ДЕТСАД «СКАЗКА» ­ СНОВА «ЭКОЛИДЕР»

Об этом детском саде известно не только на региональном, но и на всероссийском и международном уровнях. Достижений в области экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста здесь достаточно много, как и наград за эти достижения. Коллектив детсада получил уже седьмой Зеленый флаг Международной программы «Эко­школы/Зеленый флаг», и «Сказка» стала информационно-­методическим центром развития этой международной программы по Самарской области. Цель этих мероприятий и достижений одна ­ дать начальное экологическое образование и воспитать экологически грамотного маленького человечка, который мог бы гордо нести Зеленый флаг по всей своей дальнейшей жизни.

Проектов много, а цель одна

Уже не первый раз детсад № 31 «Сказка» становится «ЭкоЛидером». Но это не значит, что они ежегодно рапортуют об одних и тех же своих достижениях в этой области. Каждый год появляются новые программы и проекты, новые направления. Каждый из 14 педагогов учреждения с детьми своих групп (а их 6) ведет определенную тему, направленную на достижение одной цели ­ эффективное экологическое воспитание и образование детей. Например, Светлана Новикова (вторая слева), педагог ­ воспитатель высшей категории, победитель окружного конкурса «Воспитатель года», с детьми своей старшей группы работает над темой «Изменение климата». Для научных изысканий на территории детсада имеется метеоплощадка. Дети ведут дневники наблюдений, делают выводы.

Рядом с ней на снимке заведующая детским садом Валентина Зелепухина, которая является главным координатором, вдохновителем всех экопроектов и руководителем информационно­методического центра. Воспитатель первой категории Анастасия Лукоянова с младшей группой детей изучают насекомых, наблюдают за их поведением, повадками. Валерия Афиногенова, тоже воспитатель первой категории, с воспитанниками своей средней группы работает над темой «Мусор. Рациональное управление отходами».

А первая слева ­ это воспитатель первой категории Ольга Исламова, неизменный исполнитель главных ролей во всех ярких, сказочных экологических представлениях, которые проходят в детсаде.

Снимок сделан среди елочек не случайно. Это первые елочки, посаженные в их саду, которым гордится весь коллектив. Потом елочки были привезены из Казани, Зеленодольска, ряда других городов, с коллегами из которых дружит коллектив детсада и обменивается опытом. А недавно высажена целая аллея из саженцев елочек, подаренных нашим лесничеством.

Мусор. Что с ним делать?

Одним из приоритетных направлений национального проекта «Экология» является реализация регионального проекта «Чистая страна», и особое место в нем занимает вопрос ликвидации несанкционированных свалок в границах городов Самарской области, в число которых включен и Чапаевск.

С 2019 года в России идет «мусорная» реформа. Во многих городах появляются контейнеры для раздельного сбора и пункты приема вторсырья. Пока перерабатывается 4% всех отходов. Но когда-нибудь, в будущем, удастся покончить со свалками, сделать «мусор» ресурсом, а не проблемой. В «Сказке» поняли, что учить этому детей необходимо с раннего возраста. И здесь успешно действует совместный детско-родительский проект «Спасем планету от мусора», в рамках которого дети узнают о положительном и отрицательном влиянии человека на окружающую среду, даже вместе с родителями провели исследование «Количество мусора моей семьи».

На территории детского сада организован образовательный проект, где педагоги учат детей раздельному сбору мусора, проводят огромную работу с родителями по этому важному вопросу, воспитанники участвуют в сборе использованной упаковки в детском саду и так далее.

Четыре года детский сад участвует в международном проекте «Ригли — Меньше мусора». А фотографии детского сада «Сказка» ГБОУ СОШ № 3 г. о. Чапаевск и информация о ходе проекта в России был размещен даже в международном вестнике проекта «Меньше мусора». Вся работа в этом направлении, уверены педагоги-воспитатели детсада, будет способствовать формированию у детей и их родителей экологически и экономически обоснованного, социально активного отношения к природе.

Дошкольное лесничество

Поиск новых и эффективных форм экологического воспитания в детсаде продолжался. Поняли, что необходимо расширять рамки социального партнерства. Такой партнер у них уже был: сложились добрые отношения с ООО «Водоканал». Представители этого предприятия бывают в детсаде на всех экологических мероприятиях, поощряют детей, победителей конкурсов, в общем дружат давно и хорошо. А детям особенно запомнилось, как два года назад они с работниками водоканала запускали в реку Чапаевка мальков.

В прошлом году особенно укрепилась дружба и сотрудничество с чапаевским лесничеством. Вместе с лесничим Виталием Казаковым обсудили план работы дошкольного лесничества, которое и было официально зарегистрировано договором. Было проведено достаточно много совместных мероприятий. Это и посадка, уход за саженцами деревьев. Особенно детям нравились наблюдения за природными явлениями, объектами живой природы, они вели дневники наблюдений, проводили опыты, эксперименты, создавали гербарии, заготавливали природные материалы для изучения (например, хвои и шишек разных пород хвойных деревьев).

В процессе работы у детей возникали вопросы: как поливать хвойные деревья, почему много высохших деревьев на участке после зимы, почему по-разному облетает листва с деревьев и многие другие. Совместно с детьми были проведены исследование почвы и всех деревьев на участке детского сада. Проводя исследования, выяснили, что несколько деревьев заболело, а некоторые погибли. Что можно сделать? Сначала убрали больные и погибшие деревья, и взамен посадили новые саженцы, любезно предоставленные Чапаевским лесничеством. Так появились новые направления в работе: фенология и фитопатология. Для того, чтобы начать эту инновационную работу, педагоги-воспитатели изучили научные материалы, инструкции по проведению фенологических исследований. За практической помощью снова обратились в чапаевское лесничество.

В результате исследований у дошкольников сформировались экологические знания о растениях, их состоянии (рост, цветение, созревание, увядание), о влиянии погодных условий, их функциях (питание, дыхание, рост), о различных патологиях деревьев. Стали наблюдать за ростом деревьев за месяц. Все это дети зарисовывали и условными значками записывали. На территории детского сада продолжил работу полигон «Земелюшка», а в детском саду его просто называют «Научная лаборатория». Здесь дети со взрослыми наблюдали за перегноем различных продуктов жизнедеятельности человека. Педагоги разработали карту наблюдения за перегноем. Составили таблицу о сроках разложения отходов. На основании полученных знаний ребята делали выводы, что быстро перегнившие продукты можно использовать как удобрение для растений. Землю с перегноем и используется как подкормка для посаженых деревьев на территории детского сада.

Можно еще много рассказывать и о природоохранной деятельности в «Сказке». Это и вывешивание кормушек для птиц зимой, и вывешивание скворечников весной, природоохранных знаков и многое другое.

Чтобы картина социального партнерства детсада «Сказка» была полной, следует сказать, что с нашим дошкольным учреждением взаимодействуют общественная организация «Санкт-Петербург за экологию Балтики», кафедра педагогики, окружающей среды, безопасности и здоровья человека Петербургской академии, детские сады «Антошка» и «Сказка» (Республика Татарстан), министерство лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области и многие другие учреждения. Думается, что воспитанники детсада «Сказка», получив большой объем знаний, вырастут экологически грамотными людьми и станут хранителями природы.

Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото из архива детского сада.

ДОСТИЖЕНИЯ:

— победа в окружном конкурсе «Эколята ­ молодые защитники природы»;
— победа в окружном конкурсе «Детский сад года»;
— победа во Всероссийском конкурсе «Жалобная книга природы»;
— неоднократная победа в Интернет­голосовании за звание «Народный ЭкоЛидер»;
— экологический кодекс детского сада занесен в Международную книгу «Экологические кодексы детей России»;
— опыт работы детсада опубликован в журнале «Экологический вестник Международной программы «Экошколы / Зеленый флаг».

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *