Жилье для военнослужащих» он получил квартиру. Но, по словам родителей, их старший сын любит этот дом, где прошло его детство, любит землю, да и родителей одних без присмотра оставить не хочет. Работает на гражданке, на химплощадке. Хотя всегда и во всем помогает родителям, но перед весенними посадками просит их, чтобы уж так много не сажали, здоровье уже не то. Но сад, огород ­ это их стихия, это их жизнь, как считают они. «Земля нас лечит!» ­ задумчиво произносит Евгений Федорович.

Продавать, ничего не продают, часто угощают внуков, правнуков, родственников, друзей, знакомых. Раиса Семеновна часто посещает Никольский храм и там угощает своим урожаем прихожан. В Нагорном поселке у нее живет родная сестра, которой 84 года, нередко просит Александра отвезти ей овощи, фрукты. Родители не нарадуются на своего старшего сына ­ не было случая, чтобы он когда-­либо отказал выполнить какую-­то их просьбу. Видно, они с женой, тоже Наташей, такие же добрые и внимательные, сердобольные, как и его родители. Больная 80-­летняя сестра Раисы Семеновны осталась одна в их деревне, супруги Ширялкины перевезли ее в Чапаевск, купили ей дом рядом и постоянно ухаживали за ней. Мама Раисы Семеновны последние годы своей жизни доживала у них в доме. Когда сломала шейку бедра, вставать уже не могла, тогда Раиса даже перевелась на работу в магазин, который поближе к дому, чтобы не оставлять ее без присмотра. Мама дожила до 93 лет.

Кладбище на родине Раисы Семеновны в селе Сестры супруги тоже посещают вместе, там много захоронений ее родственников. Последний раз приехали, посмотрели на родной дом, откуда никто не вышел, подошли к колодцу, напились родной водицы и направились на кладбище. «А какая у нас там вода! Такой ­ нигде нет!» ­ произносит Раиса Семеновна.

После того, как отпразднуем свою бриллиантовую свадьбу, отправимся с Раисой в путешествие на теплоходе по Волге до Казани, ­ в завершение нашего разговора доверительно сообщает Евгений Федорович, ­ сын позаботился.

Людмила ДЕШЕВЫХ.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *