ДЕЛО, КОТОРОМУ СЛУЖИТ ДОКТОР СЕРГЕЕВ

Олега Владимировича Сергеева многие жители города знают, как детского эндокринолога, в должности которого он работает с 1997 года. Кто-то вспомнит, что несколько лет он руководил Центром здоровья в Чапаевске в период его становления. В медицинских кругах известно, что Сергеев основал в нашем городе ассоциацию медицинских работников, которая действует вот уже 20 лет, сотрудничает все это время с Гарвардской школой общественного здоровья, выигрывая гранты, преимущественно на научные изыскания. Руководители некоторых предприятий, организаций, учреждений, задействованные в реализации межведомственной программы «Чапаевск — здоровый город — счастливый город», принятой при участии Олега Владимировича, теперь знают, что он — координатор проекта Европейского бюро ВОЗ «Здоровые города» от нашего города. Вступление в это серьезное международное движение произошло тоже с его активным участием. И этот шаг, сегодня мы видим, сыграл положительную роль в имидже города.

Визитная карточка

Но мало, кто знает, что кандидат медицинских наук О. В. Сергеев еще и старший научный сотрудник группы эпигенетической эпидемиологии НИИ физико-химической биологии имени А. Н. Белозерского МГУ. И ясно, что на работу в такой известный научно-исследовательский институт просто так, по знакомству, не возьмут. У Олега Владимировича на настоящий момент более 100 публикаций в российских и зарубежных изданиях, он выступал с докладами, причем на английском языке, на более чем 20 международных конференциях. Исследования, которые он проводит в Чапаевске в течение 20 лет, интересны не только специалистам, они направлены на сохранение здоровья людей, и в частности репродуктивной функции мужского населения нашего города и в целом страны. Теперь эти исследования совпадают и с задачами национального проекта «Демография».

Мы сидели в пресс-клубе редакции, и он спокойно рассказывал о том, чем сейчас занимается. Просто удивительно, как далеко распространяются его жизненные интересы, и как он успевает везде. Правда, старшие сыновья Денис и Павел уже взрослые, имеют высшее образование, работают по профессии, полученной в вузах, а вот дочки 12-летняя Полина и десятилетняя Дарья требуют внимания, хотя большую часть времени девочки проводят в спортивных залах, с раннего детства занимаются художественной гимнастикой и хотят прославиться в этом виде спорта. С женой Екатериной Олег учился в одном классе в средней школе № 2, которая тогда была на Берсоле, и жили они тоже в этом районе.

Истоки интереса к диоксинам

В районе с богатой историей и не всегда счастливой. Это сейчас Олег Владимирович может так резюмировать. А тогда, в детстве, как и большинство мальчишек, он увлекался футболом, часов по пять, если не больше, проводил на улице. А футбольное поле от «Химика» тогда где было? Рядом с оврагом, где протекала Тротилка, так звали ручей коричнево-зеленого цвета с отходами химикатов. Иногда детвора говорила: «Пошли на Байкал в футбол играть». Это было даже не озеро, а техническая лужа. И вот там он с другими мальчишками играл в футбол. В таких экологических условиях росло не только поколение Олега Сергеева. Тогда ведь мало кто задумывался о ненадлежащей экологической обстановке на Берсоле.

Дедушка Олега — Степан Яковлевич Сергеев, сирота, воспитанник детского дома, после окончания химико-технологического техникума (у них был один выпуск с бабушкой) с 1932 года работал на заводе № 102, который, как известно, был тоже на Берсоле. В годы Великой Отечественной войны, когда в цехе № 4 производили иприт и люизит, ядовитые отравляющие вещества, Степан Яковлевич был начальником цеха. Уволился он с завода в 1956 году, имея по профзаболеванию инвалидность 2 группы, после продолжительной болезни скончался в 1965 году. Олег Владимирович фактически деда своего не помнит. А вот бабушку, Нину Николаевну Ломакину, помнит хорошо. Она хоть и проработала всю жизнь на 102-м заводе, сначала тоже в цехе № 4, потом начальником цеха по дегазации спецодежды с производства отравляющих веществ, дожила до 95 лет. Супруги были награждены орденами Трудового Красного Знамени, множеством медалей.

Олег Владимирович вспоминал, что у бабушки был строгий характер — одна из первых пионерок города, комсомолка, потом член КПСС, она и внука старалась воспитать в соответствующих идеологических правилах. Хоть и любила его, но держала в строгости. Тогда в семье никогда не слышали от нее, что она работала на засекреченном производстве, дома только и слышали слово «продукт». Потом, уже много лет спустя, Олег понял, что это был за продукт. И сделал вывод для себя: тот факт, что он серьезно стал заниматься пестицидами и диоксиновой проблемой, не случаен, истоки этого интереса — в судьбах дорогих его сердцу людей. Более обобщенно тема научных исследований Олега Владимировича звучит так: «Влияние факторов окружающей среды на природу и здоровье человека».

А как же медицина?

Родители Олега Владимировича — медицинские работники. Отец, Владимир Степанович, многие годы возглавлял психоневрологический диспансер. До сих пор здесь работает психоневрологом — не представляет своей жизни без любимой работы. Мама, Любовь Николаевна, большую часть трудовой жизни проработала медицинской сестрой в профилактории 102-го завода, где поддерживали здоровье, в том числе и инвалиды с профзаболеваниями, которые производили опасные вещества. Снова факты из биографии Олега логично выстраиваются в единую цепочку.

Конечно, в семье было много разговоров на медицинские темы. Учился Олег легко, много занимался спортом. Поле окончания школы получил даже серебряную медаль. Куда идти дальше — вопрос не стоял. Решили, что в медицинский. Но особо не готовился, пленяла свобода от уроков. И с первого захода он не поступил. Что ж, пойду работать слесарем, решил, было, молодой человек.

— Но тут снова в моей личной жизни появляется слово «экология», — продолжал рассказывать Олег Владимирович. — Уже стали открыто говорить об экологическом неблагополучии в Чапаевске, и по целевому приему нас троих, Романовского, Царева и меня, взяли на 1 курс мединститута, слушателями. Мы приналегли на учебу, и на втором курсе уже получили официальное звание студентов. С 3 курса я стал заниматься в научных кружках института. А с 1 курса, как и многие студенты, трудился санитаром в реанимационном отделении клиник мединститута. Основы науки я постигал на кафедре физвоспитания и здоровья у нашего земляка профессора Геннадия Степановича Козупицы и на кафедре эндокринологии у Нелли Ильиничны Вербовой. Опыта по специализации набирался в эндокринологическом отделении Самары. А с 1997 года стал работать детским эндокринологом в Чапаевске.

Новый этап

Новый этап в жизни нашего города, вернее его экологического оздоровления начался в конце 90-ых годов, когда на территории Чапаевска были обнаружены диоксины. Власти города стал бить тревогу. Тогдашний мэр Чапаевска Юрий Николаевич Липченко и заведующий горздравотделом Владимир Юрьевич Зейлерт много сделали, чтобы привлечь научные институты для исследования проблемы. Благодаря научным поискам московского профессора Бориса Александровича Ревича, который занимался изучением влияния диоксинов на здоровье человека и выступал с докладами на многих международных конференциях и усилиям городских властей была принята федеральная программа по реабилитации территории города и здоровья населения. Эндокринологу Сергееву и урологу Картавцеву было поручено обследовать всех мальчиков школ города, а это 2500 человек, для изучения нарушений развития у мальчиков.

Это послужило началом больших исследований Сергеева о влиянии диоксинов на развитие репродуктивного здоровья мальчиков. С соблюдением всех пунктов законодательства и этических норм наблюдались мальчики с 7 лет до 18. Потом тема была продолжена несколько в другом аспекте. Благодаря профессору Ревичу, Олег Владимирович был включен в состав российской делегации на месячную стажировку в США, там, в Гарварде, он и познакомился с профессором Гарвардской школы общественного здоровья Рассом Хаузером. И началось длительное научное сотрудничество ассоциации медицинских работников Чапаевска с этим американским университетом, от которого в том числе, на научные исследования было получено несколько многолетних грантов. Текущие исследования продолжаются при поддержке и Российского Научного Фонда.

Научные результаты — для практических действий

Интерес к научной работе с каждой, пусть и небольшой победой на этом фронте, у Олега все возрастал. Данные по Чапаевску и методики Сергеева по исследованию влияния окружающей среды на репродуктивное здоровье стали пригождаться ученым не только в России, Москве, но и в регионах страны.

— Уровень науки в области биологии, медицины и охраны окружающей среды растет, — увлеченно рассказывал Олег Владимирович. — Поиск новых знаний идет на стыке многих специальностей, например, химиков-аналитиков, генетиков, молекулярных биологов, эпидемиологов, андрологов. Сейчас мы занимаемся изучением влияния химических веществ, добавляемых в пластики, на репродуктивное здоровье населения. А что особенно важно для всех исследователей? Чтобы научные результаты подкреплялись практическими мероприятиями. И только тогда может двигаться прогресс.

— Вы не собираетесь покидать родной город?
— Нет. Чапаевск — место, где я вырос, здесь живут мои родители, друзья, коллеги, здесь у меня были первые успехи в профессиональной, научной деятельности. И мне хотелось бы, чтобы территория бывшего 102-го завода, впоследствии СВЗХ, была полностью очищена от пестицидов, тем более, насколько мне известно, при содействии нашего губернатора Дмитрия Игоревич Азарова и главы города Виталия Владимировича Ащепкова, работы по данной чапаевской территории включены в федеральный проект «Оздоровление Волги». Ко мне уже обратились с предложением о сотрудничестве специалисты Самарского технического университета, которые будут реализовывать проект по рекультивации. И я, конечно, постараюсь им помочь. Территория завода, где оставили свое здоровье многие поколения жителей Берсола, в том числе и мои бабушка с дедушкой, для будущих поколений должна остаться чистой.

Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото из семейного архива Сергеевых.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *