ПОМНЮ И ГОРЖУСЬ!

В этом году наша страна отметила знаменательный праздник — 75-летие Победы. В нашей стране у каждой семьи есть свои герои самого кровопролитного противостояния двадцатого века. Я хочу рассказать о своих прадедушках, один из которых был тружеником тыла, а другой — участником Великой Отечественной войны.

Здесь тыл был фронтом

Мой прадедушка Григорий Федорович Комиссаров родился 9 января 1909 года в деревне Большая Дергуновка Большечерниговского района. Он окончил 4 класса школы и отслужил в армии, после чего приехал в Чапаевск. Прадедушка женился на Ольге Дмитриевне Шалимовой, моей прабабушке, и у них родились шесть сыновей. В годы войны прадед работал в военизированной пожарной охране завода № 15, водителем. Во время войны на всех чапаевских заводах была бронь, потому мой прадед на фронт не попал, но работа в пожарной охране была не менее опасной, потому что здесь часто гремели взрывы. Люди погибали целыми сменами в мастерских, но останавливать производство было нельзя. Поэтому пожары тушили, завалы разбирали, и почти сразу приступали к работе.

Несмотря на тяжелый труд, мой прадедушка был человеком с большим чувством юмора и всегда старался отвлечь родных и окружающих от грустных мыслей. Кроме того, у него были золотые руки: к прадедушке шли с обувью — ведь лучше него никто не подшивал валенки, чтобы они не промокали. Он прекрасно клал печи и делал собственноручно металлические кружки и ведра.

После войны прадедушка продолжил работать в пожарной части и имел награды за доблестный труд. Он всю жизнь прожил в доме, который построил своими руками, в п. Садово-Дачный. Умер в возрасте 82 лет.

Письмо с фронта: «Маруся, береги детей…»

Прадедушка Егор Царев был из большой трудолюбивой крестьянской семьи. У них был просторный дом «пятистенник», скотина, хозяйство. Но семью прадеда раскулачили, хотя кулаками они не были. Все много и хорошо работали и свое хозяйство нажили честным трудом…

У них отобрали все. Даже дом… Большой семье пришлось жить в землянке, младшим дочерям удалось уехать из деревни к дальним родственникам и поменять фамилию. О случившемся в семье не принято было говорить…

Прадедушка Егор был замечательным столяром: в их доме вся мебель была сделана его руками. У стола были не просто прямые ножки, а с затейливым рисунком, так же красиво была изготовлена кровать. Но, к большому сожалению, ни одна из сделанных им вещей не сохранилась…

Прадедушка погиб в самом начале войны, в 1942 году. Прабабушка Маша получила «похоронку» с известием о том, что ее муж «пропал без вести». Первое время она его очень ждала, еще была надежда… Но горе было велико, и она уходила в поле «выть», чтобы не слышали ее черного плача дети. Прадедушке было всего 27 лет, и он никогда не увидел свою младшую дочь, моя бабушка родилась уже после того, как его забрали на фронт. После войны в деревню вернулся однополчанин прадеда и сказал прабабушке: «Маруся, Гору не жди». Он рассказал, как они попали в плен к фашистам, как голодали. Потом немцы отбирали тех русских солдат, которые были покрепче, себе в рабы. Сослуживец оказался покрепче, а прадедушка был болен. Его и остальных немцы отправили «в баню», а потом просто ее подожгли.

Прабабушка долго хранила последнее письмо мужа, в котором он прощался с ней и наказывал: «Маруся, береги детей». Видимо, прадедушка предчувствовал, что уже не вернется… Письмо было написано на обрывке газеты, его часто читали, держали в руках, увы, оно не сохранилось. Как не сохранилась и единственная фотография прадедушки. Прабабушка очень дорожила ей, но однажды приехала сестра прадедушки, тетя Поля, и очень уговаривала отдать эту фотографию на время. Она хотела заказать у фотографа большой портрет. Прабабушка долго не хотела отдавать фотографию, но все же поддалась на уговоры. Так эта фотография и затерялась.

Татьяна ХАРЫМОВА.
Фото из семейного архива.

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *