НА ПОРОГЕ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

Взросление ­ это очень серьезный момент в жизни каждого человека. Хорошо, если рядом с юношей или девушкой, оказавшимися на пороге взрослой жизни, родители или близкие люди, советы которых им могут помочь. А если их нет? И подросток выходит из детдома, приюта или интерната и сразу окунается в незнакомый взрослый мир?

Изучили ситуацию

Вот над этим мы и задумались в первую очередь, ­ сообщила спикер проекта «На пороге взрослой жизни», который стал первым победителем конкурса 2018 года Фонда президентских грантов, Светлана Ивановна Полдамасова. ­ Специалисты благотворительного фонда «Радость» серьезно изучили эту проблему в Самарской области. Она действительно есть. А у нас есть опыт такой работы.

Этот разговор со Светланой Ивановной мы вели в Чапаевске в социальной гостинице по адресу Пролетарская, 3, куда в этот день съехались все заинтересованные лица, чтобы посмотреть, как реализуется проект фонда «На пороге взрослой жизни». Две квартиры в многоквартирном доме по данному адресу были приобретены еще в ходе реализации предыдущего проекта, тоже связанного с социализацией лиц из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Именно эти категории детей сталкиваются с проблемой неконкурентности в обществе и являются чаще всего неприспособленными к жизни. В ходе нового проекта это жилье стало использоваться как «адаптационные квартиры».

В тренировочной квартире

Пока ждали группы девятиклассников из образовательного учреждения для детей­сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья из Садово­Дачного поселка, удалось поговорить с социальным педагогом Екатериной Вячеславовной Детиной, которая в рамках проекта работает с выпускниками этого интерната, и психологом Наталией Сергеевной Кошуловой. После того, как дети сдадут выпускные экзамены за 9 класс, они покинут это учебное заведение. Но до этого момента, по словам психолога, с будущими выпускниками проводится большая работа по их социальной адаптации, и в первую очередь она касается профориентации. Приглашаются бывшие выпускники, которые знакомят подростков с профессиями, проводится тестирование, разбираются, проигрываются различные жизненные ситуации и так далее. Когда каждый определится, в какой колледж, училище пойдет, взрослые начинают заниматься их судьбой ­ чтобы в учебном заведении было общежитие, стипендия, чтобы подростки быстрее адаптировались в новом для них социуме.

В интернате в этом году два выпускных класса, определены группы, которые по графику посещают эти тренировочные квартиры.

В тренировочной квартире нам приходилось начинать все с нуля, ­ рассказала социальный педагог Екатерина Вячеславовна. ­ Когда я первый раз встретилась со своими подопечными в этой квартире и поняла, что дети вообще ничего не знают по бытовым вопросам, я очень удивилась, пожалела их и разработала собственную программу по их бытовой реабилитации.

Начала она с очень простых вопросов: рассказала, для чего существует кухня, спальня. Не удивляйтесь, эти дети не жили в семье. Выяснив, что должно быть на кухне, что в спальне, Екатерина Вячеславовна повела детей в магазины, чтобы все приобрести: мебель, посуду и все необходимое для квартиры, то есть для обычного, нормального существования человека. Удивление от общения с этими детьми у нее не заканчивалось. Когда пришли в магазины за покупками, для чего заранее был составлен список всего необходимого, она открыла для себя, что ребята вообще не знают, как себя вести в магазине, как обращаться к продавцам, что спрашивать. Потом этому было посвящено специальное занятие ­ проигрывали ситуации в ролях, кто­то изображал продавца, кто­то покупателя.

Постепенно квартира стала оснащаться с помощью ребят и под руководством социального педагога. Мы ее увидели уже, можно сказать, обжитой, с мебелью, со всеми жизненно необходимыми бытовыми приборами. Постепенно проходила адаптация детей в этой двухкомнатной квартире. Они уже сами открывали подвесные шкафчики на кухне, рассматривали где, что лежит. Одна девочка открыла шкафчик и удивилась: «А это что за решетка, зачем она здесь?» И Екатерина Вячеславовна спокойно ей рассказала, что это сушилка для посуды, как в ней размещать тарелки, как бокалы.

Одно из занятий было посвящено квитанциям на оплату всех услуг в квартире. Сначала познакомились с квитанциями, которые из них за что, подержали их в руках. Потом настало время идти их оплачивать. Сначала, конечно, ребята получили информацию о расчетном центре, где находятся ближайшие отделения, затем пошли платить. В общем, много нового узнали для себя ребята по обычным для нас бытовым вопросам. Екатерина Вячеславовна уверена, что реализуя эту программу, она во многом помогает своим подопечным адаптироваться в их будущей самостоятельной жизни.

Прием гостей

Среди гостей, где хозяевами квартиры были шестеро воспитанников школы­интерната, в этот день находились также заместитель главы г. о. Чапаевск по социальным вопросам Екатерина Владимировна Анисимова, руководитель комитета социального развития, семьи, опеки и попечительства администрации г. о. Чапаевск Оксана Александровна Быкова, которая и предложила обыграть ситуацию, когда хозяева встречают гостей. Дети под руководством Екатерины Вячеславовны с большой охотой начали готовить стол для гостей в зале, сервировать его по всем правилам гостеприимства ­ поставили чайные приборы, разложили пирожные, которые принесли гости.

Пока хозяева хлопотали около стола, гости уединились в спальной комнате, чтобы обсудить, обменяться мнениями по поводу того, что они увидели и услышали. Конечно, проект «На пороге взрослой жизни», который реализует на четырех площадках области благотворительный фонд «Радость», очень актуален. Хорошо, что и Чапаевск вошел в этот проект. Его куратор Светлана Ивановна Полдамасова отметила, что они работают в одной связке с комитетом социального развития, семьи, опеки и попечительства Чапаевска, что Оксана Александровна всегда поддерживает все начинания и проекты фонда, которые имеют, как известно, социальную направленность и в отношении защиты детей­сирот, которым нужна юридическая, психологическая и социальная помощь.

Руководитель комитета О. А. Быкова уточнила, что реализация проекта ­ это не единовременная акция, что работа по социализации детей­сирот ведется постоянно в Чапаевске, в том числе и в содружестве с благотворительным фондом «Радость».

Достаточно вспомнить успешно завершившиеся проекты о создании центра социализации лиц из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которого был открыт центр постинтернатного сопровождения. Или проект «Шаг в будущее», благодаря которому 30 человек из числа детей­сирот в течение года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в буквальном смысле слова был проработан весь архив с личными делами тех, кто был старше 18 лет и кто в соответствии со 135 Законом, который только вступил в законную силу, имел право на включение в список на жилье, т. е. пришлось многих детей разыскивать через третьих лиц, готовить исковые заявления и сопровождать в суде. И этот список можно еще продолжать и продолжать.

Но гостей пригласили в гостиную, где за столом общий разговор детей и взрослых принял несколько иное направление. Взрослые интересовались настроем ребят на будущее. Оказалось, что все они уже определились, куда пойдут учиться после того, как покинут стены родного интерната. Герман и Максим сказали, что они пойдут учиться на плотника, Анна и Наташа ­ на соцработника, а Диана хочет стать художником…

Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото автора.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.